- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Изложение Легенда о жаворонке
Изложение Легенда о жаворонке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загоруйко Е.О. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Изложение "Легенда о жаворонке"
Цели педагогической деятельности: создать условия для развития навыков определения главной мысли текста, умение озаглавить текст и его части, способствовать воспитанию бережного отношения к природе и ее обитателям.
Предметные результаты: обучающие научатся: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, обучающие получат возможность научиться анализировать текст, определять главную мысль, высказывать свои мысли по данной теме.
Метапредметные результаты
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют собсвенную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различие.
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, развивают умения последовательно передавать содержание текста.
Регулятивные УУД
Цели урока
-
развитие речи учащихся;
-
развитие умения последовательно передавать содержание текста.
-
формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать части текста;
-
развивать память, внимание, мышление;
-
формировать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слов;
-
развитие интереса к фольклорным праздникам русского народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная разработка.
Рекомендация: актуально провести это изложение в конце марта, в начале апреля.
Сценарий урока
1. Оргмомент. Введение в тему.
Коммуникативные УУД
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Тема изложения выбрана неспроста. Весной в конце марта, в начале апреля в нашей стране принято отмечать день птиц. Учащиеся многих школ, особенно расположенных в сельской местности, изготавливают и развешивают птичьи домики. И традиция эта имеет очень давние корни, с народного праздника «Гуканье весны».
- Кто знает, когда проходил этот праздник и в чем он заключался? (Гуканье весны на Руси отмечали в день весеннего равноденствия 22 марта. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из теста фигурки птиц. Называли их «жаворонки». Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, что есть силы, пели песни, зазывая в гости птиц и весну.)(слайд 1)
- Как назывались такие песни? (Веснянки)
- Давайте вспомним эти песенки, их можно прочитать на экране (слайд 1):
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Весна-красна,
На чём пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье!
Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из-за моря вы нам
Весну ясную, весну красную - с сохой,
С бороной, с лошадкой вороной.
Зима нам надоела, весь хлебушек поела,
Ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!
- Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них - жаворонок.
- Вот о жаворонке мы и будем писать изложение.
- Что вы знаете о жаворонке? (слайд 2) (Птица перелетная, зимует на юге Европы. В Россию возвращается одной из первых в конце марта, начале апреля. Излюбленное место обитания поля и луга. Гнездо устраивает на земле. Песня жаворонка очень нежна и красива.)
- Послушайте песню жаворонка (слайд 2).
3. Первичное восприятие текста
- Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки (слайд 3).
Бродил по Земле волшебник.
Видит - мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря рубашка взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, стал расспрашивать пахаря о житье-бытье.
Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защебетала в поднебесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
Вопросы к тексту:
- Как появился жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.)
- Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)
- За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)
- Из чего волшебник понял, что труд пахаря тяжел? (Рубаха пахаря взмокла от пота.)
- Почему волшебник решил помочь хлеборобу? (Пожаловался пахарь, что надоело слушать, как камни стучат о плуг.)
- Как вы думаете, порадовал ли волшебник пахаря?
- Как можно озаглавить текст? (Легенда о жаворонке.)(слайд 3)
Познавательные УУД
4. Словарно-орфографическая подготовка
- Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово? Какими еще словами можно заменить это слово в тексте? (Пахарь, земледелец, мужик)
- В тексте дважды встречается слово земля. Одинаково ли лексическое значение этих слов? (В первом предложении Земля планета, в следующем предложении земля -почва.)
- В тексте встречается много слов, написание которых надо проверить. Давайте подберем проверочные слова.
(Слайд 4. На экране текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв. По щелчку мышки в словах появляются правильные буквы.)
Бр_дил по З_мле волшебник.
Видит - муж_к пашет. Земля песч_ная, м_стамик_менистая. Т_жело мужику п_хать. У пахаря рубашка взмокла от с_леного пота.
Поздоровался волшебник с хлеб_робом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разд_лили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувш_н родниковой в_ды.
Подкр_пился волшебник, стал расспраш_вать пахаря о ж_тье - бытье. Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плу___ гр_хоч_т.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защ_б_тала в подн_бесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
5. Составление плана
- Сколько абзацев в тексте? Давайте их озаглавим (слайд 5).
План:
1. Волшебник.
2. Мужик пашет.
3. Обед.
4. Разговор о житье-бытье.
5. Птичка в небе.
Устный тренировочный пересказ по плану.
6. Запись текста изложения
Во время написания изложения на экране остается план изложения и слова для справок, расположенные по абзацам.
Слова для справок:
1. Песчаная, каменистая, взмокла.
2. Поздоровался, хлебороб.
3. Подкрепился, стал расспрашивать, пожаловался.
4. Защебетала в поднебесье.
7. Творческое задание.
Продолжить текст описанием еще одного (на выбор учащихся) праздника весны (масленица, пасха)