Рабочая программа Бурятский язык как государственный

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Енхорская средняя общеобразовательная школа»

Джидинский район Республика Бурятия


«Рассмотрено»

На заседании МО гуманитарных наук Руководитель МО

___________/Цыбенова С.Н../

Протокол №1 от «26»августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ /Цыдыпова Т.Ц../

Протокол МС №1 от

«28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Енхорская СОШ»

______/Самданова Т.Г../

Приказ № 40 от «31» августа 2015г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По предмету: Бурятский язык как государственный

Класс: 7

Учитель: Цыдыпова Т.Ц., учитель бурятского языка,

(ФИО) (предмет)

Категория первая , педстаж- 22года

Срок действия программы: 2015-2016 учебный год


















2015г



Тип программы: общеобразовательная

Программа составлена на основе

Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия (приказ МОиНРБ от 09.07.08. №830);

Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Авторы: Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д.

(название программы, стандарта содержания образования по предмету, учебника, учебно-методической литературы)

Программа обсуждена на заседании МО учителей гуманитарных наук

«26» августа 2015 г

Одобрена методическим советом «28» августа 2015г

Председатель МС: ____________Цыдыпова Т.Ц.

(подпись, ФИО)














Пояснительная записка


Данная рабочая программа по бурятскому языку как государственному составлена в соответствии:

- с Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия (приказ МОиНРБ от 09.07.08. №830);

- авторской программы по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения (Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С. и др.);

- учебного плана МБОУ «Енхорская СОШ» на 2015-2016учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Бурятский язык является важнейшей частью национальной культуры бурятского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания родной культуры, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.

Целью обучения бурятскому языку в 7 классе основной школы является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение на бурятском языке в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать аутентичные тексты с целью извлечь информацию.

Это предполагает достижение школьниками минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами бурятского языка.

Обучение бурятскому языку в средней школе преследуют практическую, образовательную, воспитательную и развивающую цели.

Практическая цель обучения предполагает практическое овладение бурятским языком и использование его как средства общения между людьми в форме устной и письменной речи.

Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее: коммуникативные умения, воспитание школьников, образование средствами бурятского языка, развитие учащихся, общеучебные и специальные учебные умения, компенсаторные умения.

К коммуникативным умениям, сформированным на основе языковых, лингворегионоведческих и социокультурных знаний, навыков, относятся:

- умение осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своем окружении;

- умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;

- умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов с разной глубиной и точность понимания;

- умение письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности написать личное письмо.

Бурятский язык входит в учебный план в качестве национально - регионального компонента образования. Преподавание рассчитано на работу по УМК по бурятскому языку как государственному для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения «Алтаргана». Авторы: С.Ц.Содномов, Б.Д.Содномова. Издательство «Бэлиг», 2012.

Данный УМК рекомендован Министерством образования и науки Республики Бурятии.

Согласно УП на изучение бурятского языка в 7 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).










Содержание тем


Амар сайн, буряад хэлэн! (2 часа)

Монгольская группа языков. «Сокровенное сказание» - первый крупный письменный памятник. Бурятский литературный язык. Диалекты бурятского языка.

Повторение изученного в 6 классе (8 часов)

Речевые клише. Единственное и множественное число существительных. Послелоги. Личное притяжание.

Родственники (8 часов)

Семейно - бытовые обычаи бурят. Совместный падеж. Гласные звуки. Родительный падеж. Структура предложения. Схема родственных отношений бурят: родственники по линии отца и по линии матери. Родовое древо Чингиса. Вопрос хаанахибши? Из традиции и обычаев бурят. Ц. Номтоев «Зургаатай хүбүүн».

Здоровый образ жизни (9 часов)

Основные направление ЗОЖ. Заимствованные слова. Польза здорового питания. Роль витаминов. Любимый вид спорта. Бурятские спортсмены. Ц-Б. Бадмаев «Эрдэни». Ч. Цыдендамбаев «Аюулта үбшэн».

Мои друзья (4 часа)

Звук [г]. Мое хобби. Режим дня. Прошедшее время глагола. Дательно-местный падеж. Мои друзья. Ц. Шагжин «Будамшуу». Г. Чимитов «Өөрөө ябадаг ботинка», «Хани нүхэд».

Учеба (8 часов)

Моя школа. Мой класс. Школьные принадлежности. Винительный падеж. Ж. Зимин «Хоер». Х. Намсараев «Үри нэхэбэри».

Национальные праздники (8 часов)

Звуки [а], [аа], [ай]. Дательно-местный падеж. Сагаалган. Лунный календарь. Пять драгоценностей. Сурхарбаан. Э. Дугаров «Бууза». Аффиксы возвратного притяжания. Э. Дугаров «Сурхарбаан». Ж. Зимин «Наадан».

Средства массовой информации (6 часов)

Звуки [ү], [өө]. Корневые и производные наречия. Б-Б. Намсарайн «Алтан гартай», «Таабари».

Профессия (5 часов)

Орудный падеж. Профессии. Профессии моих родителей, родственников. А. Тороев «Табан хурган». Ч. Цыдендамбаев «Банзарай хүбүүн Доржо».

Бурятия (10 часов)

Послелоги. Исходный падеж. Бурятия. Достопримечательности города Улан-Удэ. Ц. Номтоев «Тоонто нютаг». Ж. Тумунов «Эхэ оромни».




Учебно - тематический план

по бурятскому языку как государственному 7 класс



Наименование разделов

Всего

часов

В том числе на:





теоретические

лабораторно-практические

контрольные

работы

1

Амар сайн, буряад хэлэн!

2

2

-

-

2

Повторение изученного в 6 классе

8

7

-

1

3

Родственники

8

7

-

1

4

Здоровый образ жизни

9

8

-

1

5

Мои друзья

5

4

-

1

6

Учеба

7

6

-

1

7

Национальные праздники

8

7

-

1

8

Средства массовой информации

6

5

-

1

9

Профессия

7

6

-

1

10

Бурятия

10

9

-

1


Всего

70

61

-

9























Требования к уровню подготовки учащихся

к концу среднего этапа обучения

В результате изучения бурятского языка учащиеся должны:

Знать/Понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  • особенности структуры простых и сложных предложений английского языка, интонацию различных типов коммуникативных предложений;

  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных слов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);

  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в сфере общения на бурятском языке;

  • роль владения вторым языком в регионе, особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего и бурятского народов.

Уметь:

  • понимать основное содержание коротких, несложных текстов;

  • понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи; уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

  • использовать переспрос, просьбу повторить;

В области говорения:

  • начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять;

  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей республике;

  • делать краткие сообщения, описывать события / явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

  • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

В области чтения:

  • ориентироваться в тексте на бурятском языке, прогнозировать его содержание по заголовку;

  • читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;

  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

В области письма:

  • заполнять анкеты и формуляры;

  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя нормы речевого этикета, принятые в бурятском языке.


Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по бурятскому языку

Аудирование

Оценка «5»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся полностью поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Оценка «4»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся полностью поняли содержание бурятской речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.

Оценка «3»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл бурятской речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Оценка «2»

 ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла бурятской речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Говорение

Оценка «5»

 ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче, и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам бурятского языка в пределах программных требований для данного класса.

Оценка «4»

 ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче, и при этом обучающиеся выразили свои мысли на бурятском языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам бурятского языка в пределах программных требований для данного класса.

Оценка «3»

 ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче, и при этом обучающиеся выразили свои мысли на бурятском языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.

Оценка «2»

 ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на бурятском языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.

Чтение

Оценка «5»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного бурятского текста в объеме, предусмотренном задание, чтении обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.

Оценка «4»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного бурятского текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.

Оценка «3»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача решена, и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного бурятского текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.

Оценка «2»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного бурятского текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение обучающих соответствовало программным требованиям для данного класса

Письмо

- умение заполнять официальный бланк (анкету);

- умение написать короткое сообщение, связанное с повседневной жизнью обучающихся.

Оценка «5»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача выполнена полно и точно; нет орфографических, грамматических и синтаксических ошибок; имеется обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспеченность связанности текста за счет фразовых и межфразовых связей.

Оценка «4»

 ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые орфографические и грамматические ошибки, но коммуникативная задача решена полно и точно.

Оценка «3»

 ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые орфографические грамматические и синтаксические ошибки; коммуникативная задача решена, но не полно и не точно.

Оценка «2»

 ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, большое количество ошибок.






















Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


Список основной и дополнительной учебной литературы для учащихся, учебные и справочные пособия:

  1. Бабушкин С.М. Буряад - ород, ород - буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан - Удэ, 2007.

  2. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан - Удэ, 2009.

  3. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.

  4. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан - Удэ, Бэлиг, 2009.

  5. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан - Удэ, Бэлиг, 2009.

  6. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Учебник для 7-х классов. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2012.

  7. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Рабочая тетрадь. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2012.

Список учебно-методической литературы для учителя:


  1. Бабушкин С.М. Буряад - ород, ород - буряад толи. ОАО «Республиканская типография». Улан - Удэ, 2007.

  2. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному. Улан-Удэ, 2003.

  3. Гомбоев Б.Б. Наадангаа һурая. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2009.

  4. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка. Улан - Удэ, 2009.

  5. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии. «Бэлиг», 2010.

  6. Дондупов У-Ж.Ш., Пахмутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык. Улан - Удэ, 1962.

  7. Макарова О.Г. бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2005.

  8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)». Улан - Удэ, 2004.

  9. Макарова О.Г. Тесты по бурятскому как государственному. Улан - Удэ, Бэлиг, 2009.

  10. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Улан - Удэ, Бэлиг, 2009.

  11. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка. Рабочая тетрадь. Улан - Удэ, Бэлиг, 2009.

  12. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному. Улан - Удэ, БГУ, 2008.

  13. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2010.

  14. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2010.

  15. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Учебник для 7-х классов. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2012.

  16. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Рабочая тетрадь. Улан - Удэ, «Бэлиг», 2012.


Перечень средств обучения, дидактических материалов:

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью;

  • Электронный учебник по бурятскому языку;

  • Компьютер;

  • Компакт - диски.

Дидактический материал

  • Карточки для проведения контрольных работ;

  • Тексты для устного речевого общения;



































Календарно-тематическое планирование

по бурятскому как государственному 7 класс

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 70

п/п

Название раздела

(тема)

урока

Тема урока

Дата

Примечание

1,2

Амар сайн, буряад хэлэн!

(2 часа)

1,2

Амар сайн, буряад хэлэн!

03.-08.09.

3

Повторение изученного за 6 класс (8 часов)

1

Закон гармонии гласных

10.09.

4

2

Закон гармонии гласных

15.09.

5

3

Послелоги

17.09.

7

5

Множественное число имен существительных

22.09.

8

6

Множественное число имен существительных

24.09.

9

7

Работа над текстом

29.09.

10

8

Урок контроля знаний

01.10.

11

Родственники

(8 часов)

1

Введение темы «Түрэлхид»

06.10.

12

2

Семейно - бытовые обычаи бурят

08.10.

13

3

Диалектные слова

13.10.

14

4

Совместный падеж имен существительных

15.10.

15

5

Родительный падеж имен существительных

20.10.

16

6

Родительный падеж имен существительных

22.10.

17

7

Моя родословная

27.10.

18

8

Урок контроля знаний

29.10.

19

Здоровый образ жизни (9 часов)

1

Введение темы «Энхэ элүүр байдал»

10.11.

20

2

Заимствованные слова

12.11.

21

3

Работа над текстом

17.11.


22

4

Про витамины

19.11.


23

5

Работа по картинкам

24.11.


24

6

Бурятские национальные игры

26.11.

25

7

Мой любимый вид спорта

01.12.

26

8

Ц-Б.Б.Бадмаев «Сэрэн унаа»

03.12.

27

9

Урок контроля знаний

08.12.

28

Мои друзья

(5 часов)

1

Введение темы «Минии нүхэд»

10.12.

29

2

Модальное слово «дуратай»

15.12.

30

3

Работа над текстом

17.12.

31

4

Урок контроля знаний

22.12

32

5

Повторение

24.12.

33

Учеба (7 часов)

1


Введение ЛЕ по теме

12.01.

34

2

Винительный падеж существительных

14.01.

35

3

Винительный падеж

19.01.

36

4

Работа над текстом

21.01.

37

5

Х.Намсараев «Так было»

26.01.

38

6

Х.Намсараев «Так было»

28.01.

39

7

Урок контроля знаний

02.02.

40

Национальные праздники

(8 часов)

1

Введение темы «Заншалта һайндэрнүүд»

04.02.

41

2

Традиции встречи Белого месяца

09.02.

42

3

Дательно-местный падеж

11.02.

43

4

Работа над текстом

16.02.


44

5

Безличное притяжание

18.02.

45

6

Безличное притяжание

25.02.

46

7

Безличное притяжание

01.03.

47

8

Урок контроля знаний

03.03.

48

Средства массовой информации

(6 часов)

1

Введение темы «Олондо мэдээсэл тарааха арганууд»

08.03.

49

2

Наречия

10.03.

50

3

Наречия

15.03.

51

4


Работа над текстом

17.03.

52

5

Б-Б.Намсарайн. Рассказы

29.03.

53

6

Урок контроля знаний

31.03.

54

Профессия (7часов)

1

Введение темы «Мэргэжэл»

05.04.

55

2

Орудный падеж

07.04.

56

3

Орудный падеж

12.04.

57

4

Ч.Цыдендамбаев «О детстве Доржи Банзарова»

14.04.

58

5

Ч.Цыдендамбаев «О детстве Доржи Банзарова»

19.04.

59

6

Ч.Цыдендамбаев «О детстве Доржи Банзарова»

21.04.

60

7

Урок контроля знаний

26.04.

61

Бурятия (10 часов)

1

Введение темы «Буряад орон»

28.04.

62

2

Послелоги

03.05.

63

3


Исходный падеж

05.05.

64

4


Исходный падеж

10.05.

65

5


Улан - Удэ

12.05.

66

6

Урок контроля знаний

17.05.

67

7

Ж.Тумунов. Стихотворения

19.05.

68

8

Повторение пройденного

24.05.

69

9

Повторение пройденного

26.05.

70

10

Годовая контрольная работа

31.05.


Итого

70


















© 2010-2022