• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Тема: Система работа над составом слова и словообразрованием на уроках русского языка в начальной школе

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Тема: Система работа над составом слова и словообразрованием на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку




Тема: Система работа над составом слова и словообразрованием на уроках русского языка в начальной школе






Составила:Козлова О.А.








Введение

3

Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода

4

Система изучения морфемного состава слова

6

Методика формирования морфемного и словообразовательного анализа

17

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе

слов по составу

17

Методы, приемы и формы организации учебной деятельности, используемые при изучении темы "Состав слова"


19

Примеры занимательных и развивающих упражнений

24

Результаты диагностических исследований

29

Заключение.

30

Литература

31

Приложение Конспект урока

32




















Введение

Одной из актуальных проблем со­временной методики преподавания русского языка является поиск эффектив­ных способов обучения орфографии учащихся начальных классов. Раз­бор слова по составу считается одним из сложных вопросов школьной грамматики, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правиль­ный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических оши­бок, так как русская орфография основана на морфологическом принципе.

Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфо­логический состав слова. Например, учащийся допустил ошибку в слове рас­сказ - расказ. Он не «разглядел» в слове его морфемную структуру, не «уви­дел» корень -сказ- и приставку рас-. Тема «Работа над составом слова» яв­ляется актуальной, а морфемный анализ - эффективным приёмом повышения орфографической грамотности.

Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быст­рее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентиро­ваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в десятках и сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфо­графических правил.

Постоянные упражнения в разборе слов по составу важны и в другом отношении. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик должен пере­брать множество слов в поисках родственных, задуматься над их смыслом. Тем самым обогащается словарь, развивается речь и расширяется общий кру­гозор ученика.

Цель работы: представить методику работы и систематиза­цию учебно-методического материала по теме «Работа над составом слова и словообразованием на уроках русского языка в начальной школе».

Задачи:1.Рассмотреть методику изучения морфемики в начальных классах, проследить, каким образом она способствует формированию, развитию и совершенствованию грамотности и монологической речи учащихся;

2.Выделить трудности, с которыми встречаются учащиеся при изу­чении данной темы.

3.Систематизировать методику использования эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости в целях развития связной речи учащихся;

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова. Данная программа позволяет строить учебный процесс с учетом психологических особенностей младшего школьника, на основе дифференциации, ориентирует на общее развитие ребенка.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождения однокоренных слов и корня в них, суффикса, приставки, подбор однокоренных слов. Во 2 классе на тему «Состав слова» отводится по программе 20 часов, в 3 классе - 4 часа, в 4 классе - 2 часа. Как видим, большинство часов по этой теме во втором классе. Далее представлено тематическое планирование во втором классе по разделу «Состав слова».

Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Ко-во часов

1

Окончание как часть сова

1

2

Изменение формы слова с помощью окончания

1

3-4

Корень как общая часть всех родственных слов

2

5

Однокоренные слова

1

6

Корень слова с чередованием согласных

1

7

Суффикс как часть слова

1

8-10

Значения суффиксов

3

11-12

Образование слов при помощи суффиксов

2

13

Приставка как часть слова

1

14

Значение приставок

1

15

Образование слов при помощи приставок

1

16

Как образуются слова

1

17

Основа слова

1

18-19

Повторяем состав слова

2

20

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

1

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Поэтому я выбрала для себя организацию учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.


Система изучения морфемного состава слова.

Изучение темы "Состав слова" необычайно важно для школьников по нескольким причинам:

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова.

2. Дети узнают об основном способе словообразования, морфологическом.

3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействуют формированию точности речи.

4. Анализ морфемного состава слова, упражнения в словообразовании являются действенным средством развития логического мышления и речи.

5. Без знания морфем, умения их вычленения невозможно усвоение орфографии, так как формирование орфографического навыка происходит по на основе морфологического принципа.

"Уяснение значения слов, - писал профессор П. О. Афанасьев,-важно и для практического употребления языка: оно будет способствовать тому сознательному овладению языком, которое, увеличивая запас слов учащихся, превращает их в отчетливые ясные и точные орудия мысли".

В системе изучения морфемного состава слова выделяют четыре этапа.

1 этап - пропедевтические словообразовательные наблюдения.

2 этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.

3 этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставок,

суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирования навыка правописания корней и приставок.

4 этап - углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.

Рассмотрим более подробно работу на каждом этапе.

Первый этап - пропедевтический (подготовительный)

Этот этап относится к периоду обучения грамоте в 1 классе.

Задачи: 1. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с родст­венными словами, введя термин слова-родственники.

2. Познакомить учащихся с выяснением способа образова­ния слов на допонятийном уровне вводя термин - «какое слово было первым», от какого слова образовалось.

Примеры упражнений:

1Учитель произносит три слова, одно из которых имеет с другими общую значимую часть, но расходится по значению. Дети поднимают кар­точку с цифрой, которая обозначает номер «лишнего» слова.

Белка, беленький, белить.

Лист, лиса, лисенок.

Пес, песочный, песок.

2. Игра «Волшебные деревья».

Из множества карточек с картинками, подписанными несложными сло­вами, детям предлагается найти группу родственных слов. Карточки выреза­ны в виде листочков растений. Этими листиками украшают волшебное дерево.

3. Игра «Собери картинку».

По четыре карточки с родственными словами (вариантов четверок мо­жет быть несколько).

Собрав слова-родственники, учащиеся получают силуэт елочки, звезды и т.п.

Море, моряк, морячка, заморский. Добро, добрый, добряк, доброта Дом, домик, домашний, домовой.

4. «Какое слово было первым?»

Используются сигнальные карточки с цифрами 1,2.. Учитель называет пары слов, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку.

Цветы - цветник. Береза- березка. Моряк -море. Школьник - школа, Мороз - морозец.

5. «Где что находится?»

Найдите слова-родственники и соедините их линиями

Мыло Супница

Сахар Масленка

Масло Мыльница

Суп Сахарница

6. Назовите детенышей:

Коза Лось

Тигр Утка

Кот Слон

Олень Корова г

7. Найдите слова-родственники.

Я поехал рыбачить на Волгу, Рыбаки наловили много рыбы. Из рыбе­шек сварили рыбный суп. А из очень мелкой рыбы мама испекла рыбник.

Второй этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «Родственные слова».

2. Начать работу по формированию умения находить родственные слова (общий способ).

3. Познакомить практически со словообразовательными гнездами слов; проводя семантический анализ образованных слов, ввести их в предложение и текст.

4. Учить детей различать родственные слова и слова-синонимы.

5. Познакомить учащихся на допонятийном уровне с осно­вой слова и окончанием.

Примеры заданий

1. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой груп­пы. Почему?

Ледник, белить, раздарить, побелка, лед, дарственный, ледниковый, беляк, подарочный, белизна, дар.

Подчеркните в словах каждой группы общую часть.

2. Напишите, устранив в каждом ряду «лишнее» слово. Ответ обоснуйте

нос, носильщик, носик, носатый;

час, часок, часть, часовщик.

3. Выпишите пары слов, которые являются родственными.

Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик

4. Прочитайте. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти. Подчеркните общую часть родственных слов.

Куст-кустик
Море-моряк
Зима - зимовать
Сон - сонливый

5. Прочитайте. Напишите слова в соответствии с шифром (шифр ука­зывает на количество слогов в словах),

Цветок, цветной, зацветать. Шифр:

Лень, ленивый, лениться, 1)1-3-3

Белок, белый, белить. 2) 2-2-2

Вес, весовой, взвешивать. 3) 2-2-3

Выделите общую часть родственных слов.

6. Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б(а/о)бры - трудолюбивые ж(ы/и)вотные. Звездное небо очен(-/ъ) красивое. Все знают б(а/о)бровые домики и плотины. Звезды находятся д(о/а)леко от нас.

7. Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напиши­те, вставляя нужные буквы.

У пеликанов особые клювы - сач(ь,-)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыб(ъ,-)ю стайку, разинул клюв и подхв(о,а)тил сач(ъ-)ком добычу. Удобно л(а,о)вить и пе-ликанятам и в гн(е,и)здо рыбу н(а,о)ситъ. В сумку пом(иуе)щ(ауя)ется много рыбешек. Сумоч(ь,-)ка х (а, о)р(а, о) шо растягивается.

Подчеркните родственные слова. Найдите в тексте описание.

Трудности в вычленении родственных слов по признакам.

Учащимся необходимо выделить следующие признаки:

1. Несколько слов (3-4 слова); используется примем нахождения.

2. Слова сходные по значению (лексический признак).

3. Есть общая часть (структурный признак). При знакомстве с понятием «родственные слова» используют приемы:

- наблюдение;

- сравнение;

-обобщение;

- классификация.

Например, учитель предлагает на доске записанный ряд слов через за­пятую с одинаковым корнем, но с разными значениями. Главное, чтобы дети увидели, чем схожи, различны, связаны.

Вода, водитель, водяной, подводить.

- Ребята, как вы думаете, зачем слова написаны на доске? Для чего?

(Идет постановка учебной задачи)

- Как можно сгруппировать эти слова? (По значению)

- Как вы их запишите? (В столбик)

- А дальше что? Что их кроме значения объединяет?

(Есть одинаковая часть)

- Как будем называть такие слова?

(Затем обратиться к учебнику и прочитать о родственных словах)

Из этого фрагмента можно выделить практическую (учебную) задачу: как находить родственные слова (учусь находить), с чего начну их находить. При работе на допонятийном уровне над основой слова и окончанием на доступных примерах используются приемы:

- наблюдение;

-анализ;

-классификация.

Например, на доске записан ряд слов с одинаковым корнем, с раз­ными окончаниями. Главное, чтобы учащиеся увидели, что слова схожи (имеют одинаковое значение), есть отличительный признак - разные оконча­ния, но это одно и то же слово.

Лиса, лису, о лисе, лисой. Лесник, лесника, лесником...

- Чем слова отличается друг от друга?

(Это слова, которые отличаются только последними буквами)

Можно ввести термин «форма одного и того же слова».

Третий этап -изучение специфики и роли в языке корня, приставок,

суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания.

Задачи: 1. Познакомить с каждой частью слова и научить распозна­вать эти части между собой.

2. Ввести понятие «корень слова» как центра словообразо­вания, центра словообразовательного гнезда, как общей час­ти родственных слов (по традиции).

3. Познакомить с понятием основы слова и сформировать умение видеть ее в слове.

4. Сформировать умение у учащихся находить каждую часть в слове, при чем доказывая.

5. Ввести линию практического ознакомления со словообра­зованием: от разбора слова - к его модели.

6. Сформировать умение у учащихся производить словооб­разовательный разбор.

7. Сформировать умение у учащихся производить морфем­ный анализ слова (разбор слова по составу).

Последовательность знакомства:

(1) корень и однокоренные слова;

(2) Окончание и основа;

(3) Приставка и суффикс.

(1) При знакомстве с корнем необходимо подвести учащихся к ответам на такие вопросы:

1. Какую роль выполняет данная часть в слове.

2. Как она называется и почему.

3. Как найти эту часть в слове. Например: Книжная (лавка).

а) определяю значение слова;

6) подберу 3 родственных слова: книга, книгой, книжечка:

в) найду общую часть, которая повторяется в каждом слове;

г) сравню общую часть слова и значение;

д) назову корень - книж-.

Корень (упражнения)

1. Из данного ряда слов выпишите однокоренные слова парами проверочное-проверяемое. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы

С*ний, д*брота, т*снота, л*чит, п*тна, ч*стота, синь, т*сный, ч*стый, п*тнистый, л*чение.

Образец: синь - синий.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее Ответ обоснуйте. Корень выделите.

1) поле, полочка, полевой, полюшко.

2) печурка, печь, печка, печать.

3. Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием соглас­ных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень.

Пух, бег, пекарь, замок, лекарь, нож, снег, дороги, творог, пирог.

Какой вывод можете сделать?

4. Игра «Почему их так зовут?»

Подберезовик, одуванчик, черника, снегирь,

5. Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву или цифру. Ответ обоснуйте.

1)земля- с. земляной - п. заземлить- ?

2) безземельный -4 земляника - 4 подземный- ?

Сгруппируйте слова в зависимости от вопросов, на которые они отве­чают. Выделите корень.

6. Прочитайте. Добавьте к каждому из них по одной букве так, чтобы получилось новое слово. Напишите слова парами. Корень выделите.

каска -? еда - ?

шар - ? беда - ?

пар- ? роза- ?

1. Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подоб­ное. В однокоренных словах выделите корень.

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Туляк живет в Туле.

8. Прочитайте. Напишите текст, поместив в него предложение, объяс­няющее, что такое кедр. Вставьте пропущенные буквы.

В тайге растет кедр. Кедровник - любимое ме­сто многих ж*вотных и птиц. Ос*н*ю в нем созревают кадровые ш*шки. Ими лакомятся медведи и к*баны, бурундуки и белки, Прилетает кедровка. Запасливая птичка собирает запасы и кл*дет их под *зы/с. Под ним пом*щ*ется до 160 орешков. Затем к*дровоч*ка прячет св*е богатство в мох, в дупла. Весной в тайге появляются молодые кедры.

В однокоренных словах выделите корни.

Окончание

1. Определите смысловую связь между словами левой части каждого примера. Составьте такую же пару из слов правой части, выбрав одно из слов. Напишите. Выделите окончания. Какое слово в них лишнее?

1) школа - обучение больница (доктор, ученик, лечение, больной)

2) ноги - сапоги руки (кулак, перчатки, палец, кисть)

2. Слова с окончанием -а обозначайте «+», другие - «-».

(Шифр)

Река, озеро, пила, утро, + - + -

звезды, роса, мячи, ворота - + - +

3. Вместо вопросительного знака напишите подходящую букву. Ответ обоснуйте. Выделите корень и окончание.

1) дерево-сосна птица - снегирь рыба- ?

2) зима-д.

весна - м.

осень- ?

4. Прочитайте. Постарайтесь запомнить (через 1-2 минуты предъявлен­ные вторые слова стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите пары полностью, вставляя пропущенные буквы.

з*ма-сн*г м*локо - к*р*ва

д*р*во- лист меб*лъ-шкаф

земля-небо дом - с*м*я

В словах выделите корень и окончания.

5. В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо
явления, а другое является следствием этой причины. Определите и напиши­
те их в следующем порядке: причина-следствие. Избегайте повтора одинако­
вых слов, заменяйте их другими. В именах существительных и глаголах вы­
делите окончания.

1. Повеяло прохладой. Наступил вечер.

2. Заяц выходит за кормом в сумерках. Заяц - зверь ночной.

6. Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончание в одно-коренных словах.

Ночью ствол дер*ва ст*нал и скр*пел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дер*во тихо стояло. И вдруг оно запело! Звуки имелись изнутри ств*ла. Оказывается, в дереве было дупло, в дупле

гн *здо, а в гн *зде - д *тлята.

Приставка

1. Прочитайте, Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте.

1) надел, покрыл, пошел, понес.

2) обрубит, обрежет, обстучит, свяжет.

3) соединение, соловей, согревание, созрел.

4) отрезать, отдыхать, отцовский, оттаять.

2. К названному имени существительному подберите и запишите имя прилагательное (в столбик). При повторном чтении напротив каждого имени прилагательного напишите по памяти соответствующее ему ранее названное имя существительное, выделите в них корень и приставку. Найдите среди них лишнее.

Существительные: привычка, находка, загадка, запах.

3. Напишите строчки по памяти. Найдите в них слова, в которых есть все изученные части слова. Выделите их. Подчеркните все орфограммы.

Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги,

4. Прочитайте. Вместо вопроса поставьте нужную цифру или букву Ответ обоснуйте.

1) улов-1 приход - 3 посадка- ?

2) подъезд-о Разъезд-а предъюбилейный ?

8. Поставьте <<+», если услышите слово с приставкой, и «-» без нее. (шифр)

бег, забег, побег, разбег - + + +

полет, лет, вылет, перелет + - + +

отнес, занес, нес, вынес + + -+

9. Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Крот- один из самых драчливых зв*рей. Большую ч*ст* ж*зни он проводит (под)землей. Толстый и полуслепой, он не знает пощ*ды. Если (в)подземных х*дах встречаются два кр*та, на­чинается см*ртел*ная битва. ,

Выделите в словах приставки. Задайте вопросы.

Суффикс

1. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите,
выделяя корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, топорик, холодок.

Определите значение суффиксов

2. Прочитайте. Исключите лишнее слово. Сгруппируйте цепочки по­парно в зависимости от значений суффиксов. Суффиксы выделите:

1) рыбка, дубок, горка, норка;

2) тракторист, пианист, танкист, печник:

3) полюшко, солнышко, шуточка, зернышко;

4) шахтер, барабанщик, лифтер, боксер.

3. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя их первые слоги:

1 ) забор, гадкий, камера;

2) кровоток, ватрушка, каша;

3) овца, чарка, каша.

Запишите к ним проверочные. Найдите лишнее слово в исходных и со­ставленных словах.

Или: вышел прямой водить колоть

полет краски дочка лапа
послал дарит холодок мост

Составьте предложение, в которое бы вошло возможно большее коли­чество образованных слов.

Или: (в стихотворной конфигурации).

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке спрятан

Вся же ~ в дневнике я и в журнале ...

4. Используя части слова, расположенные на доске, собери слова.

груст груз ушк н бел на [ий]

к ран ник вагон ый

5. Послушайте и постарайтесь запомнить словосочетания. Ориентиру­ясь на первую часть, напишите в строчку последнее слово каждого словосо­четания.

сажал морковку

пошел на зарядку
поливали вырезки
газетные в теплице

Написанные слова разберите по составу.

6. Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения, в которых сло­ва имеют одинаковый состав. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скоб­ки. Подчеркните орфограммы.

Л*сичка з*лезла (в)нору.

Заяц др*жит (под)кустом. Дятел стучит (по)дер*ву. Белоч*ка убегает (от)с*вы.

На какую тему написаны предложения?

Одним из видов упражнений будет работа со словообразовательным словарем Тихонова А.Н., которая поможет ввести понятие «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда.

(2) При работе над окончанием выделяют следующие задачи:

1. Выделить основную синтаксическую функцию. (Окончание - не только часть слова, оно еще выполняет синтаксическую функцию).

Например: дан текст, в котором представлено одно и то же слово в раз­ных падежных формах. Задачи: 1 подвести детей к пониманию того, что сло­во употреблено в каждом предложении, оно изменяется в зависимости от предложения, показателем изменения служит буква в конце слова.

Дети делают вывод, что эта буква изменяемая и служит для связи слов в предложении. Можно предложить несколько предложений с «неправиль­ными» окончаниями.

2. Познакомить, сформировать умение находить окончание (показы­ваться на примерах различных частей речи). Например:

кому? брату, собаке.

какой? красивый, какому? красивому

что делает? рисует, что делаешь? рисуешь.

Способ нахождения окончания:

- выяснение значения слова;

- постановка вопроса к данному слову (чтобы распознать способ изме­нения);

- изменение слова;

- нахождение измененной части - это окончание. При работе над основой выделяют следующие задачи:

1. Выделить основу как часть слова без окончания, в которой заключа­ется лексическое значение.

2. Практическое наблюдение за членимостью (основа состоит из двух и более морфем) и нечленимостью (основа ровна корню).

3. Сформировать умение находить основу слова.

Работа по выделению основы может идти как отдельная тема, а может быть рассмотрена параллельно при знакомстве с окончанием. Способ нахождения основы:

- выяснение значения слова;

- нахождение окончания;

- часть слова без окончания - основа.

Позже будет освоено определение корня как непроизводной основы Рассмотрено слово с точки зрения его производности, непроизводности.

Приставки и суффиксы можно изучать одновременно, выделив
функции:

1. Образуют новые слова.

2. Образуют формы слова.

Предлагается на одном слове указать роль, которую выполняют остав­шиеся части слова, все, что известно нужно выделить.

Подберезовик

Учебная задача: узнать, как называются неизвестные части слова. После обсуждения делается вывод.

Можно изучать каждую часть слова отдельно, делая вывод для каждой части слова, а затем обобщить полученные знания.

Фрагмент урока:

Цель: познакомить с приставкой, выделить ее функции.

На доске написать слова: влетит, вылетит, пролетит, облетит.

- Прочтите, как называются слова? (Однокоренные)

- Почему вы так считаете? Выделите корень.

- Какая еще известная часть слова имеется в данных словах? (Окончание)

Влетит, вылетит, пролетит, облетит

-Какую часть мы не видели в данных словах? (Часть, которая стоит перед корнем).

- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается значком:

- Что меняется в слове с изменением приставки? (Меняется смысл, значение слова).

- Докажите, используя два любых слова, которые написаны на доске.

Вывод: приставка служит для образования новых слов.

После изучения всех частей слова целесообразна система практических работ по моделированию структуры слова.

Четвертый этап - углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.

Цель: 1. Заложить основу (теоретическую и практическую) в овладе­ние учащимися навыками правописания корня, приставки, суффикса, окончания различных частей речи.

2. Познакомить учащихся с основным принципом правописа­ния, который реализуется в учебниках - морфологический принцип правописания.

3. Познакомить учащихся с единым способом решения орфо­графической задачи в написании корней, приставок, оконча­ний.

4. Учить детей различать сходные орфографические явления, устанавливать взаимосвязи между знаниями, которые состав­ляют основу орфографического явления.

Методические приемы, используемые на данном этапе: создание частично-поисковой ситуации, создание речевых ситуаций, когда ученик осознает, для чего ему нужно орфографическое правило, умение.

1. Распределите слова по графам таблицы.

Цель: усвоить правописание приставок.

о- об-\ обо-\ нет приставок

оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок, ободрить

2. Напишите цепочки, устранив «лишнее». Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

1) з*пах, з*бота, з*бег;

2)п*друга, п*дшитып, поднос;

3) п*р*ход, п*р*чница, п*р*грузка.

3. Прочитайте фразеологизмы. Сгруппируйте их по смыслу. В словах выделите приставки.

Кот наплакал; рукой подать; водить за нос; обвести вокруг пальца; и был таков; след простыл; капля в море; в двух шагах.

4. К данным словам подберите антонимы с приставками бес- (без-). Объясните выбор.

Вредный, честный, земельный, шумный.

5. Услышав слово, запишите только приставку, (перфокарты)

сделал, отдал, перешел с от пере

достроил, обошел, подплыл до обо под

соединить, соловей, полено со - -

6. Прочитайте стихотворные строки. Выпишите в них слова с пристав­ками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания,

Цель: развитие умения отличать приставку и предлог. Образец: от мыла -от нового мыла, отмыла - перемыла.

  1. Зависело б (от)мыла,,

Веснушки я б (от)мыла.

2) Сугробы снега вьюги(на)мели,

И грузовик, как баржа (на)мели.

2. Напишите цепочки, устранив «лишнее». Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

1) з*пах, з*бота, з*бег;

2)п*друга, п*рог, поднос;

3) п*р*ход, п*р*чница, п*р*грузка.

3. Прочитайте фразеологизмы. Сгруппируйте их по смыслу. В словах выделите приставки.

Кот наплакал; рукой подать; водить за нос; об­вести вокруг пальца; и был таков; след простыл; капля в море; в двух шагах.

4. К данным словам подберите антонимы с приставками бес- (без-). Объясните выбор.

Вредный, честный, земельный, шумный.

5. Услышав слово, запишите только приставку, (перфокарты)

сделал, отдал, перешел с от пере

достроил, обошел, подплыл до обо под

соединить, соловей, полено со - -

6. Прочитайте стихотворные строки. Выпишите в них слова с пристав­ками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания,

Упражнения могут быть представлены и использованы как в индивиду­альной, так и в групповой работе. Они помогают обеспечить формирование у школьников устойчивых навыков грамотного письма, и обогащают словар­ный запас.

В настоящее время, согласно утвержденным программам, морфемный состав изучается в качестве самостоятельной темы во II классе. I класс рассматривается как пропедевтический; в III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи.


Методика формирования морфемного и словообразовательного анализа.

Важное значение имеет методика формирования морфемного и словообразовательного анализа.

Морфемика и словообразование - особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.

Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Образование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов. Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части - морфемику и собственно словообразование. Морфемика - учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о

строении, структуре слова, об "инвентаре морфем" языка. Словообразование изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

Задача морфемики - это изучение морфемного уровня языка. Задача словообразования - изучение словообразовательной системы данного языка.

Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц - морфем - и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова. Разные морфемы в составе слова обладают разным значением.

Морфемы различаются по ряду признаков: по роли в слове, по месту в составе слова, по выражаемым значениям. Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные (служебные), которые противопоставляются друг другу.

Таким образом, выяснить состав слова - это значит установить все морфемы, из которых состоит слово, это и есть морфемный анализ слова (добр-ый, добр-як, добр-о; сказ, рас-сказ, сказ-к-а). Проделать словообразовательный анализ - это значит найти то исходное слово, т.е. ту производящую основу, от которой образовано данное, именно это слово; словообразующие аффиксы и определить, каким способом оно образовано.

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе

слов по составу.

Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное значение, вторые - только внешние признаки (его буквенный или звуковой состав).

В настоящее время установлено, что причины ошибок связаны не только с возрастными особенностями, но и с дефектами методики обучения.

1.Прежде всего ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т.п.

Чтобы избежать подобных ошибок важно рассматривать обязательно два признака родственных слов - в первую очередь семантический (слова, близкие по значению), затем - формальный (имеют одинаковую часть); упражнять учащихся в различении однокоренных слов и синонимов.

Примеры заданий:

Объясни значение каждого слова с помощью слова сила: сильный, силач, силища, усилие.

Выпиши только пары однокоренных слов: гриб - боровик, мебель - стул, лес - лесник, домик - избушка, стол - столбик, стол - столик.

Игра «Третий лишний». Какое слово лишнее? Почему?

Пять, пятно, пятнистый.

К данным словам подбери однокоренные слова с указанным значением. Выдели корни.

- дом-

Большой дом

Существо, которое по представлениям суеверных людей, обитало в каждом доме

Прирученное животное (не дикое)

2. Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно, естественно, это заметно на начальном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи. Поэтому важно учить детей различать формы слов и родственные слова.

Примеры заданий:

1.Найди ошибку в подборе родственных слов:

А) дом, дома, домик

Б) лес, у леса, лесной.

2. Игра «Какое слово лишнее?»

Море, моряк, к морю, морской.

3.Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонематическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской графики.

Конкретные варианты, которыми представлена морфема в речи, называют морфами. Морфы каждой морфемы чередуются в зависимости от грамматической позиции: ходить, но хожу; бродить, но брожу и т.п., то есть перед -ить корень кончается на д, а перед окончанием первого лица д заменяется на ж и т.д.

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке. И если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Все эти слова родственные, произошли от одного слова - снег. Эти слова имеют корень снег- (снеж-) В корне чередуются звуки.».

Примеры заданий:

1.В каждой паре родственных слов обозначьте корни, сравните их и выпишите чередования: сухарь - сушить, спросить - спрашивать, мыть - мою, лев - льва.

2.Подбери однокоренное слово с чередованием звука в корне: возить -…, крутить -…, простить - …

Во втором классе учащиеся познакомились со значением частей слова, входящих в его основу: корнем, приставкой и суффиксом

Необходимо четко разграничивать один и тот же корень (приставку, суффикс, окончание) и разные корни (приставки, суффиксы, окончания), которые совпали по звуковому (фонемному) составу. Или, напротив, при разном звучании имеют одно только значение. Таким образом, говорить о такой же морфеме можно при совпадении обоих ее признаков.

Таким образом, при разборе слов по составу, как и при звуковом анализе, учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение современной структуры слова и его происхождения.


Методы, приемы и формы организации учебной деятельности, используемые при изучении темы "Состав слова".

На уроках русского языка применяю следующие методы обучения:

  1. Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.

2.При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

3.Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу со схемами, таблицами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

4.Метод Решение проектных задач позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

5. Технологию критического мышления, ТРИЗ

Свою работу я также строю на основе дифференцированного подхода, который позволяет развить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Дифференциация образования является залогом предоставления каждому обучающемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом развития обучающегося с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Сущность дифференциация состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы обучающихся к достижению цели.

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаковый. В зависимости от этого можно выделить три группы:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что в свою очередь способствует творческому исполнению полученных знаний в новых ситуациях.

Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.

Приведем примеры дифференцированных заданий по теме «Состав слова».

Задания для индивидуальной работы:

1.При отработке на практике умения разбирать слова по составу даю следующие задания:

Даны слова: лунный, домик, Мариночка, подберезовик

1 группа - разобрать слова по составу, определить слово, от которого образовалось данное.

2 группа: разобрать слова по составу

3 группа: разобрать слова по составу, пользуясь алгоритмом:

  1. Прочитай слово

  2. Выделяю окончание. Для этого изменяю форму слова. Изменяемая часть слова - это окончание.

3. Выдели основу слова. Основа - это часть слова без окончания.

4. Выдели корень. Для этого подбери однокоренные слова и найди в них общую часть

5. Выдели приставку (если она есть). Приставка стоит перед корнем.

2.Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу, где учащиеся репродуктивного уровня дополняют нужное правило (данное) недостающими словами.

Разбор по составу.

Для учащихся репродуктивного уровня:

Помнишь ли ты порядок разбора слов по составу? Допиши пропущенные слова.

1.Прежде всего выделяем в слове ___________ . Для этого нужно ____________ это слово. Часть слова, которая будет меняться и есть _____________ . Часть слова без _________ это основа.

2. Теперь находим ______________ . Для этого подбираем к слову _________ слова.

Общая часть родственных слов и есть __________ .

3. Выделяем, если в слове суффикс. Для этого смотрим, что стоит между ___________ и _________ . Проверяем, есть ли выделенный суффикс еще в каких-нибудь словах .

4. Проверяем, есть ли в слове _____________ . Для этого смотрим, есть ли часть слова перед ________ . Проверяем, есть ли выделенная приставка еще в каких-нибудь словах.

Для конструктивного и творческого уровней:

Вспомни правила разбора слов по составу.

Данные слова разбери по составу: березка, подснежник, зарисовки.

Задания для групповой работы

  1. 1 группа: выпиши из текста родственные слова, разбери их по составу.

В тайге растет кедр. Кедровник - любимое ме­сто многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки, Прилетает и кедровка -запасливая птичка.

2 группа: выпиши из текста выделенные слова, докажи, что это родственные слова.

В тайге растет кедр. Кедровник - любимое ме­сто многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки, Прилетает и кедровка - запасливая птичка.

3 группа: выпиши из текста выделенные слова, докажи , что это родственные слова. Для этого выдели в каждом слове корень (общая часть) и подумай о значении слова.

2. 1 группа Прочитайте слова. Раздели их на группы. Объясни свое решение. Море, моряк, у моря, к морю, морской, на море, морячок

2 группа Прочитайте слова. Раздели слова на две группы (формы слова и однокоренные слова) Разбери слова по составу. Море, моряк, у моря, к морю, морской, на море, морячок

море море

у моря моряк

на море морской

к морю морячок3 группа Прочитайте слова. Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика? Разбери слова по составу.

Таким образом, дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Основными методическими приемами при изучении состава слова являются морфемный анализ, сравнение, замена, выделение, выявление причинно-следственных связей, группировка и обобщение, вставка, орфографический разбор на основе словообразования. Морфемный анализ после изучения морфемного состава проводится ежеурочно. Прием сравнения постоянно используется при выделении корня после мотивированного отбора родственных слов. После определения значения слова полезно проводить работу по замене служебных морфем.

На уроках русского языка использую игры, стихи, грамматические сказки, загадки, занимательные задания, ребусы , кроссворды, орфографические задачи, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. Объясняю на близком занимательном и понятном детям материале. Учу задумываться над словообразованием и происхождением слов, исследовать слова, обучающие и развивающие моменты, связанные непосредственно с темой урока.

Как показывает практика, такая организация учебной деятельности приводит к повышению предметной мотивации, учащиеся с интересом работают на уроках, вникают в тайны языка, исследуют слова, выполняют задания творческого характера, добросовестно относятся к выполнению всех заданий, грамотно выполняют разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Дети учатся подбирать осознанно родственные слова, для проверки орфограмм корня, понимать и доказывать единообразное написание родственных слов. Опережающее обучение помогает шире и глубже понять правописание изучаемых орфограмм корня.

Большое значение имеет, какие формы применяет учитель на уроках русского языка (индивидуальную, фронтальную, коллективную (парную, групповую). Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся при их сотрудничестве внутри групп. Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя.

Примеры заданий для групповой работы

  1. Каждая группа получает одинаковое задание. Учащиеся обсуждают проблему, делают вывод, договариваются, кто будет отвечать от группы.

Емеля по дороге встретил гуся и спросил:

-Вы кто такие?

-Я - гусь, это - гусыня, а это - наши гусята.

-А ты кто?

-А я их родственница - тетя Гусеница.

(Права ли гусеница? Докажите)

  1. Каждая группа получает свой набор слов. Выполняет задание договариваются, кто будет отвечать от группы

Найдите лишнее слово, докажи.

1. нос, носильщик, носик, носатый

2. час, часок, часть, часовщик

3. гусь, гусята, гусеница, гусыня

4. циркуль, цирк, цирковой, циркач

Одной из форм коллективной организации обучения является парная работа учащихся. При организации парной работы два ученика выполняют какую - то часть работы совместно.

Примеры заданий для парной работы:

1. Упражнения на решение задач, содержащих ошибочные, но формально
аргументированные точки прения.

1. Слова горе, горец, горит, гористый, горка однокоренные, так как имеют общую часть гор- .

2.Надо писать Сдоровье , так как приставки з- нет.

Учащиеся дают аргументированный ответ на решение задачи.

2. Дайте своему соседу определение корня. Выпишите те примеры, где вы можете определить в словах корень по данным родственным словам.

а) синел, синела, синело;

б) синий, посинел, осина;

в) синий, посинел, синел, синь.

Проверка задания.

Программа действий составляется вместе с учащимися, что способствует ее сознательному применению. Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово. Учащиеся пользуются памяткой «Как я разбираю слово»

Усвоение темы "Состав слова" в начальных классах имеет большое значение для дальнейшего изучения русского языка, осуществляется серьезная подготовка к последующему изучению частей речи. Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Разбор слов по составу может использоваться в качестве самостоятельного упражнения, но он более эффективен в сочетании с другими видами. Морфемный анализ слова - важное средство, способствующее пониманию учащимися лексического значения слова, правильности написания его морфем. Поэтому он применяется учителем в целях раскрытия лексического значения мотивированных слов, например, таких, как памятник, теплица, парник, подорожник, подснежник, подарок, пограничник, содружество, собеседник, побелка, поливка и т.п. У учащихся II и III классов необходимо вырабатывать потребность, прежде чем написать слово, требующее проверки, выяснить, из каких частей оно состоит, поскольку каждая морфема имеет свои правила проверки.

Примеры занимательных и развивающих упражнений


  1. Грамматическое домино по теме «Состав слова»

В течение 3-5 минут дети повторяют, что уже знают по теме «Состав слова». Сначала можно раздать по одной карточке, а затем можно продол­жить составление домино. Все карточки написаны на полосках-карточках одинакового формата. Они перемешиваются и раздаются учащимся. К задан­ному вопросы требуется найти (дать) правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка с номером 1, а дальше - вопрос-ответ.

Какие слова называются однокоренными

Общая часть родственных слов

Назовите главную часть слова

Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых родственных слов

Назовите изменяемую часть слова

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов

Что такое корень?

Изменяемая часть слова, служит для изменения формы слов и связи слов с предложении

Что такое приставка?

Сначала выдели в слове окончание, потом - корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффикс

Что такое суффикс?

Подбери однокоренные слова. Выдели общую часть. Это и будет корень

Что такое окончание?

Подбери родственные слова и выдели корень. Отметь часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это и будет приставка.

Как выделить корень слова?

Корень

Как выделить приставку?

Измени форму слова. Выдели изменяемую часть. Это и будет окончание.

Как выделить суффикс?

Слова, у которых одинаковый корень и они близки по значению.

Как выделить окончание?

Окончание


  1. Грамматические сказки

1) Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово - корень стол

Это слово, слово- корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

2) . Встретились однажды корень куста и корень слова.

к. - Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?

сл. - Я тоже корень, - отвечает другой.

к. - Я в земле живу, - сказал первый,

А ты где живешь?

сл. - Я живу в словах, - ответил второй.

к. - Ну какой же корень может жить в словах? - усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

- Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (новые слова)

Давно это было. На одной полянке поселились корни слов. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова. котенок котята котик кот

- Прочтите слова, из какого корня выросли слова на полянке?

3) «Случай в городе Слованске».

Вот что случилось однажды на городской площади.

Окончания работали связистами на телефонной станции. Звонит, например, слово МЫ на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите меня со словом играть, пожалуйста». И прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединяет нужное окончание. Получается, мы играем. И решили окончания, что они самые значимые части слов.

Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали.

И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысл найти не могут.

4) сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Почему гости не сразу приметили чужака?

Не поможете ли вы найти своих родственников слову «водитель»?

Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел в гости в этот раз.

5) В густом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Ели, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мать. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белочки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. - В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов это самая лакомая еда.

- Что интересного вы заметили?

- Какие однокоренные слова встретились в этой сказке? (Елочка, елка, ель, ельник, еловые)

6) Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

- Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. - Суффиксы - это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например - лес - лесной, сад - садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть - которые часто используются в образовании новых слов.

7) Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова: ходунок, ходули, ходики. Как только появлялись дамы - приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов и вовсе стоял в конце.

Получались такие слова: заход, выход, поход, походка, приход, переходил.

- Запишите слова с приставками. Где их место в слове? Зачем нужны приставки?

3. Кроссворд «Морфемы»

Учитель: Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Тема: Система работа над составом слова и словообразрованием на уроках русского языка в начальной школе

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!

  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

4. Занимательные рифмы

  1. Слово делится на части,
    Ах, какое это счастье!
    Может каждый грамотей
    Сделать слово из частей!

  1. Если знаешь части слова,
    То напишешь их толково.
    Помни при разборе слова
    Окончанье и основу
    Первым делом находи.
    После корня будет суффикс,
    А приставки - впереди.

  1. Корень слова - значимая часть.
    Над словами родственными держит власть.
    Выясни умело линию родства -
    Однокоренные подбери слова.

  1. У корней иных, представьте-ка,
    Есть дама гордая - Приставка,
    Стоит всегда лишь перед ним.
    За корнем суффиксу нашлось местечко,
    Заняв его, конечно, он сел навечно.

  1. Часть слова, которая изменяется,
    Окончанием называется.
    Остальную же часть слова
    Именуем мы основой.

  1. Много с буквами хлопот,
    Уж такой они народ.
    Но когда с умом, толково
    Их построишь в чёткий ряд, -
    Превратятся буквы в слово
    И с тобой заговорят!


  1. Помни: при разборе слова
    Окончанье и основу
    Первым делом находи.
    После корня будет суффикс,
    А приставка - впереди

  2. Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова



  1. Слов на свете нам не счесть

В каждом слове корень есть

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.



  1. Колосок, лужок, лесок,

Речка, ветерок, цветок.

Все внимательно прочтите

Слово лишнее найдите



  1. Крышка, крошка и селедка

Сумка, банка, сковородка -

Кто скорее всех узнает,

Что слова объединяет?

Их внимательно прочтите

Что в них общего найдите.



  1. Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька

Садик и садочек,

Папочка, сыночек -

Суффикс в слове очень нужен,

Знай его и будь с еим дружен.


Результаты диагностических исследований

С помощью диагностик установлено, что ведя такую работу целенаправленно и систематически, можно достичь положительных результатов как в предметной области, так и развитии мыслительных процессов, а также повысить предметную мотивацию, учащихся. Такая работа способствует повышению качества обученности учащихся. Результаты представлены на гистограммах.


Заключение.

В работе были рассмотрены теоретические основы темы «Состав слова» и методика работы над ней в начальной школе.

Была доказана значимость этой темы для развития орфографической зоркости учащихся. Многие орфографические правила прямо опираются на знание состава слова. Поэтому, чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слов и точно определять границы между ними.

Морфемный и словообразовательный анализ слова - одни из эффек­тивных приемов обогащения словаря младших школьников, который расширяют кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение. Прочна связь с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления необходимо разбираться в составе слова. Главное состоит в том, чтобы разбор слова по составу не проходил ме­ханически, когда всю работу по составу слов сводят к умению выделить корень, а это приводит к механическому разрубанию слова на куски, к выделе­нию корня только потому, что похожий звуковой комплекс слышится и в другом случае.

Были рассмотрены этапы работы над составом слова и выделены типичные ошибки учащихся в процессе усвоения темы. Также систематизированы упражнения по каждому этапу работы, представлен дидактический и занимательный материал.

Организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН.


Литература

БетеньковаН. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка- М:ООО « Издательство АстрельООО Издательство АСТ 2002.

Бетенькова Н. М. Орфография и грамматика в рифмовках. М: ООО

« Издательство АстрельООО Издательство АСТ 2002

Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я». Ярославль, 2004 г.

Бакулина Г. А. « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 1-3 класс. М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС- 2001.

Волина В. В. Веселая грамматика М. Знание 1995

Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко « Секреты орфографии» М: Просвещение 1991. Книга для учащихся 5-7 классов.

Гуркова И. В. Тесты к учебнику Т. Г. Рамзаевой 2класс.М. Дрофа 2009.

Дик. Н. Ф. «Занимательные мат. Русск. Окр. Мир.Ростов /н Д

Феникс .2008.

Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал по русскому языку. М., «Новая школа», 1996 г.

И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.

Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. «Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА, Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы, антонимы. Толкование слова.

Ладыженская Т.А. «Речевые секреты». М., «Просвещение», 1992 г. и 1994 г.

Ракитина М. Г. Русский язык, математика. Дидактические материалы.М ОООИЗд. Школа2000.

Соболева О. Л. Универсальный словарь русского языка. М. АСТ пресс 2009.

Семенова Я. Г. «Приглашаем на урок» Изд. Учитель Волгоград. 2009.

Лайло В. В. «Развитие памяти и повышенной грамотности» Пособие для учителя. М. Дрофа «2001.

Ушаков Н. Н.» Занимательные материалы к урокам русского языка в нач. кл. М.Изд. Просвещение.1967.

Узорова О. В. Нефедова Е. А. Контрольна=ые и проверочные работы по русскому языку. « Издательство АстрельООО Издательство АСТ 2003.

Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов. Антал, 1992 г.

Сагирова О. «Русский язык с увлечением». Екатеринбург, 2003 г.

Шкатова. Л. А « Подумай и ответь» Занимательные задачи по русскому языку. 5-7 кл. М: Просвещение. 1989.

Учебно мет. Пособия Тесты 3класс М: Дрофа 2002.


Конспект урока

Тема урока: Корень как общая часть всех родственных слов


Цель: - формирование понятия корень слова

Задачи: 1. познакомить с понятиями «Корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;

2.учить выделять и характеризовать главную, обязательную часть слова;

3.наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

4 Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы, работать в группах, формулировать и излагать свои мысли.

5.развивать речь учащихся; двигательно-моторные движения; внимание, мышление;

6. воспитывать аккуратность в выполнении работы; любовь к родному языку

Оборудование:

Компьютер, видеопроектор, экран, доска, PowerPoint.

Ход урока:


  1. Введение в новый раздел

- Рассмотрите картинки. Что можете сказать?

(слово Корень - многозначное:

  1. Подземная часть растения,

  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса)

- Что общего в значениях этого слова? (важная часть чего-либо)

- Мы будем говорить с вами о корне как части слова.

2. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1 - Грамматическая сказка (презентация)

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово - корень стол

Это слово, слово- корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

(стол, столик, настольный, застолье)

- Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

- Какой вывод можете сделать?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него растут другие слова.

Физминутка.
Корень березки сидит глубоко,(садятся)
Ветки растут высоко-высоко. (встают)
Корня березки нам не видать, (садятся)
Веток березки нам не достать! (встают)
Такие словесные деревья называются словообразовательными гнездами.

Шла по улице медная монета. Она была круглая и блестящая. А навстречу ей шёл медовый пряник, тоже круглый и блестящий. Он улыбнулся и сказал: «Как мы похожи, наверное, мы родственники».

- Ребята, медная монетка и медовый пряник родственники? Почему? Найдём у них общую часть (корень, из которого они выросли). Так почему они не родственники? (Значение разное).

Вывод: Значит, у родственных слов должны быть не только одинаковый корень, но и похожее значение.

Работа в группах:

- Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Обоснуйте ответ.

1. нос, носильщик, носик, носатый

2. час, часок, часть, часовщик

3. гусь, гусята, гусеница, гусыня

4. циркуль, цирк, цирковой, циркач

3.Закрепление (работа по учебнику упражнение стр.75 № 2)

- Какой корень «посадили» здесь?

3. Работа над правилом.

А) - расскажите о корне по плану:

1.Что такое корень?

2.Роль корня в слове

3.Как выделить в слове корень?

Б)- прочитайте правило на стр. 75. Сравните свое определение с определением, которое дали авторы учебника.

- Что такое корень слова? Приведите примеры.

- Как правильно выделить корень?

- Я не знаю корень в слове козочка. Помогите мне его выделить (Дети подбирают однокоренные слова).

Физкультминутка.

- На слайде вы видите пары слов. В одних парах - родственные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.


Лес - лесник

Река - плот

Сад - садовый

Дом - домашний

Дом - дым

Стена - гвоздь

Кот - котик

Поле - полюшко

Гриб - грибной

Обед - стол

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

В) Докажите, что корень - главная часть слова.

1вариант - вам поможет слово лес

2 вариант - вам поможет слово дуб

(В корне заключается смысл слова; от одного слова могут образовываться другие слова с тем же корнем)

- Найдите правильное определение корня:

Белоснежка: «Корень - это общая часть всех слов»

Буратино: «Корень - это главная часть предложения»

Золушка: «Корень - это общая часть всех однокоренных слов»

Тест "Понятие о корне"

  1. В слове стрекоза корень:
    а) -коза-;
    б) -стрекоза-;
    в) - стрекоз-
    2. Корень слова - это:
    а) подземная часть растения;
    б) основная часть слова;
    в) внутренняя часть зуба
    3. Слова, у которых есть главная, общая часть называются:
    а) однокоренными;
    б) односоставными;
    в) одинаковыми

4.Под какими номерами выписаны однокоренные слова?

1. вода, водичка, водяной;

2.гора, горевать, гористый

3.свет, светлый, светить

4 холод, морозный, холодный;

5. соль, солонка, солить

6. лес, лесной, лестница;

4.Подведение итогов.

- Чему мы сегодня учились на уроке? Что ты узнал нового и хотел бы рассказать своим близким?

Учитель. Что показалось трудным? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите это «личиком». Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде)

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …

- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Состав слова» и ответим на ваши возникшие вопросы.

- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.

5.Домашнее задание

Придумайте сказку про корень.



© 2010-2022