Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка (5 класс)

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Иванникова Т.Б. МКОУ «СОШ ст.Евсино»

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели урока:

  • создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.»;

  • развитие мотивации к познавательной деятельности;

  • развитие навыков лингвистического анализа( формирование лингвистической компетенции)

  • формирование навыков работы в паре и группе ( формирование коммуникативной компетенции)

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

  • использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;

  • включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

  • предупреждать речевые ошибки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, которые пришли посмотреть нашу совместную работу. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

2.Актуализация изученного.

Фронтальная письменная работа

Слово учителя: «Начнем наш урок с разминки.

Задание.Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только

множественного числа.

Алфавит, верба, ворота, очки, метель,

тиски, вьюга, чернила, опилки, весы,

портфель, хлопоты, лес, горелки,

инструмент, диван, грабли.

Учащиеся:

  • выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;

  • по очереди называют выписанные слова;

  • проверяют по слайду № 5

Познавательные:

  • извлечение нужной информации;

  • осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;

  • аргументация своего мнения;

  • учет разных мнений.

3.Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

Фронтальная устная работа.

Учитель организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.

Давайте поиграем в игру «Третье лишнее» Слайд № 6

  • Сахар, стол, конь

  • Песня, лошадь, удивление

  • Оценка, вечер, детвора

- Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.

- Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»?

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

  1. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

  2. Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

- Какова же будет тема нашего урока?

Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл».

1.Учащиеся находят «третье лишнее»( по их мнению)

2. Осознают противоречие и делают открытие.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Выявляют проблему, которую надо решить.

5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;

• осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивное:

  • обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;

  • аргументация своего мнения;

  • учет разных мнений;

  • участие в диалоге.

4. Постановка учебной задачи.

Фронтальное обсуждение.

Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.

Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

  • находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

  • использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.

Регулятивные:

  • определять цель;

  • планировать деятельность с помощью учителя.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Учитель включает музыку.

Учащиеся выполняют разминку.

Личностное:

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Учитель организует поисковую работу.

Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации..

Работа в парах.

1 задание

Задание:ИзпредложенияУ плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»

Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.

Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Проверим:

  • У плетня - м.р., ед. ч.

  • Крапива - ж.р., ед.ч.

  • Перламутром - м.р., ед.ч.

  • Утром - сущ., ср. р, ед. ч.

Вывод:

от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

2задание

Учитель организует работу учащихся с упражнением № 514, контролирует выполнение работы.

Упражнение № 514

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий.

  1. Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

  2. Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

  3. Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.

Учащиеся выполняют задание: находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;

  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • оценить степень успешности выполнения задания;

  • корректировка.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;

  • аргументация своего мнения;

  • учет разных мнений;

  • участие в диалоге.

Учащиеся выполняют упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам.

Познавательные:

  • извлечение нужной информации;

  • осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;

  • аргументация своего мнения;

  • учет разных мнений.

6.Самостоятельная работа с проверкой.

Игра

Задание для мальчиков ; Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О - это рабочие инструменты.

ОТВЕТ: Тиски, плоскогубцы и

клещи - это рабочие инструменты.

Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О - это наш любимый завтрак.

ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана - это наш любимый завтрак.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

  • соблюдение правил речевого поведения;

  • вступление в учебный диалог с одноклассниками.

Познавательные:

  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:


  • коррекция результатов своей деятельности.

7.Включение новых знаний в систему.

Работа в группах.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных»

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы эту цель?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные:

  • представлять информацию в сжатом виде ( кластер)

  • осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;

  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивная:

  • оценивание степени успешности достижения цели.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;

  • участие в диалоге.

Личностные:

  • самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

8.Рефлексия.

Устно:

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…

  2. Урок помог мне…

  3. Урок был интересным, потому что…

  4. После урока мне захотелось…

  5. Я хочу похвалить себя за…

Письменно:

……………………….Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)………………………………………………………………………… Я думаю, что сегодня я потрудился на ……………


Регулятивные:

  • оценка процессов и результатов деятельности.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание: Творческий диктант «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа( единственного или множественного) ( на «5»).

В продовольственном магазине

На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом - большой выбор молочных продуктов: кефир, ….. Во втором отделе можно купить макароны, …… В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, ….

Упражнение № 515( на «4»)

Делают выбор, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

  • умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.



© 2010-2022