Урок по русскому языку Олимпиада 10класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по русскому языку.

ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта»


  1. Фонетика. Орфоэпия 1балл за правильный ответ

  1. Укажите неверное утверждение:

  1. словарный запас языка изучается в разделе «Лексика»

  2. части речи изучаются в разделе «Морфология»

  3. звуки речи изучаются в разделе «Морфемика»

  4. правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

  1. Ёрзать Б. ямщик В. синеет Г. ёршик

  1. Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:

  1. ЖалюзИ Б. жАлюзи В. ЗвонИт Г. газопровОд

4. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.

Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.

В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].

Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].


  1. Лексика. Морфемика. Словообразование

  1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

  1. Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели

  2. БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание

  3. Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном

  4. БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса

  1. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:

  1. Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак.

  2. Слово - серебро, молчание - золото.

  3. Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.

  4. Бригада работала засучив рукава

  1. Укажите ряд омонимов:

  1. (родниковый) ключ - ключ (от замка) Б. разговорчивый - молчаливый

В. смеяться - хохотать Г. плакать - хныкать


  1. Морфология. Синтаксис

  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.

  1. Существительное Б. прилагательное В. Наречие Г. причастие

  1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Трудящиеся вышли на демонстрацию.

  1. Существительное Б. прилагательное В. наречие Г. деепричастие

  1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

  1. Множество звуков вливается в ночной птичий хор. Б. Я уже начинал беспокоиться.

  2. Я готов с вами согласиться. Г. Он рад был бы уйти.


  1. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение

1. В каком слове пишется Ъ?

А) помещич.и Б) фел.етон В) ин.екция Г) в.юга

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

А) голодала Б) заплесневеет В) осложнения Г) положили

3. Укажите слова, в которых пишется Ь:

А) вскач… Б) камыш… В) горюч… Г) невтерпеж…

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо.

  2. (Не)долго светило солнце.

  3. Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку.

  4. Скамейка была (не)крашена.

5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению.

С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода.

А) 1,2,3,4 Б) 3,4 В)1,3 Г)1,2

6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны, поднимается выше и выше

запоздалое солнце весны.

Б) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

В) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим

летним теплом.

Г) Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на

пригорки.

7. Укажите сложноподчинённое предложение:

А) На грядках растаял снег и появились первые росточки.

Б) Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух.

В) Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.

Г) Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.

Б) С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.

В) Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.

Г)Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.

9. Укажите количество пропущенных знаков препинания.

Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.

А)2 Б)5 В)3 Г)4 Д)1

10. Укажите верную схему данного предложения.

Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда

записка милой женщины.

А) [ ], ( ) Б) ( ), [ ], ( ) В) [ ], ( ), ( ) Г) [ ], ( ), ( ), ( ). Д) ( ), [ ].

V. Открытые вопросы. (ответ письменно) 5баллов за правильный ответ.

1.Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

2. Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много - …. Обмануть - …

3. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, лес- щепка, шило- мешок, журавль - синица, слово- воробей

4. Французы говорят: «Хорошему коту - хорошую крысу». А как говорят русские?

Максимальное количество - 40 баллов.

Ответы:

I. Фонетика. Орфоэпия 1-В, 2-А, 3-Б, 4-А.

II. Лексика. Морфемика. Словообразование 1-Б, 2-Б, 3-А.

III Морфология. Синтаксис 1-Г, 2-А, 3-А.

IV. Орфография. Пунктуация. С.П. 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Г, 5-Г, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-Б.

  1. Открытые вопросы: 1- Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.

2- Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.

3- Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье - свет, неученье- тьма,

Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в

руки. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

4- Французскую поговорку «Хорошему коту - хорошую крысу» (A bon chat bon rat)

можно соотнести с русской пословицей «Большому кораблю - большое плавание».















Бланк ответа учащегося.

Ф.И.О. ученика______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Группа___________________ дата___________________________

Олимпиада по русскому языку

задание

ответ

балл

I. Фонетика. Орфоэпия

1

2

3

4

II. Лексика. Морфемика. Словообразование

1

2

3

III Морфология. Синтаксис

1

2

3

IV. Орфография. Пунктуация. С.П.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


V. Открытые вопросы.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022