Конспект урока Творчество А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творчество А.П.Чехова.

Рассказы писателя.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы проводим обычный НЕОБЫЧНЫЙ урок литературы.

Итак, мы начинаем.

У меня 4 сентября день рождения, у Ирины Петровны - 10 ноября, у Натальи Константиновны - 9 февраля, а у моей дочери Анны сегодня, 29 января. Ребята, о чём это я?

Ответ: О днях рождения.

- Конечно, ведь этот день есть у каждого из нас. Мы его ждём с надеждой или тревогой, с радостью, так как будут подарки, открытки, добрые слова.

- Правда?

… Ты ждёшь свой день рождения?

- Почему?

- Ребята, а почему я сегодня вот так вдруг заговорила об этом дне? Как вы думаете?

Ответ: (предположительно) Сегодня день рождения А.П.Чехова.

- Да, сегодня, 29 января, день рождения великого мастера слова, русского писателя. В этот день принято дарить подарки, говорить добрые, тёплые слова в адрес виновника торжества, вспоминать о том, что сделал этот человек, какой вклад внёс в дело, которым занимался.

- Так кто же такой А.П.ЧЕХОВ?

- русский писатель, он создал около 900 произведений;

Л.Н.Толстой о нём говорил: «Чехов - это Пушкин в прозе»;

- почётный академик Императорской Академии наук по разряду

изящной словесности (1900 - 1902г.г.);

- врач: «фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до

гробовой доски»;

- «Игра в литературу должна иметь разные прозвища» ( о чём это

Чехов? Псевдонимы. Сколько их было у писателя? Назовите

Некоторые из них.

- Да, псевдонимов было много, но вошёл он в литературу под своим именем.

Мы знаем Анну Ахматову, но мало кто знает Анну Горенко, Аркадия Гайдара, но не Аркадия Голикова.

И таких примеров в литературе много.

- Лауреат Пушкинской премии Академии наук 1888 году;

- жизнерадостный по природе человек;

- одарённый редкой наблюдательностью человек;

- остроумный человек.

- Ребята, всё, о чём бы мы ни говорили, конечно же, вертится вопрос вокруг 2-х основных слов:

ВРАЧ и ПИСАТЕЛЬ (человек)

диагност - писатель

врач, который великолепно умел ставить диагноз , а верно поставленный диагноз - это путь к решению проблемы.

ВРАЧ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ.

Значит, А.П.Чехов - писатель, чьё творчество влияет на формирование личности человека. Поясните, как это?

Ответ: Человек под влиянием произведений меняется, становится лучше, узнаёт себя, желает исправиться.

- А как мы это можем проследить, доказать?

Только на примерах из произведений.

- Какие произведения Чехова вы знаете, читали?

- «Лошадиная фамилия», «Тоска», «Канитель», «Пересолил», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий» и др.

- Вспомните рассказ «Хирургия».

Что положено в основу этого рассказа?

- Обычная бытовая ситуация. У дьячка заболел зуб, и он пришёл на при ём к

Доктору, но того нет, он уехал жениться. Вместо него приём ведёт фельдшер.

ФЕЛЬДШЕР КУРЯТИН ( 40 лет).

- Что поражает читателя в фельдшере?

Как он описан?

одежда внешность

- жакет дорогой - сигара

но потёртый (признак шика)

- модные брюки распространяет зловоние

но «потрёпанные»

СОЗДАЁТСЯ контраст

внутреннее состояние:

«чувство долга и приятность на лице».

- Ребята, посмотрите друг друга. Изобразите на своём лице «чувство долга и

приятности.

Соедините

Смех

Покажите всем (дети изображают, показывают классу).

- Много деталей в этом произведении, которые вызывают улыбку на лице,

смех.

Что же вызывает улыбку, какие детали?

- фамилия дьяка - ВОПМИГЛАЗОВ

(вопмен - призыв во время церковной службы)

- крестится на бутыль

- приносит просвиру в красном платке и с поклоном кладёт перед

фельдшером: (кто её съест - на того сходит божья благодать; принёс

с намёком и как плату за выполненную работу).

- Смешно. Правда?

Но в определённый момент он вызывает не только смех, но и сострадание.

- Кому сочувствуем и почему?

Ответ: Болит зуб, а фельдшер только усугубляет его страдания.

- Мы сочувствуем дьячку, но раньше нас сочувствовал и сопереживал

А.П.Чехов: он всем и каждому сострадал и сопереживал.

- Писатель уточнил в рассказе, что дьяк уносит просвиру. Почему?

Ответ: Не сошла благодать, не выполнил работу качественно.

- Следовательно, этот рассказ не только смешной и грустный. Мы видим

человеческие пороки, от которых становится грустно. Какие?

Ответ: - невежество

- безответственность

ВЫВОД:

Курятин какой-нибудь увидит себя со стороны и будет внимательнее

относиться к делу, а не только любоваться собой. Ведь никому не хочется

быть смешным.

«Исправить человечество нельзя,

Исправить себя - просто».

Д.С.Лихачёв.

«Сквозь шутку помогает зорче что-то разглядеть,

Понять и … оценить».

Э.Цурупа.

- В рассказах Чехова важно всё. Посмотрите на наш цветок. Что отмечено

в нём?

Ответ: Дети перечисляют.

- Большое внимание Антон Павлович уделял детали.

Говорящая деталь - жемчужина текста.

Найдите «жемчужины» в рассказе:

- «Толстый и тонкий»

- «Налим»

- «Хамелеон».

Объясните их.

Вывод:

Деталь - скупая подробность и целая поэма. Если это целая поэма,

то мы можем перейти к персонажам, образам произведения.

Однажды Чехов задумал написать рассказ о встрече двух одноклассников бывших. Встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом изменил сюжет.

Помните сюжет рассказа «Толстый и тонкий».

- Изменился ли смысл рассказа?

Ответ: Не толстый повёл себя не так, а тонкий стал прогибаться,

Преклоняться перед одноклассником, что того даже стошнило.

- На привокзальной площади стоят два приятеля, одноклассника. К кому из героев ты, Дэвид, подошёл бы и что сказал.

К толстому К тонкому

- он естественный - потерял себя

- он настоящий - унизился

- рад встрече - прогибается

- ведёт себя естественно - теряет человеческое лицо

- открытый

Пороки человеческие.

Центр внимания в рассказе - ТОНКИЙ.

Именно ему нужен врач, чтобы «малому вдохнуть душу большого», не толстого, а настоящего человека.

- Но где он этот настоящий человек?

Ребята, начните читать рассказ «ХАМЕЛЕОН».

« НИ ДУШИ»

никого нет живой души,

настоящего человека

И Очумелов - это хамелеон.

Нет души, а есть хамелеоны, хамелеония.

Хамелеония вокруг нас. Задача каждого человека не потеряться в этом мире бездушных людей. Задача найти себя, исправить. Мы сегодня читали слова Д.С.Лихачёва, что начинать надо с себя.

- Вы думаете, что Чехов поступал по-другому?

В письме писал начинающему писателю:

« Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся …, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества,- напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Это говорил Чехов о себе.

ЧЕЛОВЕК должен выдавить из себя РАБА!!!

=

Нет раба - есть настоящий ЧЕЛОВЕК.

«Какое наслаждение - уважать людей».

А.П.Чехов.

- О каких серьёзных проблемах, поднятых в рассказах Чехова, мы сегодня говорили?

«Без серьёзного нет прекрасного».

А.П.Чехов.

А теперь прекрасное.

- Что может быть сегодня лучше, чем строки самого А.П.Чехова.

Чтение наизусть отрывков из рассказов писателя.

Учитель .- И это тоже А.П.Чехов.

7 причин полюбить А.П.Чехова.

(Дети перечисляют)

Вывод: Категория заслуг - наивысшая: подарил счастье

Людям.

Произведения А.П.Чехова - это произведения искусства:

духоподъёмные

( пробуждает желание к)

добру, правде, красоте.

А это путь

совершенствования.


© 2010-2022