- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект Развитие речи посредством дидактической игры
Проект Развитие речи посредством дидактической игры
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Журба Л.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект (практико-ориентированный)
«Развитие речи посредством дидактической игры»
Участники проекта:
- Учитель
- Дети
- Специалисты
- Родители
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
-
целенаправленно обогащать словарь детей;
-
развитие активной речи;
-
формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
-
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
-
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
-
формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
-
Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Этапы проекта:
Этапы
Формы работы
Деятельность педагога
Работа с детьми
Работа с родителями
Первый этап
организационный
(подготовительный)
-
Выдвижение гипотезы,
определение цели и задач проекта.
-
Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
-
Разработка тематического плана для реализации проекта.
-
Диагностирование детей.
совместно с педагогом-психологом Н.А.Долгополовой
целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.
-
Анкетирование родителей
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях
Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?
да - 75%; наверно - 14%; нет -1%
Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?
У всех имеются 100%
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?
У одного родителя речевые нарушения.
Как часто занимаются ребенком дома?
Каждый день - 6 детей (43%) По возможности - 5 детей (36%). По выходным - 3 детей (21 %)
Второй этап
практический
(реализация намеченных планов)
-
Работа с детьми.
-
Совместная работа со специалистами ДОУ.
Родительское собрание тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша».
Анкетирование «Развитие речи детей».
Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
Посещение семьи.
Индивидуальные беседы.
Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»; буклетов, памяток.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности
1. Дидактические игры:
-
«На игрушку посмотри и картину подбери»
-
«Куда прыгнула собачка»
-
«Поставь возле»
-
«Собери картинку»
-
«Кто где?»
-
«Найди маму»
-
«Лото» «Вкладыши»
-
«Большой - маленький»
-
«Кто с кем живет?»
2. Сюжетно - ролевые игры:
-
«Жеребенок ушиб ногу»
-
«Мама кормит кошку»
-
«Покатаем собачку на машине»
-
«Готовим обед для собачки»
-
«Котик хочет кушать»
-
«Постройка загончика для лошадки»
-
«Полечим собачке лапу»
-
«Завяжем котику бантик»
-
«На паровозе покатаем зверей»
-
«Угощение для собачки»
3. Подвижные игры:
-
«Пес Барбос»
-
«Кот и мыши»
-
«Лошадки»
-
«Курочка хохлатка»
-
«Птички в гнездышках»
-
«Найди кота»
-
«Догони собачку»
-
«Зайка беленький сидит»
-
«Зайцы и лисичка»
-
Игра «Заинька походи»
Театрализованная деятельность
Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказок:
-
«Репка»
-
«Колобок»
Театрализованное представление сказок:
-
«Колобок»
-
«Заюшкина избушка»
-
«Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
-
«Тили - бом»
-
«Пошел котик на торжок»
-
«Киска»
В.Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
-
«Лошадка»
-
«Кто как кричит?»
-
«Бычок»
-
«Мишка»
-
«Зайка»
Чтение р.н.сказки:
-
«Заюшкина избушка»
-
«Теремок»,
-
«Репка»
-
«Волк и козлята»
Третий этап заключительный
-
Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
-
Анализ результатов реализации проекта.
-
Презентация проекта.
-
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
Совместная работа с педагогом-психологом.
Совместно с педагогом - психологом Н.А. Долгополовой мы проводим комплексные профилактические игровые упражнения в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником.
Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,
Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание - 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.
Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.
Создаю условия для проведения дидактических игр
В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.
В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла - кирпичик, вместо градусника - палочка и т.д.)
Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Приложение:
1. Плакат «играя - развиваем речь детей».
2. Памятки родителям.
3. Консультации.
4. Создание буклетов.
5. Беседа.
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры