Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету « Русский язык» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

- Приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( ред.от 19.10.2009, с изм. от 31.10.2012);

- Приказом МО РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. от 03.06.11,от 01.02.2012 №74);

- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 года № 189);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Рекомендацией Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 года № МД - 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

- Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год;

-Учебным планом МБОУ СОШ с.Михайловка на 2014-2015 учебный год;

- Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ с. Михайловка на 2014-2015 учебный год;

Рабочая программа предназначена для 10 класса МБОУ СОШ с.Михайловка и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.(рекомендована Министерством образования Российской Федерации».

Цели и задачи обучения русскому языку.

Курс русского языка в X классе на базовом уровне направлен на достижение следующих целей,

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

задач:

- освоить знания о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладеть умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Общая характеристика учебного предмета.


Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «филология». Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место предмета в учебном плане.

Авторская программа по предмету рассчитана на 34 часа. Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ СОШ с.Михайловка на обучение предмета «Русский язык»отводится 136 часов, в неделю 4 часа. В связи с этим рабочая программа модифицируется.

Форма организации работы обучающихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.

Срок реализации программы - один учебный год. Уровень обучения - базовый.


Содержание учебного предмета


Введение (5ч.)

Русский язык в современном мире. Основные функциональные стили.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

Лексика. Фразеология. Лексикография (16 ч.+3 ч.)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

Р.Р. Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Орфоэпия (2ч.)

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

Морфемика. Словообразование. Орфография. (36 ч.)

Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц.

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса.

Состав слова. Основа слова. Морфемный разбор. Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Морфология и орфография.

Самостоятельные части речи- (42 ч.+4ч.)

Имя существительное (10 ч+2ч.)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Р.Р. Позиция автора. Способы выражения позиции автора.

Имя прилагательное (7 ч.+1ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (2 ч.)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (3 ч.)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол( 4ч.)

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие(8 ч.)

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Деепричастие(5 ч.)

Значение и употребление деепричастий.

Наречие (2 ч+2ч.)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Служебные части речи (14 ч.)

Предлог(3ч.)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов.

Союз (2ч.)

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы (7ч.+2ч.)

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Текст(8ч.+2ч.)

Текст и его строение. Виды его преобразования и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Типы речи. Виды сокращений. Реферат. Конспект. Аннотация. Рецензия.

Итоговое повторение (4 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 10 класса:

В результате изучения русского языка на базовом уровне в 10 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них на развитие речи

1.

Введение

5


2.

Лексика. Фразеология. Лексикография

19

3

3.

Орфоэпия

2


4.

Морфемика. Словообразование.Орфография

36


5.

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи

46

4

6.

Служебные части речи

14

2

7.

Текст и его строение

10

2

6.

Итоговое повторение

4



Итого

136

11


Календарно-тематический план


Урока

Тема урока

Коли

чество

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ

5

1

Русский язык в современном мире

1

1.09

2

Стили и типы речи. Особенности стилей речи

1

2.09

3

Стили и типы речи. Особенности типов речи. Урок-практикум

1

3.09

4

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

1

5.09

5

Контрольный диктант (входной)

1

8.09

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

16+3

6

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления

1

09.09

7

Многозначные слова и их употребление.

1

10.09

8

Тропы как выразительные средства языка

1

12.09

9

Тропы как выразительные средства языка. Урок-практикум

1

15.09

10

Средства художественной выразительности. Р.Р. Анализ текста (подготовка к ЕГЭ). Обучающее сочинение.

1

16.09

11

Омонимы и их употребление. Понятие омофонов, омографов, омоформ.

1

17.09

12

Употребление синонимов и антонимов. Понятие градации.

1

19.09

13

Р.Р. Обучающее сочинение (подготовка к ЕГЭ, анализ текста).

1

22.09

14

Употребление стилистически ограниченной лексики.

1

23.09

15

Заимствованные слова и их употребление.

1

24.09

16

Р.Р. Сочинение-рассуждение на заданную тему (задание ЕГЭ)

1

26.09

17

Заимствованные слова и их употребление.

1

29.09

18

Употребление устаревших слов и неологизмов.

1

30.09

19

Употребление фразеологизмов

1

01.10

20

Употребление фразеологизмов. Урок-практикум

1

03.10

21

Фигуры речи как выразительные средства языка

1

06.10

22

Словари русского языка

1

07.10

23

Контрольный диктант по теме «Лексика»

1

08.10

24

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

10.10

25

ОРФОЭПИЯ. Орфоэпические нормы русского языка.

1

13.10

26

Орфоэпические нормы русского языка.. Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом.

1

14.10

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

36

27

Принципы русской орфографии

1

15.10

28

Употребление прописных букв

1

17.10

29

Употребление мягкого знака для обозначения на письме мягкости согласных.

1

20.10

30

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм

1

21.10

31

Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

22.10

32

Состав слова. Употребление однокоренных слов.

1

24.10

33

Состав слова. Употребление однокоренных слов. Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом.

1

27.10

34

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Употребление мягкого знака»

1

28.10

35

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

29.10

36

Основные способы образования слов

1

05.11

37

Основные способы образования слов. Урок-практикум

1

07.11

38

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

10.11

39

Чередующиеся гласные в корне слова

1

11.11

40

Чередующиеся гласные в корне слова

1

12.11

41

Буквы И,У, А после шипящих. Буквы Ы-И после шипящих

1

14.11

42

Контрольное тестирование по теме «Правописание гласных в корне слова»

1

17.11

43

Правописание согласных в корне слова

1

18.11

44

Правописание согласных в корне слова

1

19.11

45

Удвоенные согласные

1

21.11

46

Международные словообразовательные элементы

1

24.11

47

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

1

25.11

48

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

26.11

49

Правописание приставок, не изменяющихся на письме

1

28.12

50

Приставки на з-с: типология заданий ЕГЭ с кратким ответом

1

01.12

51

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

1

02.12

52

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Урок- практикум

1

03.12

53

Сочетание согласных на стыке приставки и корня.

1

05.12

54

Употребление разделительных Ъ и Ь

1

08.12

55

Буквы Ы и И после приставок

1

09.12

56

Контрольное тестирование «Правописание приставок»

1

10.12

57

Буквы Ё,О после шипящих и Ц

1

15.12

58

Общие правила правописания сложных слов.

1

16.12

59

Общие правила правописания сложных слов

1

17.12

60

Правила переноса слов

1

19.12

61

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография»

1

22.12

62

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

23.12

МОРФОЛОГИЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

10+2

63

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Род и число имен существительных.

1

24.12

64

Правописание И и Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа

1

26.12

65

Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода.

1

29.12

66

Правописание существительных в родительном падеже множественного числа

1

30.12

67

Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже

1

16.01

68

Правописание суффиксов имен существительных

1

19.01

69

70

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание суффиксов имен существительных

1

1

20.01

21.01

71

72

Правописание сложных имен существительных

Правописание сложных имен существительных

1

1

23.01

26.01

73,

74

Р.Р. Контрольное сочинение- рассуждение на заданную тему( подготовка к ЕГЭ)

2

27.01

28.01

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

8

75

Правописание окончаний имен прилагательных и некоторых форм прилагательных

1

30.01

76

Правописание суффиксов имён прилагательных

1

02.02

77

Правописание суффиксов имён прилагательных

1

03.02

78

Р.Р. Работа с текстом ( упр. 244)

1

04.02

79

Правописание сложных имён прилагательных

1

06.02

80

Правописание сложных имён прилагательных

1

09.02

81

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

10.02

82

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

11.02

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2

83

Правописание и употребление числительных

1

13.02

84

Правописание и употребление числительных

1

16.02

МЕСТОИМЕНИЕ

3

85

Особенности употребления местоимений. Разряды местоимения.

1

17.02

86

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

1

18.02

87

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

1

20.02

ГЛАГОЛ

4

88

Спряжение глаголов

1

24.12

89

Спряжение глаголов

1

25.02

90

Правописание глаголов

1

27.02

91

Правописание глаголов

1

02.03

ПРИЧАСТИЕ

8

92

Причастие. Образование причастий

1

03.03

93

Правописание суффиксов причастий.

1

04.03

94

Правописание суффиксов причастий

1

06.03

95

Краткие и полные страдательные причастия

1

10.03

96

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1

11.03

97

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1

13.03

98

Слитное написание Не с причастиями

1

16.03

99

Раздельное написание Не с причастиями

1

17.03

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

4

100

Деепричастие. Значение и употребление деепричастий

1

18.03

101

102

Значение и употребление деепричастий.

Урок-практикум «Выделение на письме деепричастных оборотов»

1

1

20.03

01.04

103

Контрольный диктант по теме «Причастие и деепричастие»

1

03.04

104

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

06.04

НАРЕЧИЕ

2+2

105

Наречие. Правописание наречий (слитное, раздельное, дефисное)

1

07.04

106

Правописание наречий ( слитное, раздельное, дефисное)

1

08.04

107

Р.Р.Сжатое изложение с элементами сочинения

1

10.04

108

Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения

1

13.04

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ

3

109

Предлог. Правописание предлогов

1

14.04

110

Правописание предлогов

1

15.04

111

Особенности употребления некоторых предлогов

1

17.04

СОЮЗ

2

112

Союз. Правописание союзов

1

20.04

113

Правописание союзов

1

21.04

ЧАСТИЦЫ

7+2

114

Частицы. Правописание частиц

1

22.04

115

Раздельное и дефисное написание частиц

1

24.04

116

Правописание Не со словами разных частей речи

1

27.04

117

Правописание НЕ со словами разных частей речи

1

28.04

118

Обобщение по теме «Служебные части речи»

1

29.04

119

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

04.05

120

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

05.05

121

122

Р.Р. Обучающее сочинение (подготовка к ЕГЭ)

Р.Р. Обучающее сочинение ( подготовка к ЕГЭ)

1

1

06.05

08.05

ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ

8+2

123

Текст и его строение. Виды его преобразования и основные признаки.

1

11.05

124

Текст. Способы и средства связи между частями текста

1

12.05

125

Абзац

1

13.05

126

Типы речи. Повествование

1

15.05

127

Типы речи. Описание

1

16.05

128

Типы речи. Рассуждение

1

18.05

129

Р.Р. Сочинение -рассуждение. (Подготовка к ЕГЭ)

1

19.05

130

Р.Р. Сочинение -рассуждение. (Подготовка к ЕГЭ)

1

20.05

131

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки). Конспект

1

22.05

132

Реферат. Аннотация. Рецензия.

1

25.05

ПОВТОРЕНИЕ

3

133

Повторение пройденного за курс 10 кл.

1

26.05

134

Повторение пройденного за курс 10 кл.

1

27.05

135

Итоговый контрольный диктант

1

29.05

136

Подведение итогов года

1

30.05

Формы и средства контроля


- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение - рассуждение (подготовка к ЕГЭ) - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему.

Литература и средства обучения:

Основная литература:

1.Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений

В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2012 г.

2. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),

Дополнительная литература:

1.Егораева Г.Т. ЕГЭ-2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. - М.: Экзамен, 2014.

2.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2001.

4.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2015. - Ростов-на-Дону, Легион. 2014

Интернет-ресурсы:

  1. 1september.ru/

2. Сайт Инессы Перовой

17

© 2010-2022