- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Изучение словарных слов на основе проблемного изложения материала
Изучение словарных слов на основе проблемного изложения материала
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Литвина Г.И. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Изучение словарных слов на основе проблемного изложения материала
Цель:
формирование мыслеречевой деятельности учащихся в работе над словарным словом.
Задачи:
-
Уточнить, обогатить, активизировать словарный запас учащихся через систему проблемных заданий.
-
Способствовать развитию речи, мышления, памяти путём коррекционно-развивающих упражнений.
-
Содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.
Предполагаемый результат:
-
Освоить новый способ работы над словарным словом.
-
Знать значение слова, правильно употреблять его в устной и письменной речи.
-
Усвоить правописание словарного слова.
-
Повысить интерес к изучению русского языка.
Активные методы формирования компетенций.
методы
компетенции
-
проблемные задания для самостоятельной работы (индивидуально, в парах)
-
фронтальный опрос после обсуждения
-
самостоятельная работа
в парах по закреплению материала
кооперативная:
- умение работать самостоятельно,
в сотрудничестве с другими учащимися
- умение высказать своё решение
выполнения заданий
- умение прийти к единому решению в совместной деятельности
-
обращение к личному опыту учащихся
-
работа со словарём
-
задания на упорядочение информации
информационная:
- умение находить и применять, систематизировать информацию с позиции решаемой задачи
-
обсуждение новых знаний
( субъектная позиция)
коммуникативная:
- умение слушать товарищей, высказывать и аргументировать собственное мнение
1. мини-проект
проблемная:
- умение самостоятельно ( на основе пакета документов) составлять проблемную задачу по изучению слова
Приёмы формирования мыслеречевой
деятельности учащихся:
-
приём изобретения языковых игр
- составь слово, прочитав его наоборот: С О М С О К
- отгадай слово: (2,3) (1,5) (1,3) (2,5) (1,3) (1,4) (2,4)
3 4 5
1 О Д В
2 С А Б
- поменяй местами слоги и составь слово: ра - куль - физ - ту
- расшифруй слова: ИНВСТРЕУМРЕСНТТАЫК
- отгадай ребус и прочитай слово: 100лица
- прочитай слово (1 3 5 2 4 6) ОРСОТВ
- вычеркни шипящие звуки, прочитай слово и запиши его: РЧАЩКШЕЧТА
- составь слово из 2 слов: лекция кол
- составь слово и запиши его: ГРМТ (А, О, А)
-
составление словосочетаний
-
составление предложений
-
составление деформированных предложений
-
редактирование предложений
-
составление рассказа по первому предложению
-
составление рассказа по плану проблемного задания
КАРТОЧКИ
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: С О М С О К
2.------------------------ - Вселенная, мир
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выпиши отдельно гласные буквы ----------------------
согласные буквы ----------------------
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Отгадай слово: (2,3) (1,5) (1,3) (2,5) (1,3) (1,4) (2,4)
3 4 5
1 О Д В
2 С А Б
2. Запиши ---------------------------- - независимость, проявление своей воли в рамках закона
3. Запиши слово, разделив на слоги -------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выпиши звонкие согласные ---------------------------------
5. Составь из данных слов предложение и запиши: Животные живут дикие на свободе
---------------------------------------------------------------------------------------
1.Поменяй местами слоги и составь слово: ра - куль - физ - ту
2. Запиши ---------------------------- - всестороннее укрепление тела путём физических упражнений
3. Запиши слово, разделив на слоги -------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выбери правильный ответ. Роль Ь в слове: а) показатель мягкости
б) разделительный Ь
5. Подбери синоним:
Физкультура -
--------------------------------------------------------------------------------------
1.Расшифруй слова: ИНВСТРЕУМРЕСНТТАЫК
2. Запиши ---------------------------- - специальный рабочий стол для столярных работ
----------------------------------------- - орудие для производства каких-нибудь работ
3. Запиши слово, разделив на слоги ------------------------------- , -------------------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Допиши и выдели окончание: работаю на верстак…, нет слесарного инструмент…
5. Какие ты знаешь столярные инструменты:
Пила,
------------------------------------------------------------------------------------
1. Отгадай ребус и прочитай слово: 100лица
2.------------------------ - главный город государства
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выдели корень и окончание в словах столица, столицы
5. Подумай и продолжи предложение:
Столица России - …………………… . Столица Украины - …………………… .
1. Прочитай слово (1 3 5 2 4 6) ОРСОТВ
2.------------------------ - часть суши, окружённая со всех сторон водой
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выпиши глухие согласные ------------------------
5. Вспомни и запиши названия океанов, которые начинаются с этих букв:
С------------------------------------------- Т---------------------
1. Подбери синоним (близкое по значению слово) к слову МОРЯК и запиши его
2.------------------------ - рядовой флота
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Выпиши звонкие согласные ------------------------
5. Вспомни и запиши названия морей:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Составь слово и запиши его: ПБДОЕА
2.------------------------ - успех в битве, в войне
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Подбери однокоренные слова: победа ---------------------------------------------------------------
5. Составь из слогов слова: ров-ост - , ца-сто-ли- ,
мос-кос - , бо-да-сво- , рос-мат - .
1. Вычеркни шипящие звуки, прочитай слово и запиши его: РЧАЩКШЕЧТА
2.------------------------ - летательный аппарат с реактивным двигателем
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Подбери однокоренные слова: ракета ---------------------------------------------------------------
5.Составь предложение, используя слова: ракета, космос
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: АДОРИРП
2.------------------------ -Всё существующее во вселенной.
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Разбери слово по составу: природа
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: ОТОЛОБ
2.------------------------ - топкое место со стоячей водой
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Разбери слово по составу: болото
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: АТОХО
2.------------------------ - поиски, выслеживание зверей, птиц
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Разбери слово по составу: охота
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: АНАРХО
2.------------------------ - группа людей, охраняющая что-либо
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Разбери слово по составу: охрана
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
1. Составь слово из 2 слов: лекция кол
2.------------------------ - систематизированное собрание каких-либо предметов
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Вставь пропущенные буквы: ко….едж, ко….ектив
5. Допиши предложение: У меня есть коллекция ……………………. .
1. Составь слово из 2 слов и запиши его: а) Звук, который произносит ворона;
б) Оттенок красок, цвета по яркости.
2.------------------------ - толстая, очень твёрдая бумага
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи часть речи слова картон
5. Допиши предложение: Я сделал игрушку из ……………………. .
1. Слово, противоположное по смыслу слову ГОРА
2.------------------------ - ровная без гор и холмов поверхность
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи часть речи слова равнина
5. Допиши предложение: Табун лошадей пасётся на ……………………. .
1.Отгадай слово: (2,3) (1,5) (1,3) (2,5) (2,3) (1,4) (2,4)
3 4 5
1 Р К Е
2 В А Ё
2. Запиши ---------------------------- - изделие из кручённых прядей, употребляемое для завязывания чего-либо
3. Запиши слово, разделив на слоги -------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи род существительного - верёвка
5. Составь предложение и запиши: ----------------------------------------------------------------------------
1.Отгадай слово: (2,3) (1,5) (1,3) (1,5) (2,4)
3 4 5
1 Л К А
2 С Т Ё
2. Запиши ---------------------------- - а) травянистое овощное растение;
Б) холодное кушанье из нарезанных овощей и других продуктов
3. Запиши слово, разделив на слоги -------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи род существительного - салат
5. Составь предложение и запиши: ----------------------------------------------------------------------------
1. Слово, противоположное по смыслу слову ЮГ
2.------------------------ - одна из 4 сторон света, куда показывает намагниченная стрелка компаса
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи, на какой вопрос отвечает слово север
5. Составь словосочетание со словом северный………………
1. Слово, противоположное по смыслу слову ВОСТОК
2.------------------------ - одна из 4 сторон света, где заходит солнце
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи, на какой вопрос отвечает слово запад
5. Составь словосочетание со словом западный…………………..
1. Составь слово и запиши его: ГРМТ (А, О, А)
2.------------------------ - умение читать, писать
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение слова о грамоте ---------------------------------------------------------------
5. Собери пословицу: Век, учиться, грамоте, пригодится.
1. Составь слово и запиши его: ВРГ (О, А)
2.------------------------ - глубокая длинная впадина на поверхности земли
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение слова у оврага ---------------------------------------------------------------
5. Составь предложение: На оврага росли дне ели.
1. Составь слово и запиши его: ЗЩТ (А, О, Т)
2.------------------------ - оборона от опасности
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение слова к защите --------------------------------------------------------------
5. Составь предложение: К были солдаты защите готовы.
1. Составь слово и запиши его: ТРД (О, Я)
2.------------------------ - специальная войсковая группа
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение слова перед отрядом ---------------------------------------------------------------
5. Составь предложение: Перед стояла задача отрядом важная.
1. Переставь местами слоги и получи слово: сса - па - жир
2.------------------------ - человек, который совершает поездку на транспорте
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи, на какой вопрос отвечает полученное слово
5.Запиши это слово в родительном и дательном падеже: ……………………………………………………………………………………………..
1. Отгадай слово, прочитав его наоборот: НИЗНЕБ
2.------------------------ - горючая жидкость, продукт переработки нефти.
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи род, число, склонение слова бензином: …………………………………….
5. Подумай и запиши с этим словом предложение:
1. Отгадай слово: они бывают осенние, зимние, весенние, летние.
2.------------------------ - перерыв в занятиях в учебных заведениях.
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи число полученного слова: …………………………………….
5. Составь рассказ по первому предложению: Я люблю каникулы, особенно ………. , потому что ……….
1. Составь слово из 3 слов: на кол он
2.------------------------ - высокий столб, который служит для опоры здания
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение: металл, коллекция, железо.
5. Исправь ошибки в предложении: Калона была похожа на стотую.
1. Отгадай слово: Заблудился в лесу, обратился к нему,
Чтобы дорогу найти и домой мне прийти.
2.------------------------ - прибор для определения сторон света
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Определи склонение и падеж существительных: Я нашёл дорогу по компасу.
5. Расскажи, по каким приметам в лесу можно определить стороны света.
1. Чугун, сталь - это чёрный ……………… ; медь, свинец - это цветной …………..
2.------------------------ - Сплав, обладающий ковкостью, особым блеском
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Добавь слова: металлическая …………. , металлический …………….., металлическое……… ……………
5. Объясни смысл пословицы «Молчание дороже золота»
1. Из него делают трубы, листы для кровли крыши
2.------------------------ - химический элемент, тяжёлый металл, главная составная часть чугуна и стали
3. Запиши слово, разделив его на слоги: -----------------------------------
-
Поставь в нём ударение.
-
Подчеркни «опасное» место.
4. Добавь слова: железная …………. , железный …………….., железное ……………
5. Объясни смысл пословицы «Куй железо пока горячо»