Элементы занимательности на уроках русского языка в казахских школах

Элементы занимательности на уроках русского языка в казахских школах.       Задача учителя –русиста-  развивать активность ребят, прививать им интерес к русскому языку, желание его изучать . Эффективным средством активизации учащихся начальных и средних классов является введение на уроках элементов занимательности (различных игровых приемов, небольших инсценировок, разгадывания ребусов, шарад, загадок и т.д.). Включение их в учебный процесс не требует его существенной перестройке и доступно каждому учителю.                Большой интерес у младших школьников вызывает интерес работа на материале загадок. Я стараюсь подбирать загадки по темам уроков. Так , при работе над текстом «Весна пришла» проводится работа  по картинке. После того, как учащиеся ответили на вопросы в учебнике, загадываю загадку:      Тает снежок,      Ожил лужок,      День пребывает.      Когда это бывает? (Весной)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементы занимательности на уроках русского языка в казахских школах.


Задача учителя -русиста- развивать активность ребят, прививать им интерес к русскому языку, желание его изучать . Эффективным средством активизации учащихся начальных и средних классов является введение на уроках элементов занимательности (различных игровых приемов, небольших инсценировок, разгадывания ребусов, шарад, загадок и т.д.). Включение их в учебный процесс не требует его существенной перестройке и доступно каждому учителю.

Большой интерес у младших школьников вызывает интерес работа на материале загадок. Я стараюсь подбирать загадки по темам уроков. Так , при работе над текстом «Весна пришла» проводится работа по картинке. После того, как учащиеся ответили на вопросы в учебнике, загадываю загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День пребывает.

Когда это бывает?

(Весной)


Затем спрашиваю: какие еще времена года вы знаете ? Назовите признаки весны, осени, зимы, лета. Предлагаю отгадать следующие загадки:

Снег на полях,

Лед на реках вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает ?

(Летом)

Пусты поля ,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает ?

(Осенью)


При изучении стихотворения С .Маршака «Вот какой рассеянный» провожу словарную работу. Заранее готовлю картинки, на которых изображены арфа, руда, шпалы, куст, маяк, аист. Показываю их классу ,ребята называют знакомые слова, объясняю значение новой для них лексики .

При изучении темы приставки предлагаю разгадать ребусы и выделить приставку в словах : передача, подарок, забор, поезд, взор, зазор, узор.

При изучении темы «Непроизносимые согласные» провожу письмо по памяти. Предлагаю прочитать выразительно стихотворение, объяснить все орфограммы, а затем написать по памяти любые запомнившиеся четыре строчки :

С неба смотрит солнце, Но посветит солнце,

Миллионы лет. И уходит прочь.

Льет на землю солнце и тепло и свет. А живое сердце,

Греет день и ночь.

Значит сердце лучше,

Солнца самого.

Никакие тучи,

Не затмят его !


Предлагаю загадки , на которые нужно написать отгадки с проверочными словами.

Раскинут ковер, День и ночь стучит оно,

Рассыпан горох: Словно бы заведено.

Ни ковра не поднять, Будет плохо ,если вдруг

Ни гороха собрать. Прекратится этот стук

(Звездное небо) (Сердце)

Ну-ка , кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь , а ярко светит,

И не пекарь , а печет ?

(Солнце).


Игра «Кто скорее».

На доске слова с непроизносимыми согласными: вестник, выстлать, гигантский, грустный, завистливый, злостный, известный, местность, ненастный, областной, радостный, свистнуть, скоростной, совместный, счастливый, тростниковый, устный, участник, хрустнуть, честный.

При изучении темы «Удвоенные согласные» использую дидактические игры, упражнения, головоломки.

  1. Подумайте и ответьте что общего в этих названиях?

ТЕРРАСА, ЭКСПРЕСС, ГРУППА, ХОККЕЙ, АНТЕННА, ПЕРРОН, ШОССЕ, КОЛОННЫ.


  1. Определите на слух слова с удвоенными согласными поднимая при этом руку или хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тонна: Кто получит низкий балл,

Что больше, центнер или тонна ? Не придет на школьный бал.

Необходимы соль и крупы, Если в доме много сора,

Чтоб кашу наварить для группы. Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.


  1. Замените следующие словосочетания следующим словом. Ответы могут служить содержанием словарного диктанта.

Больничный лист (Бюллетень).

Товарищ по работе (Коллега).

Вид городского транспорта (Троллейбус).

Популярная игра на льду (Хоккей).

Спортивный бег (Кросс).

Сотрудник газеты, журнала (Корреспондент).

Один из видов игры в мяч (Теннис).

Обучение животных (Дрессировка).

Рисунки в журнале , газете, книге (Иллюстрации).

Помещение в школе (Класс).

Сквозной проезд прорытый под землей (Туннель).

Свидетельство об окончании средней школы. ( Аттестат).

День недели (Суббота).

Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).


  1. Шарады.

Я мал, и невелик мой вес.

От ветра в поле я качаюсь.

Но если мне прибавить букву С

То я в гиганта превращаюсь

(Колос-колосс).

Первая буква есть в слове СУРОК

Но нет этой буквы в слове УРОК

А дальше подумай, и краткое слово

Средь умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь итог от сложения.

(С-ум-ма).


  1. Ребус. Рас 100 яние (расстояние).


  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность (Профессия).

Асфальтированная дорога (Шоссе).

Небольшая комнатка в квартире (Ванная).

Помещение в школе (Класс).

Вид плавания (Брасс).

Один из самых главных предметов (Русский язык).


© 2010-2022