Изложение Легенда о жаворонке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изложение "Легенда о жаворонке"

Цели педагогической деятельности: создать условия для развития навыков определения главной мысли текста, умение озаглавить текст и его части, способствовать воспитанию бережного отношения к природе и ее обитателям.

Предметные результаты: обучающие научатся: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, обучающие получат возможность научиться анализировать текст, определять главную мысль, высказывать свои мысли по данной теме.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют собсвенную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различие.

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, развивают умения последовательно передавать содержание текста.

Регулятивные УУД

Цели урока

  • развитие речи учащихся;

  • развитие умения последовательно передавать содержание текста.

  • формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать части текста;

  • развивать память, внимание, мышление;

  • формировать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слов;

  • развитие интереса к фольклорным праздникам русского народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная разработка.

Рекомендация: актуально провести это изложение в конце марта, в начале апреля.

Сценарий урока

1. Оргмомент. Введение в тему.

Коммуникативные УУД

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Тема изложения выбрана неспроста. Весной в конце марта, в начале апреля в нашей стране принято отмечать день птиц. Учащиеся многих школ, особенно расположенных в сельской местности, изготавливают и развешивают птичьи домики. И традиция эта имеет очень давние корни, с народного праздника «Гуканье весны».

- Кто знает, когда проходил этот праздник и в чем он заключался? (Гуканье весны на Руси отмечали в день весеннего равноденствия 22 марта. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из теста фигурки птиц. Называли их «жаворонки». Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, что есть силы, пели песни, зазывая в гости птиц и весну.)(слайд 1)

Изложение Легенда о жаворонке

- Как назывались такие песни? (Веснянки)

- Давайте вспомним эти песенки, их можно прочитать на экране (слайд 1):

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Весна-красна,

На чём пришла?

На сохе, на бороне,

На кобыле вороне.

Ой, вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье!

Прилетите, жаворонушки, к нам,

Принесите из-за моря вы нам

Весну ясную, весну красную - с сохой,

С бороной, с лошадкой вороной.

Зима нам надоела, весь хлебушек поела,

Ручки-ножки познобила, скотинушку поморила!

- Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них - жаворонок.

- Вот о жаворонке мы и будем писать изложение.

Изложение Легенда о жаворонке

- Что вы знаете о жаворонке? (слайд 2) (Птица перелетная, зимует на юге Европы. В Россию возвращается одной из первых в конце марта, начале апреля. Излюбленное место обитания поля и луга. Гнездо устраивает на земле. Песня жаворонка очень нежна и красива.)

- Послушайте песню жаворонка (слайд 2).

3. Первичное восприятие текста

- Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки (слайд 3).

Бродил по Земле волшебник.

Видит - мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря рубашка взмокла от соленого пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, стал расспрашивать пахаря о житье-бытье.

Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защебетала в поднебесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

Вопросы к тексту:

- Как появился жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.)

- Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)

- За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)

- Из чего волшебник понял, что труд пахаря тяжел? (Рубаха пахаря взмокла от пота.)

- Почему волшебник решил помочь хлеборобу? (Пожаловался пахарь, что надоело слушать, как камни стучат о плуг.)

- Как вы думаете, порадовал ли волшебник пахаря?

- Как можно озаглавить текст? (Легенда о жаворонке.)(слайд 3)

Познавательные УУД

4. Словарно-орфографическая подготовка

- Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово? Какими еще словами можно заменить это слово в тексте? (Пахарь, земледелец, мужик)

- В тексте дважды встречается слово земля. Одинаково ли лексическое значение этих слов? (В первом предложении Земля планета, в следующем предложении земля -почва.)

- В тексте встречается много слов, написание которых надо проверить. Давайте подберем проверочные слова.

(Слайд 4. На экране текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв. По щелчку мышки в словах появляются правильные буквы.)

Бр_дил по З_мле волшебник.

Видит - муж_к пашет. Земля песч_ная, м_стамик_менистая. Т_жело мужику п_хать. У пахаря рубашка взмокла от с_леного пота.

Поздоровался волшебник с хлеб_робом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разд_лили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувш_н родниковой в_ды.

Подкр_пился волшебник, стал расспраш_вать пахаря о ж_тье - бытье. Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плу___ гр_хоч_т.

Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защ_б_тала в подн_бесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

5. Составление плана

- Сколько абзацев в тексте? Давайте их озаглавим (слайд 5).

План:

1. Волшебник.

2. Мужик пашет.

3. Обед.

4. Разговор о житье-бытье.

5. Птичка в небе.

Устный тренировочный пересказ по плану.

6. Запись текста изложения

Во время написания изложения на экране остается план изложения и слова для справок, расположенные по абзацам.

Слова для справок:

1. Песчаная, каменистая, взмокла.

2. Поздоровался, хлебороб.

3. Подкрепился, стал расспрашивать, пожаловался.

4. Защебетала в поднебесье.

7. Творческое задание.

Продолжить текст описанием еще одного (на выбор учащихся) праздника весны (масленица, пасха)



© 2010-2022