- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (5 класс)
Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванникова Т.Б. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка (5 класс)
Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Иванникова Т.Б. МКОУ «СОШ ст.Евсино»
Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока:
-
создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.»;
-
развитие мотивации к познавательной деятельности;
-
развитие навыков лингвистического анализа( формирование лингвистической компетенции)
-
формирование навыков работы в паре и группе ( формирование коммуникативной компетенции)
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
-
использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;
-
включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
-
предупреждать речевые ошибки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, которые пришли посмотреть нашу совместную работу. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!
Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.
2.Актуализация изученного.
Фронтальная письменная работа
Слово учителя: «Начнем наш урок с разминки.
Задание.Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только
множественного числа.
Алфавит, верба, ворота, очки, метель,
тиски, вьюга, чернила, опилки, весы,
портфель, хлопоты, лес, горелки,
инструмент, диван, грабли.
Учащиеся:
-
выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;
-
по очереди называют выписанные слова;
-
проверяют по слайду № 5
Познавательные:
-
извлечение нужной информации;
-
осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
-
изложение своего мнения;
-
аргументация своего мнения;
-
учет разных мнений.
3.Создание проблемной ситуации.
Открытие нового знания.
Фронтальная устная работа.
Учитель организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.
Давайте поиграем в игру «Третье лишнее» Слайд № 6
-
Сахар, стол, конь
-
Песня, лошадь, удивление
-
Оценка, вечер, детвора
- Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.
- Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»?
-Какое же мы можем сделать открытие?
Открытие.
-
Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.
-
Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.
- Какова же будет тема нашего урока?
Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл».
1.Учащиеся находят «третье лишнее»( по их мнению)
2. Осознают противоречие и делают открытие.
3. Отвечают на вопросы учителя.
4. Выявляют проблему, которую надо решить.
5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Познавательные:
-
анализ объектов с целью выявления признаков;
• осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивное:
-
обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.
Коммуникативные:
-
изложение своего мнения;
-
аргументация своего мнения;
-
учет разных мнений;
-
участие в диалоге.
4. Постановка учебной задачи.
Фронтальное обсуждение.
Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.
Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
-
находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
-
использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.
Регулятивные:
-
определять цель;
-
планировать деятельность с помощью учителя.
Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Учитель включает музыку.
Учащиеся выполняют разминку.
Личностное:
-
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Первичное закрепление.
Работа в парах.
Учитель организует поисковую работу.
Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации..
Работа в парах.
1 задание
Задание:ИзпредложенияУ плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»
Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.
Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Проверим:
-
У плетня - м.р., ед. ч.
-
Крапива - ж.р., ед.ч.
-
Перламутром - м.р., ед.ч.
-
Утром - сущ., ср. р, ед. ч.
Вывод:
от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.
2задание
Учитель организует работу учащихся с упражнением № 514, контролирует выполнение работы.
Упражнение № 514
Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий.
-
Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.
-
Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.
-
Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.
Учащиеся выполняют задание: находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.
Познавательные:
-
анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;
-
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
-
оценить степень успешности выполнения задания;
-
корректировка.
Коммуникативные:
-
изложение своего мнения;
-
аргументация своего мнения;
-
учет разных мнений;
-
участие в диалоге.
Учащиеся выполняют упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам.
Познавательные:
-
извлечение нужной информации;
-
осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
-
изложение своего мнения;
-
аргументация своего мнения;
-
учет разных мнений.
6.Самостоятельная работа с проверкой.
Игра
Задание для мальчиков ; Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О - это рабочие инструменты.
ОТВЕТ: Тиски, плоскогубцы и
клещи - это рабочие инструменты.
Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О - это наш любимый завтрак.
ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана - это наш любимый завтрак.
Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
-
соблюдение правил речевого поведения;
-
вступление в учебный диалог с одноклассниками.
Познавательные:
-
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
-
коррекция результатов своей деятельности.
7.Включение новых знаний в систему.
Работа в группах.
Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных»
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Выполнили ли мы эту цель?
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Познавательные:
-
представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
-
осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
-
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивная:
-
оценивание степени успешности достижения цели.
Коммуникативные:
-
изложение своего мнения;
-
участие в диалоге.
Личностные:
-
самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.
8.Рефлексия.
Устно:
-
Сегодня на уроке я узнал, что…
-
Урок помог мне…
-
Урок был интересным, потому что…
-
После урока мне захотелось…
-
Я хочу похвалить себя за…
Письменно:
……………………….Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)………………………………………………………………………… Я думаю, что сегодня я потрудился на ……………
Регулятивные:
-
оценка процессов и результатов деятельности.
9. Домашнее задание.
Домашнее задание: Творческий диктант «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа( единственного или множественного) ( на «5»).
В продовольственном магазине
На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом - большой выбор молочных продуктов: кефир, ….. Во втором отделе можно купить макароны, …… В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, ….
Упражнение № 515( на «4»)
Делают выбор, записывают домашнее задание.
Регулятивные:
-
умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.