- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Л.М. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету « Русский язык» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( ред.от 19.10.2009, с изм. от 31.10.2012);
- Приказом МО РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. от 03.06.11,от 01.02.2012 №74);
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 года № 189);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Рекомендацией Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 года № МД - 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
- Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год;
-Учебным планом МБОУ СОШ с.Михайловка на 2014-2015 учебный год;
- Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ с. Михайловка на 2014-2015 учебный год;
Рабочая программа предназначена для 10 класса МБОУ СОШ с.Михайловка и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.(рекомендована Министерством образования Российской Федерации».
Цели и задачи обучения русскому языку.
Курс русского языка в X классе на базовом уровне направлен на достижение следующих целей,
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
задач:
- освоить знания о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладеть умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «филология». Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа по предмету рассчитана на 34 часа. Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ СОШ с.Михайловка на обучение предмета «Русский язык»отводится 136 часов, в неделю 4 часа. В связи с этим рабочая программа модифицируется.
Форма организации работы обучающихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.
Срок реализации программы - один учебный год. Уровень обучения - базовый.
Содержание учебного предмета
Введение (5ч.)
Русский язык в современном мире. Основные функциональные стили.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
Лексика. Фразеология. Лексикография (16 ч.+3 ч.)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
Р.Р. Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Орфоэпия (2ч.)
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
Морфемика. Словообразование. Орфография. (36 ч.)
Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса.
Состав слова. Основа слова. Морфемный разбор. Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Морфология и орфография.
Самостоятельные части речи- (42 ч.+4ч.)
Имя существительное (10 ч+2ч.)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Р.Р. Позиция автора. Способы выражения позиции автора.
Имя прилагательное (7 ч.+1ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (2 ч.)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (3 ч.)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол( 4ч.)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие(8 ч.)
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Деепричастие(5 ч.)
Значение и употребление деепричастий.
Наречие (2 ч+2ч.)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Служебные части речи (14 ч.)
Предлог(3ч.)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов.
Союз (2ч.)
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы (7ч.+2ч.)
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Текст(8ч.+2ч.)
Текст и его строение. Виды его преобразования и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Типы речи. Виды сокращений. Реферат. Конспект. Аннотация. Рецензия.
Итоговое повторение (4 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 10 класса:
В результате изучения русского языка на базовом уровне в 10 классе обучающийся должен
знать/понимать
-
основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Из них на развитие речи
1.
Введение
5
2.
Лексика. Фразеология. Лексикография
19
3
3.
Орфоэпия
2
4.
Морфемика. Словообразование.Орфография
36
5.
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи
46
4
6.
Служебные части речи
14
2
7.
Текст и его строение
10
2
6.
Итоговое повторение
4
Итого
136
11
Календарно-тематический план
№
Урока
Тема урока
Коли
чество
часов
Дата проведения
Примечание
по плану
по факту
ВВЕДЕНИЕ
5
1
Русский язык в современном мире
1
1.09
2
Стили и типы речи. Особенности стилей речи
1
2.09
3
Стили и типы речи. Особенности типов речи. Урок-практикум
1
3.09
4
Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
1
5.09
5
Контрольный диктант (входной)
1
8.09
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
16+3
6
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления
1
09.09
7
Многозначные слова и их употребление.
1
10.09
8
Тропы как выразительные средства языка
1
12.09
9
Тропы как выразительные средства языка. Урок-практикум
1
15.09
10
Средства художественной выразительности. Р.Р. Анализ текста (подготовка к ЕГЭ). Обучающее сочинение.
1
16.09
11
Омонимы и их употребление. Понятие омофонов, омографов, омоформ.
1
17.09
12
Употребление синонимов и антонимов. Понятие градации.
1
19.09
13
Р.Р. Обучающее сочинение (подготовка к ЕГЭ, анализ текста).
1
22.09
14
Употребление стилистически ограниченной лексики.
1
23.09
15
Заимствованные слова и их употребление.
1
24.09
16
Р.Р. Сочинение-рассуждение на заданную тему (задание ЕГЭ)
1
26.09
17
Заимствованные слова и их употребление.
1
29.09
18
Употребление устаревших слов и неологизмов.
1
30.09
19
Употребление фразеологизмов
1
01.10
20
Употребление фразеологизмов. Урок-практикум
1
03.10
21
Фигуры речи как выразительные средства языка
1
06.10
22
Словари русского языка
1
07.10
23
Контрольный диктант по теме «Лексика»
1
08.10
24
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
10.10
25
ОРФОЭПИЯ. Орфоэпические нормы русского языка.
1
13.10
26
Орфоэпические нормы русского языка.. Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом.
1
14.10
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.
36
27
Принципы русской орфографии
1
15.10
28
Употребление прописных букв
1
17.10
29
Употребление мягкого знака для обозначения на письме мягкости согласных.
1
20.10
30
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм
1
21.10
31
Разделительные Ъ и Ь знаки.
1
22.10
32
Состав слова. Употребление однокоренных слов.
1
24.10
33
Состав слова. Употребление однокоренных слов. Решение заданий ЕГЭ с кратким ответом.
1
27.10
34
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Употребление мягкого знака»
1
28.10
35
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
29.10
36
Основные способы образования слов
1
05.11
37
Основные способы образования слов. Урок-практикум
1
07.11
38
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
10.11
39
Чередующиеся гласные в корне слова
1
11.11
40
Чередующиеся гласные в корне слова
1
12.11
41
Буквы И,У, А после шипящих. Буквы Ы-И после шипящих
1
14.11
42
Контрольное тестирование по теме «Правописание гласных в корне слова»
1
17.11
43
Правописание согласных в корне слова
1
18.11
44
Правописание согласных в корне слова
1
19.11
45
Удвоенные согласные
1
21.11
46
Международные словообразовательные элементы
1
24.11
47
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
1
25.11
48
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
26.11
49
Правописание приставок, не изменяющихся на письме
1
28.12
50
Приставки на з-с: типология заданий ЕГЭ с кратким ответом
1
01.12
51
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
1
02.12
52
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Урок- практикум
1
03.12
53
Сочетание согласных на стыке приставки и корня.
1
05.12
54
Употребление разделительных Ъ и Ь
1
08.12
55
Буквы Ы и И после приставок
1
09.12
56
Контрольное тестирование «Правописание приставок»
1
10.12
57
Буквы Ё,О после шипящих и Ц
1
15.12
58
Общие правила правописания сложных слов.
1
16.12
59
Общие правила правописания сложных слов
1
17.12
60
Правила переноса слов
1
19.12
61
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография»
1
22.12
62
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
23.12
МОРФОЛОГИЯ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
10+2
63
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Род и число имен существительных.
1
24.12
64
Правописание И и Е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа
1
26.12
65
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода.
1
29.12
66
Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
1
30.12
67
Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
1
16.01
68
Правописание суффиксов имен существительных
1
19.01
69
70
Правописание суффиксов имен существительных
Правописание суффиксов имен существительных
1
1
20.01
21.01
71
72
Правописание сложных имен существительных
Правописание сложных имен существительных
1
1
23.01
26.01
73,
74
Р.Р. Контрольное сочинение- рассуждение на заданную тему( подготовка к ЕГЭ)
2
27.01
28.01
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
8
75
Правописание окончаний имен прилагательных и некоторых форм прилагательных
1
30.01
76
Правописание суффиксов имён прилагательных
1
02.02
77
Правописание суффиксов имён прилагательных
1
03.02
78
Р.Р. Работа с текстом ( упр. 244)
1
04.02
79
Правописание сложных имён прилагательных
1
06.02
80
Правописание сложных имён прилагательных
1
09.02
81
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
1
10.02
82
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
11.02
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
2
83
Правописание и употребление числительных
1
13.02
84
Правописание и употребление числительных
1
16.02
МЕСТОИМЕНИЕ
3
85
Особенности употребления местоимений. Разряды местоимения.
1
17.02
86
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
1
18.02
87
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
1
20.02
ГЛАГОЛ
4
88
Спряжение глаголов
1
24.12
89
Спряжение глаголов
1
25.02
90
Правописание глаголов
1
27.02
91
Правописание глаголов
1
02.03
ПРИЧАСТИЕ
8
92
Причастие. Образование причастий
1
03.03
93
Правописание суффиксов причастий.
1
04.03
94
Правописание суффиксов причастий
1
06.03
95
Краткие и полные страдательные причастия
1
10.03
96
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
1
11.03
97
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
1
13.03
98
Слитное написание Не с причастиями
1
16.03
99
Раздельное написание Не с причастиями
1
17.03
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
4
100
Деепричастие. Значение и употребление деепричастий
1
18.03
101
102
Значение и употребление деепричастий.
Урок-практикум «Выделение на письме деепричастных оборотов»
1
1
20.03
01.04
103
Контрольный диктант по теме «Причастие и деепричастие»
1
03.04
104
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
06.04
НАРЕЧИЕ
2+2
105
Наречие. Правописание наречий (слитное, раздельное, дефисное)
1
07.04
106
Правописание наречий ( слитное, раздельное, дефисное)
1
08.04
107
Р.Р.Сжатое изложение с элементами сочинения
1
10.04
108
Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения
1
13.04
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ
3
109
Предлог. Правописание предлогов
1
14.04
110
Правописание предлогов
1
15.04
111
Особенности употребления некоторых предлогов
1
17.04
СОЮЗ
2
112
Союз. Правописание союзов
1
20.04
113
Правописание союзов
1
21.04
ЧАСТИЦЫ
7+2
114
Частицы. Правописание частиц
1
22.04
115
Раздельное и дефисное написание частиц
1
24.04
116
Правописание Не со словами разных частей речи
1
27.04
117
Правописание НЕ со словами разных частей речи
1
28.04
118
Обобщение по теме «Служебные части речи»
1
29.04
119
Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»
1
04.05
120
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
05.05
121
122
Р.Р. Обучающее сочинение (подготовка к ЕГЭ)
Р.Р. Обучающее сочинение ( подготовка к ЕГЭ)
1
1
06.05
08.05
ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ
8+2
123
Текст и его строение. Виды его преобразования и основные признаки.
1
11.05
124
Текст. Способы и средства связи между частями текста
1
12.05
125
Абзац
1
13.05
126
Типы речи. Повествование
1
15.05
127
Типы речи. Описание
1
16.05
128
Типы речи. Рассуждение
1
18.05
129
Р.Р. Сочинение -рассуждение. (Подготовка к ЕГЭ)
1
19.05
130
Р.Р. Сочинение -рассуждение. (Подготовка к ЕГЭ)
1
20.05
131
Виды сокращений текста (план, тезис, выписки). Конспект
1
22.05
132
Реферат. Аннотация. Рецензия.
1
25.05
ПОВТОРЕНИЕ
3
133
Повторение пройденного за курс 10 кл.
1
26.05
134
Повторение пройденного за курс 10 кл.
1
27.05
135
Итоговый контрольный диктант
1
29.05
136
Подведение итогов года
1
30.05
Формы и средства контроля
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение - рассуждение (подготовка к ЕГЭ) - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература и средства обучения:
Основная литература:
1.Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений
В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2012 г.
2. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),
Дополнительная литература:
1.Егораева Г.Т. ЕГЭ-2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. - М.: Экзамен, 2014.
2.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2001.
4.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2015. - Ростов-на-Дону, Легион. 2014
Интернет-ресурсы:
-
1september.ru/
2. Сайт Инессы Перовой
17