По дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» «Основные виды научных источников информации»

Введение Реферат посвящен теме «Основные источники научной информации».Данная тема актуальна в том,что реферат даёт обзор основных видов источников научной информации,а также предлагает рекомендации по работе с ними.          Цель: Рассказать об источниках научной информации и дать рекомендации по работе с ними.          Задачи: ·        Дать понятие об источниках научной информации ·        Предложить классификацию источников научной информации ·        Дать информацию о видах  основных источн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ СПО УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4



Реферат

По дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности»

«Основные виды научных источников информации»





Выполнила:

студентка 23 группы

Овсянникова Татьяна

Преподаватель :

Цухлова Светлана Ивановна

Ульяновск,2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3с.

  1. Понятие источника научной информации и его виды…….………………4с.

  2. Документальные источники информации…………………………………..

  3. Основные виды документальных источников информации……………..

  4. Электронные источники информации и работа с ними…………….…...10с.

  5. Библиографическое оформление источников информации…………….12с.

Заключение……………………………………………………………..………17с.

Библиографический список……………………………………………………







Введение

Реферат посвящен теме «Основные источники научной информации».Данная тема актуальна в том,что реферат даёт обзор основных видов источников научной информации,а также предлагает рекомендации по работе с ними.

Цель: Рассказать об источниках научной информации и дать рекомендации по работе с ними.

Задачи:

  • Дать понятие об источниках научной информации

  • Предложить классификацию источников научной информации

  • Дать информацию о видах основных источников научной информации

  • Дать информацию об электронных источниках

  • Дать рекомендации по библиографическому оформлению источников информации

В соответствии с этими задачами реферат состоит из 5 частей:

  1. Понятие источника информации и его виды

  2. Классификация источников информации

  3. Основные виды источников научной информации

  4. Электронные источники

  5. Библиографическое оформление источников информации

Методы :

  • Изучение литературы по теме «Основные источники научной информации»

  • Формулировка собственных выводов

При написании реферата были использованы ресурсы интернета и печатная литература.

1. Понятие источника научной информации и его виды

Источник научной информации - это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).
В середине ХХ в. считалось наиболее важным деление научных источников по социальному статусу на опубликованные и неопубликованные, так как идеи и факты признавались введёнными в научный оборот после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию соответствующих документов.
Опубликованные документы - это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы - это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

Вторичные документы выполняют две основные функции:
-оперативно оповещают о появлении первичных документов;
-в сжатом виде излагают основное их содержание.

Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.






2. Документальные источники информации и их основные виды

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Это часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и поэтому в этом разделе речь идет именно о них.

Характеризуя документальные источники научной информации, необходимо, прежде всего, подчеркнуть их многообразие. Все документальные источники научной информации делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных - результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов. Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

Применительно к задачам конкретного поиска каждый из перечисленных источников имеет свои достоинства и недостатки. Не являются здесь исключением даже такие основные их виды, как книги и журнальные статьи. В большинстве случаев любая книга имеет, например, тот недостаток, что за три-четыре года, которые пошли на ее подготовку и издание, содержащиеся в ней данные могли в какой-то степени устареть.

Далеко не идеальным источником информации может считаться и научный журнал. Каким бы узкоспециальным он ни был, тематика его значительно шире, чем конкретные интересы того или иного специалиста, материалы по теме любого произведения всегда рассеяны по громадному количеству журналов.

Такой же неоднозначной будет оценка и всех других документальных источников информации. Важно здесь, однако, видеть не только недостатки, но и те возможности, которые открываются при использовании каждого их вида. Так, в дополнение к широко распространенным журналам необходимо обращаться к различного рода продолжающимся изданиям («Трудам», «Запискам», «Известиям» и т.д.), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности отдельных учреждений.

Нужно помнить о своеобразии такого источника, как труды различных конференций, содержащие сведения о ведущихся исследовательских и опытно-конструкторских работах и их предварительных результатах.

Нужные материалы могут содержаться в специальных технических изданиях, причем некоторые из них, например описания изобретений и авторских свидетельств, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области.

Информация, содержащаяся в непубликуемых документах, как правило, новее, чем в любых публикациях, и, что очень важно, всегда значительно полнее, так как она еще не подверглась «сжатию», неизбежному при подготовке к печати.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, также следует подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению.

Из сказанного нетрудно сделать вывод: насколько важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для работы данные.

По форме научные документы различают:

  • текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);

  • графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);

  • аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).







3.Основные виды источников научной информации.

.
Научная книга - важнейшее средство обобщения научной информации, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. В научных книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры. По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25% всех выпускаемых книг.


Виды и назначение основных научных книг:
Монография - это научное издание, состоящее из одного произведения, содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами (исполнителями). По своему содержанию монография является фундаментальным научным трудом, в котором на основе всестороннего анализа и широких сообщений предшествующих научных работ и крупных новых исследований излагаются достижения в разработке научной проблемы. Назначение монографии - ввести в систему научных коммуникаций фундаментально подытоживающую научную информацию в определенной области и служить основой для разрешения новых проблем.

Сборник научных трудов - научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы. Жанровый состав произведений различен. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Главное, что их объединяет, - научный характер содержания. Предметом содержания произведений сборника научных трудов являются результаты исследований, как правило, по отдельным частным вопросам. В произведениях могут быть изложены завершающие результаты исследований, предварительные или промежуточные результаты, а также дискуссионные и другие материалы, объединенные, как правило, по тематическому признаку.
Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство технологические процессы и др.

Автореферат диссертации включает реферат, составленный автором диссертации - соискателем ученой степени, который содержит краткое изложение работы. Автореферат предназначается для предварительного ознакомления научной общественности с выносимыми на защиту результатами исследований, полученными при выполнении диссертации.
Тезисы докладов научной конференции - научное издание в виде сборника, состоящего из материалов предварительного характера (рефератов, аннотаций докладов и/или сообщений) и изданного до начала конференции. Содержанием тезисов являются основные положения, мысли, идеи, выдвигаемые в докладе. Назначение тезисов - предварительное ознакомление участников конференции с тематикой и основным содержанием докладов.

Материалы конференции - разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной, научно-практической, научно-методической и т.п.) и составленный из докладов, выступлений, решений конференции, ее рекомендаций, обращений и других материалов. Содержанием материалов является информация, характер которой обусловливается видом и тематическим профилем конференции и отражает научные решения, идеи, концепции, взгляды, сформированные в результате проработок и исследований на этапе подготовки к конференции и прошедшие на ней коллективное обсуждение и апробацию. Ценность такой информации в том, что она отражает не только согласованные точки зрения и подходы, но и противоречивые, следствием чего может быть проблемная ситуация, требующая новых исследований, поиска новых решений. Назначение материалов конференции - закрепление и распространение информации, подытоживающей научные (научно-практические, научно-методические) достижения на определенное время и оповещение научной общественности о перспективных направлениях дальнейших исследований, практической и методической деятельности в данной области.

Раскроем виды и назначение основных учебных книг, в которых также можно найти научную информацию.


Учебник - основное учебное издание по дисциплине, которое содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины. Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения. Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.
Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.
Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций - авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора. В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам.

Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.
Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.
Газета - это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода - от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием - конференцией, фестивалем и т.п. Наряду с основным выпуском, газета может издаваться в расширенном варианте за счет приложений. Газеты могут быть общеполитическими или специализированными, которые освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности и адресованы определенным категориям читателей.

Журналом - это периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетень - издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию. Различают бюллетени нормативные, справочные, рекламные, бюллетени-хроники, бюллетени-таблицы, статистические бюллетени.





4.Электронные источники информации и работа с ними

Развитие электронных технологий создания, хранения и доставки документов обусловили появление компактных оптических дисков, глобальных информационных сетей и других электронных источников информации.
В зависимости от режима доступа электронные источники информации можно разделить на источники локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и источники удаленного доступа (с информацией на винчестере либо других запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, в Интернете). Материалы, содержащиеся в электронных источниках локального и удаленного доступа, считаются опубликованными. Коллекция электронных источников создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. 4) и Федеральными Законами РФ «О библиотечном деле», «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В настоящее время из существующих видов электронных источников можно выделить следующие: электронные версии периодических журналов и газет, электронные книги, компьютерные конференции, базы данных на КОД, глобальные информационные сети, электронные библиотеки, электронные СМИ (телевидение, радио).

Электронная библиотека - цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в электронной форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.
ГИС Интернет - глобальное информационное пространство, основанное на самых передовых технологиях, обладающее широким спектром информационных и коммуникационных ресурсов, содержащее колоссальные объемы данных. Появление Интернета принято связывать с 1969 г. Именно тогда в США начались работы по объединению в небольшие сети групп компьютеров. Это делалось с целью обеспечения сохранности информации в критических условиях. Уже в 1971 г. на основе этих разработок возникла электрическая почта. Успех этих начинаний и заложил основы Интернета в нынешнем виде. Настоящий расцвет Интернета начался в 1992 году, когда была изобретена новая служба, получившая название «Всемирная паутина» (World Wide Web, или WWW, или просто Web (веб)). WWW позволяет любому пользователю Интернета представлять свою информацию в мультимедийной форме, связывая ее с публикациями других авторов и предоставляя удобную систему навигации (быстрого перехода по ссылкам от одной публикации к другой).


Можно выделить три направления использования Интернета для научной работы: источник информации; средство обмена информацией; место размещения личной информации.





5.Библиографическое оформление источников информации

Библиографические ссылки и список использованной литературы составляют библиографический аппарат научных работ. Эта часть научного труда основывается на библиографическом описании документов.

Библиографическая информация в научном тексте представлена в виде списка использованной литературы и библиографических ссылок.

Оформление библиографической информации опирается на:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка.

Любая научная работа всегда основывается на результатах предыдущих исследований. Поэтому обязательной структурной частью любого научного произведения является информация об использованных источниках в виде библиографического списка.

В научных произведениях присутствуют различные варианты наполнения библиографического списка: в список включают или всю использованную литературу, или только основную, или только цитированную.

Варианты построения списка литературы

Наибольшее распространение получили четыре варианта построения библиографического списка: систематическое, алфавитное, алфавитно-хронологическое, в порядке упоминания работ.

Систематическое построение списка литературы. В этом случае документы внутри списка распределяются по видам, порядок которых заранее установлен:

  • официальные издания (конституция, указы, кодексы законов, постановления и распоряжения высших, региональных и муниципальных органов государственной власти РФ; законодательные материалы и другие правовые документы государственных организаций России (до 1917 г.) и зарубежных стран;

  • источники (перечень давался выше);

  • научные документы (монографии, сборники статей, учебные пособия, статьи из сборников и научных журналов);

  • cпециальные виды нормативно-технических документов (государственные стандарты, информационные листы, прейскуранты).

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Требования к библиографическому описанию устанавливает ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Библиографическое описание является основной частью библиографической записи. Библиографическая запись может включать также заголовок, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дату завершения обработки документа, сведения служебного характера.

Формирование заголовка библиографической записи регламентирует ГОСТ 7.80-2000. Формирование классификационных индексов и предметных рубрик - ГОСТ 7.59-2003. Аннотацию (реферат) составляют по ГОСТ 7.9-95.

Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях - книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.

Источником информации для составления библиографического описания является документ в целом. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации.





Заключение

Данный реферат посвящён теме «Основные виды источников научной информации». Тема актуальна в том, что реферат даёт обзор основных видов источников научной информации, а также предлагает рекомендации по работе с ними.

При написании реферата были решены следующие задачи:

  • Даны основные понятия источников научной информации

  • Предложена классификация источников информации и дана информация о видах основных научных книг

  • Дана информация об электронных источниках

  • Даны рекомендации по библиографическому оформлению источников информации

В соответствии с этими задачами реферат состоит из 5 частей:

  1. Понятие источника информации и его виды

  2. Классификация источников информации

  3. Основные виды источников научной информации

  4. Электронные источники

  5. Библиографическое оформление источников информации

Информация, собранная в реферате, может быть полезна студентам при работе над исследовательскими проектами.

Библиографический список

  1. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., ООО Изд. Яуза, 2001.

  2. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.М.: Издательство МГУП, 2002.

  3. studopedia.net/1_37014_ponyatie-istochnika-nauchnoy-informatsii-i-ego-vidi.html

  4. dis.podelise.ru/text/index-96900.html

20


© 2010-2022