Проект Развитие речи посредством дидактической игры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект (практико-ориентированный)

«Развитие речи посредством дидактической игры»

Участники проекта:

- Учитель

- Дети

- Специалисты

- Родители

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;

  • развитие активной речи;

  • формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

  • формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

  • Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения

Актуальность проблемы:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Этапы проекта:


Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

  • Выдвижение гипотезы,

определение цели и задач проекта.

  • Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

  • Разработка тематического плана для реализации проекта.

  • Диагностирование детей.

совместно с педагогом-психологом Н.А.Долгополовой

целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

  • Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?

да - 75%; наверно - 14%; нет -1%

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

У всех имеются 100%

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?

У одного родителя речевые нарушения.

Как часто занимаются ребенком дома?

Каждый день - 6 детей (43%) По возможности - 5 детей (36%). По выходным - 3 детей (21 %)

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

  • Работа с детьми.

  • Совместная работа со специалистами ДОУ.

Родительское собрание тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша».

Анкетирование «Развитие речи детей».

Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

Посещение семьи.

Индивидуальные беседы.

Изготовление плаката на тему: «Играя развиваем речь»; буклетов, памяток.

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности

1. Дидактические игры:

  • «На игрушку посмотри и картину подбери»

  • «Куда прыгнула собачка»

  • «Поставь возле»

  • «Собери картинку»

  • «Кто где?»

  • «Найди маму»

  • «Лото» «Вкладыши»

  • «Большой - маленький»

  • «Кто с кем живет?»

2. Сюжетно - ролевые игры:

  • «Жеребенок ушиб ногу»

  • «Мама кормит кошку»

  • «Покатаем собачку на машине»

  • «Готовим обед для собачки»

  • «Котик хочет кушать»

  • «Постройка загончика для лошадки»

  • «Полечим собачке лапу»

  • «Завяжем котику бантик»

  • «На паровозе покатаем зверей»

  • «Угощение для собачки»

3. Подвижные игры:

  • «Пес Барбос»

  • «Кот и мыши»

  • «Лошадки»

  • «Курочка хохлатка»

  • «Птички в гнездышках»

  • «Найди кота»

  • «Догони собачку»

  • «Зайка беленький сидит»

  • «Зайцы и лисичка»

  • Игра «Заинька походи»

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказок:

  • «Репка»

  • «Колобок»

Театрализованное представление сказок:

  • «Колобок»

  • «Заюшкина избушка»

  • «Курочка ряба»

Художественная литература

Чтение потешек:

  • «Тили - бом»

  • «Пошел котик на торжок»

  • «Киска»

В.Берестова «Котенок»

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

  • «Лошадка»

  • «Кто как кричит?»

  • «Бычок»

  • «Мишка»

  • «Зайка»

Чтение р.н.сказки:

  • «Заюшкина избушка»

  • «Теремок»,

  • «Репка»

  • «Волк и козлята»

Третий этап заключительный

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

  • Анализ результатов реализации проекта.

  • Презентация проекта.

  • Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Совместная работа с педагогом-психологом.

Совместно с педагогом - психологом Н.А. Долгополовой мы проводим комплексные профилактические игровые упражнения в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником.


Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание - 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.

Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.

Создаю условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла - кирпичик, вместо градусника - палочка и т.д.)

Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Приложение:

1. Плакат «играя - развиваем речь детей».

2. Памятки родителям.

3. Консультации.

4. Создание буклетов.

5. Беседа.

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры


© 2010-2022