Моя педагогическая концепция активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

  В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей Из этого следует, что выпускник школы должен стать интеллектуально развитым человеком и иметь активную жизненную позицию.. И в этом ему должен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа Орехово-Зуево

Московской области


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Активизация познавательной деятельности учащихся».

Апет Наталья Александровна,

учитель

русского языка и литературы,

первая квалификационная категория.

Педагогический стаж - 17 лет

Моя педагогическая концепция активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы


















2011-2012 учебный год


«Активизация познавательной деятельности учащихся».

Природа все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов - все это рождается только от корня.

Ян Амос Коменский.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей Из этого следует, что выпускник школы должен стать интеллектуально развитым человеком и иметь активную жизненную позицию.. И в этом ему должен помочь учитель - мастер своего дела, имеющий в арсенале целый ряд методов, приемов, способов, позволяющих повысить эффективность и качество урока.

Моя задача активизировать познавательную деятельность учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Решение этой задачи легло в основу моей педагогической концепции, ведущей идеей которой стало создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

Для реализации своей концепции, я определила следующий алгоритм действий:

- создание условий для развития потенциальных возможностей детей (материальные условия: качественный УМК, качественный дидактический материал, использование ИКТ; духовные: учёт индивидуальных особенностей, психологический комфорт, который достигается знаниями возрастной психологии и физиологии);

- использование инновационных технологий для формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков;

- расширение творческой самостоятельности детей через активную исследовательскую деятельность.

Для решения поставленной задачи я в своей работе применяю следующие инновационные технологии:

  • здоровьесберегающие;

  • технология развивающего обучения, которая содействует развитию у учащихся креативного мышления;

  • личностно-ориентированное обучение, которое позволяет максимально выявить и использовать индивидуальные способности каждого;

  • технология проблемного обучения, которая помогает создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • технология дифференцированного обучения. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвлённая дифференциация;

  • технология интегрирования учебных предметов. Термин «интеграция», означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях;

  • информационно-коммуникативные технологии. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности; Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет модернизировать обучение. Интерактивная доска, проектор, современные мультимедийные пособия, интернет помогают шагать в ногу со временем. Но главным остается содержание урока, а не его оформление.

  • технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Введение в нашей школе дистанционных форм обучения позволяет реализовать тезис Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Новая школа - это школа для всех».

Я перечислила широкий спектр инновационных технологий. Многие из них я применяю лишь фрагментарно, а особое внимание я уделяю технологии проблемного обучения. Обучение детей готовым приёмам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Если обучение ведёт к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим, то есть таким, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития и мышления специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников - такое обучение является проблемным. Поэтому, именно эта технология как нельзя лучше помогает мне решить задачу активизации познавательной деятельности школьников на моих уроках.

На мой взгляд, для развития познавательной активности учащихся эффективными являются применение таких методов, как

  • репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи);

  • проблемное изложение (создание проблемной ситуации);

  • исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии);

  • обучение с применением мультимедийных средств.

Привычным делом как для учителя, так и для ученика являются лабораторные работы по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работы проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложения, сочинения, то есть на этапе усвоения и закрепления нового материала. Исходя из практического и экспериментального опыта, можно прийти к выводу, что лабораторная работа должна обрести своё место в методике преподавания русского языка и литературы, так как заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.

Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования.

Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.

Ещё одним преимуществом лабораторной работы по русскому языку или литературе является то, что она отлично вписывается в дистанционные уроки, как в индивидуальном режиме, так и во включении в урок (особенно при работе в парах).

Такие занятия позволили повысить качество знаний учащихся.

Активизация познавательной деятельности происходит и во внеурочное время. Особое место в формировании личности школьника отводится классному руководителю, в котором должны гармонично уживаться организатор и чуткий психолог, который по первому взгляду определит, что требуется в данный момент ребёнку. При этом важно стать для ребят не начальником, отдающим распоряжения, а наставником, готовым помочь и поддержать. В их словах и поступках во многом кроется результат работы классного руководителя.

Свою работу я строю через коллективное творческое дело:

  • моя родина. Невозможно воспитать человека с активной жизненной позицией, если он не интересуется историей своей страны.

  • я - человек. Становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей, национальных культур и традиций помогают сформировать активную жизненную позицию.

  • за здоровый образ жизни. Задача учителя - подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А что же для этого нужно? Конечно же, здоровье. Каждый учитель должен помнить, что здоровье школьника начинается с учителя.

  • мир прекрасного. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Результатом этой работы является то, что мои ученики - участники, призёры и победители различных мероприятий школьного и муниципального уровня.

  • на конкурс презентаций «Мы - славяне»;

  • «Права человека глазами ребёнка» Куканова Мария, 3 место (муниципальный уровень;

  • «Глаголи Добро», Швецова Анастасия (публикация) 2009, Тонкоглаз Денис (публикация), 3 место (муниципальный уровень) 2011 3 ;

  • «Эра фантастики», Андрианов Иван 2009, 3 место (муниципальный уровень);

  • на международный конкурс «Купель»,Фалина Юлия (лауреат),2010.

  • международном конкурсе «Русский медвежонок»;

Ежегодно мои ученики принимали участие в школьных мероприятиях «День молодого избирателя», «День противопожарной безопасности», «Смотр строя и песни», «День защиты детей». Стали призёрами в конкурсе творческих работ «Я - россиянин» и «Я житель Орехово-Зуево», призёрами в соревнованиях в рамках «Единого дня здоровья» и многое другое.

Движущей силой развития познавательного интереса является мотивация школьника. Наблюдаю осознанный интерес к предмету. Результатом активизации познавательного интереса является участие моих учеников в различных мероприятиях, связанных с моим предметом.

Свои работы мои ученики представляли:

  • на школьной Декаде наук;

  • на школьной Декаде русского языка;

  • в школьном туре Всероссийской олимпиаде для школьников

Для меня очень важен тот факт, чтобы каждый ученик мог работать не только в меру своих сил, но и поднимался на более высокую ступеньку. Главное, чтобы ученики думали, творили, мыслили, искали пути решения и чтобы у них появился интерес к учебной деятельности. Повышение учебной мотивации, как результат занятий исследовательского обучения, способствует росту качества знаний учащихся.

Активизируя познавательную деятельность детей, я нахожусь в постоянном творческом поиске, самосовершенствуюсь, посещаю выставки, семинары, конференции.

За последние годы участвовала в научно-практических семинарах и конференциях разного уровня:

  • в областном семинаре «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы»,

  • в областной научно-практической конференции «Использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий для реализации задач профильного обучения».

  • в семинаре заместителей директоров по УВР муниципальных образовательных учреждений г. о. Орехово-Зуево «Качество образовательной среды как условие оптимизации учебно-воспитательного процесса»;

  • в семинаре заместителей директоров по УВР муниципальных образовательных учреждений г. о. Орехово-Зуево «Проблемное обучение: правила, методы, формы»;

Знакомлюсь с опытом работы образовательных учреждений города Орехово-Зуево, внедряющих инновационные методики обучения.

Имею публикации в сборниках:

  • Христианская проповедь как фактор развития национальных культур (Восьмые Московские областные Рождественские образовательные чтения, 2010)

  • Сборник научных статей МГОГИ « Использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий для реализации задач профильного обучения», 2008 год.

Если вернуться к словам Коменского, то можно увидеть, что корнем являются те условия, которые позволят воспитать интеллектуально развитого человека с активной жизненной позицией. Ствол - учитель - мастер своего дела, помогающий ученику стать таким человеком, а листья, цветы и плоды - всесторонне и гармонично развитая личность.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей.

Все это позволило мне сделать важный шаг - принять участие в конкурсе «Педагог года 2011»



© 2010-2022