Диагностика филологических знаний (виды контроля)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИАГНОСТИКА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Контроль за учебно-познавательной деятельностью школьников - составная часть учебного процесса. О необходимости его свидетельствует анализ результатов исследования А.И.Липкиной и Л.Я.Рыбак. Был проведен эксперимент: 106 человек решали текст на сложение. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрение, другая - порицание, третья - никак не оценивалась. Результаты показали: улучшение работы было связано с постоянным поощрением. Самый худший результат получился не у тех, которые порицались, а у тех, которые никак не оценивались. Следовательно, среди многочисленных разнообразных мотивов, пробуждающих учебную деятельность учащихся, существенным является оценка учителем усвоенных ими знаний. Контроль способствует:

  • выявлению успешности учения каждого ученика;

  • раскрытию причин слабого усвоения учащимися отдельных частей и принятию рациональных мер для ликвидации обнаруженных в результате проверки знаний школьников недостатков как в работе учащихся, так и учителя.

Таким образом, систематический контроль - это условие продвижения вперед, т.к. ученик может иметь представление о том, что он знает, что им достигнуто, на что обратить внимание в дальнейшем.

Школьная отметка является определенным регулятором социальных отношений в жизни ребенка, т.к. формирует отношения в классном коллективе, с учителем, с родителями, личностные качества ученика.

Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности учащихся включает в себя: проверку, т.е. выявление знаний, умений, навыков; оценку - измерение знаний, умений, навыков, мнение об их уровне; учет - фиксация результатов оценивания в виде отметок в классном журнале, дневнике.

Функции контроля:

  • контролирующая. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения, необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение для определения возможностей дальнейшего продвижения в изучении программного материала. Проверка одновременно служит средством выявления эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем. Информацию о своих успехах и неуспехах получает и сам ученик.

  • обучающая. Проверка способствует более глубокому усвоению программного материала, т.к. в процессе систематизации знаний ученик учится критически анализировать ответы одноклассников.

  • воспитывающая. Контроль приучает школьников к систематической работе, дисциплине, способствует формированию ответственности, активности, самостоятельности.

  • развивающая. В процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно делают выводы, обобщения, применяют знания в измененной или новой ситуациях, учатся выделять главное, основное, воспроизводить информацию и др.

Контроль должен стимулировать развитие учащихся, а для этого необходимо учитывать имеющийся уровень развития школьника.

Остановимся на диагностике филологических знаний старшеклассников. Самым главным в преподавании литературы является вопрос: все меньше и меньше времени наши дети отводят чтению книг(не будем здесь говорить о причинах этого бедствия - они очевидны). Выход из подобного тупика литературного образования совершенно очевиден: несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения, чтобы любой вид деятельности учителя и ученика на уроке опирался на фактологическое знание.

Конкретные рецепты такого стимулирования тоже есть. Не грех сегодня возрождать замечательную традицию золотого века - чтение вслух, особенно добротное чтение самого учителя.

Более трудоемок, но реален другой возможный путь стимулирования чтения - умелая организация контроля за самостоятельным чтением ученика. На этом и остановимся подробнее.

Фактологический контроль должен постоянно опережать любые другие формы контроля. Знание литературного факта должно лечь в основу всего литературного образования, чтобы беседы и дискуссии, доклады и сочинения имели под собой предмет, не превращались в возведение воздушных замков или дворцов на песке. И начинать изучение литературного произведения необходимо с выявления степени прочитанности литературного текста и характера первичного усвоения литературных фактов, имеющих отношение к данному автору или данному произведению.

К числу фактологических компонентов литературного знания отнесем следующие:

- историко - биографические сведения о жизни и творческом пути писателя ;

- фактические сведения о времени действия, времени написания, творческой предыстории произведения (И.С.Тургенев "Отцы и дети");

- знание языка, быта эпохи, среды, изображенной в произведении (М.Ю.Лермонтов "Песня про купца Калашникова");

- сведения сюжетного, фабульного уровня: строки стихотворений, имена героев, эпизоды, сцены, сюжетные повороты и т.п.(изучение большого эпического произведения);

- элементы композиции произведения, их последовательность или взаимосвязь (М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени");

- литературоведческие термины, понятия, имеющие отношение к произведению (лирические произведения);

- читательскую эрудицию ученика.

Проверка знания текста романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова


Вариант 1

1. Когда и где происходят события романа "Мастер и Маргарита"?

2. В чем обвиняли Иешуа Га-Ноцри?

3. Куда спешил Берлиоз и попал под трамвай?

4. Где размещался МАССОЛИТ?

5. Чем отличалась квартира, которую снимал директор Театра Варьете Степа Лиходеев?

6. Какой контракт и с кем подписал Босой?

7. Как вели себя зрители, когда на сцене Варьете открылся дамский магазин?

8. О чем попросил Иешуа палача, давшего ему губку с водой?

9. Почему возле стен Варьете собралась многотысячная очередь?

10. Какую телеграмму получил дядя Берлиоза?

11. Кому решила отомстить Маргарита и почему?

12. В качестве кого была приглашена Маргарита на бал?


Вариант 2

1. О чем разговаривали Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа, и Бездомный?

2. Почему прокуратора выводит из себя обращение к нему Га-Ноцри "добрый человек"?

3. Почему Ивана Николаевича взволновала цепочка слов: "Аннушка", "подсолнечное масло", "Понтий Пилат"?

4. Что поразило ресторанных гостей больше, чем смерть Берлиоза?

5. По какому вопросу обращался Воланд к Степе Лиходееву?

6. Что нашли в сортире Ивана Никаноровича?

7. Почему Мастер оказался в психиатрической больнице?

8. Чего требовал Левий Матвей от Бога во время казни?

9. Что рассказал шофер такси перепуганному бухгалтеру Василию Степановичу?

10. Почему дядя Берлиоза, Поплавский, так спешил в Москву?

11. Что написала Маргарита в записке мужу, когда улетала?

12. О чем попросила Маргарита, когда Воланд предложил ей награду за проведенный ею бал?

Вариант 3

1. Неизвестный спросил Берлиоза и Бездомного: "Кто управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле, ежели Бога нет?" Что ответил Бездомный?

2. Кто из героев романа уверен в том, что "рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины"?

3. Каким образом Иван Николаевич оказался в одних кальсонах в ночной Москве?

4. Куда отправили Ивана Николаевича?

5. Кто, кроме Воланда, оказался в Степиной квартире?

6. Какие чудеса показывал маг со своими помощниками?

7. Благодаря чему финдиректор понял, что в словах Варенухи кроется ложь?

8. Кто больше других страдал из-за мучений Иешуа и желал избавления от страданий?

9. Что увидел Василий Степанович в кабинете заведующего Комиссией зрелищ и увеселений облегченного типа?

10. Кого увидел Поплавский в квартире покойного Берлиоза?

11. Что Азазелло дал Маргарите?

12. Кого прокуратор назвал убийцей Иешуа?

Вариант 4


  1. Какую судьбу предсказал иностранец Берлиозу?

  2. Кто был приговорен к смертной казни?

  3. Кто был третьим в компании профессора и как он выглядел?

  4. Какой диагноз был поставлен Ивану Николаевичу в больнице?

  5. Куда выселила Степу Лиходеева свита Воланда?

  6. Что Фагот и Бегемот сделали с Бенгальским?

  7. Что спасло Римского от девицы с рыжими волосами?

  8. Где происходила казнь трех разбойников?

  9. За что арестовали бухгалтера Варьете Василия Степановича?

  10. Маргарита не знала, где находится мастер, и очень тосковала по нему. Что тогда было на сбережении у нее?

  11. Что случилось с Маргаритой после натирания ее кремом?

  12. Кто устроил пожар в квартире №50 дома №302-бис по Садовой улице?

Проверка знания литературного факта не должна вступать в противоречие с эмоциональной, философской и нравственно-эстетической сторонами литературного образования, доставляющие школьникам особое удовлетворение от прикосновения к прекрасному. Чтобы не разрушить читательские впечатления, не внести хаос в процесс всестороннего постижения данного произведения, учитель должен подобрать свой ключик к каждому предмету изучения.

В своей работе я использую такие формы контроля на фактологическом уровне.

1. Викторина.

Учитывая яркое афористическое мастерство А.С. Грибоедова, а также жанровое своеобразие его комедии "Горе от ума", при ее изучении можно пойти таким путем: в середине или в конце изучения провести взаимовикторину. Каждая творческая группа подбирает заранее, скажем, 20 реплик разных героев, которые либо обращены к другому герою, либо кого-то из героев характеризуют.

На последнем уроке в четверти провожу викторину по всем изученным произведениям (особенно это живо проходит в средних классах). В эту викторину входят вопросы, касающиеся биографии того или иного писателя. Например, такие вопросы: из биографии какого писателя взят этот факт...; чьи это даты рождения и смерти; когда родился и умер...; приведите самый интересный (самый запомнившийся факт) из биографии...

Следующий блок вопросов - это вопросы, которые воспроизводят знание учащимися текстов изученных за четверть произведений: из какого произведения эти слова ... ; кому из героев принадлежат следующие строки...; чья это характеристика; к какому произведению относится эта иллюстрация... и т.д.

2. Пресс-конференция.

Роман И.А.Гончарова "Обломов" - большой по объему, поэтому, чтобы стимулировать чтение романа учащимися, объявляю о проведении по роману пресс-конференции. Экспертная группа будет состоять из 3-4 человек, все остальные ученики класса готовят как минимум по 2-3 вопроса каждый. Такая форма контроля за чтением позволяет вполне адекватно оценить знание текста всех учащихся и выявить тех, кому предстоит еще дочитать роман.

3. Литературный футбол (хоккей).

Эта игра помогает (как и пресс-конференция) проконтролировать степень прочитанности того или иного крупного эпического произведения ("Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского и др.). В игре принимают участие вратарь, нападающие, защитники, обязательно есть капитан, судья, болельщики.

4. Устный зачет.

Предметом фактологического зачета может стать большое эпическое произведение, например, роман Л.Н.Толстого "Война и мир". Учитывая масштаб литературного материала, роман обычно изучается поэтапно (например. по томам или по судьбам героев), и здесь особенно важно обеспечить прочитанность текста. Зачет может предварять изучение каждого тома. Вопросы учащиеся узнают только на зачете, когда выбирают себе карточку с записанным вопросом.

5. Письменный ответ на поставленный вопрос.

Вместо устного зачета можно проводить письменный опрос (изложение).

6.Тестовые задания. Это сегодня наиболее популярная форма проверки фактологических знаний. Слово "тест" в переводе с английского языка обозначает "испытание", проба, эксперимент, проверка. Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с определенными правилами и требованиями. Специфика тестовых заданий заключается в следующем:

-тестовые задания помогают сосредоточиться на извлечении информации с нужной полнотой и глубиной;

- тестовые задания стимулируют интеллектуальную активность учащихся;

- тестовые задания способствуют лучшему осмыслению материала, т.к. само содержание теста служит подкреплением предоставленного программного материала.

Таким образом, благодаря тестовому контролю можно успешно добиваться повышения эффективности обучения, управлять учебным процессом, усовершенствовать его, осуществляя дифференцированный подход к учащимся.

Условно тестовые задания можно разделить на несколько групп.

1. Лексические диктанты (пятиминутные экспресс-тесты). Схема проведения этих тестовые задания такова.: учитель объявляет номер задания и дает значение слова, употребленного одним из героев, например, комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", а также дополниельно приводит фрагмент реплики, в которой встречается загаданное слово, а вместо загаданного слова делает, например, хлопок. Задача учащихся - узнать по толкованию и употреблению данное слово и записать его под номером задания. Проверка такого теста - перекрестная, под руководством учителя.

2. Поурочные тестовые задания проводятся на одном из этапов отдельных уроков по текущему материалу (например, тестовое задание "Биография А.С.Пушкина").

3. Тематические тестовые задания проводятся по окончании изучения одного из разделов темы, к примеру, после изучения лирики Пушкина или по биографии поэта.

4. Итоговые тестовые задания сопутствуют итоговому сочинению или зачету и проводятся в конце изучения большой темы. Итоговые тестовые задания, несмотря на более сложное построение, не могут претендовать на целостную и исчерпывающую проверку знаний и они проводятся (подчеркнем это еще раз!) не вместо, а наряду с итоговым зачетом и итоговым сочинением.

Нельзя не видеть, что тестовые задания представляют собой довольно упрощенный, механический метод учета успеваемости учащихся. Они должны рассматриваться в качестве одного из методов текущего, предварительного, периодического и итогового контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, применяемого в сочетании с другими формами и методами учета знаний учащихся.

Подражание - одна из эффективных форм проверки усвоения идейного содержания текста. После изучения пьесы "Горе от ума" Грибоедова предлагаю ребятам написать продолжение комедии на тему: "Что произойдет в доме Фамусова после отъезда Чацкого" или после изучения творчества А.Н. Островского десятиклассники пишут сочинение на тему: "Что произойдет в городе Бряхимове после гибели Ларисы".

Пятиклассники сочиняют свои сказки, шестиклассники пишут мифы, а учащиеся восьмых классов сочиняют хокку и танка.

Игра в героя предполагает перевоплощение учащихся в того или иного персонажа и написание работ от их лица: "Письмо Кулигина Борису Григорьевичу", "Один день из жизни города Калинова (Записки провинциала)" (по пьесе "Гроза"), "Письмо Аркадия Николаю Петровичу" (по роману Тургенева "Отцы и дети").

Составление психологических характеристик главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир" способствует более вдумчивому прочтению романа старшеклассниками и дает материал для контроля за знаниями учащихся.

Игра "Редакция", проведенная на уроке внеклассного чтения в 10 классе "Русскоязычные поэты Украины", способствовала расширению поэтического кругозора учащихся и дала возможность проконтролировать домашнее чтение учащихся.

В конце 11 класса предлагаю выпускникам составить коллаж об одном из писателей, чье творчество изучалось на протяжении этого года. Защита коллажа - своеобразная форма зачета, своеобразный контроль за знаниями учащихся.

Мы попытались кратко рассмотреть некоторые формы контроля учебно-познавательной деятельности школьников на уроках литературы.

Ниже приводятся примеры итоговых работ по литературе. Каждая контрольная работа состоит из трех вариантов. Каждый вариант предусматривает тестовые задания (3), которые способствуют проверке глубины знания учащимися текста произведения, формированию умений избирательности и оперативности в отборе фактов и событий. Эти задания оцениваются одним баллом за каждый верный ответ.

Следующие три задания помогут учителю проверить глубину осознания учащимися содержания произведения, его идеи, характеров героев, роли пейзажа и проч. Эти задания предполагают ответ на вопрос в тезисной форме и оцениваются максимум по 2 балла каждое. Таким образом, выполнив правильно 6 заданий, ученик получает 9 баллов. Ученики, претендующие на 10, 11, 12 баллов, выбирают из трех предложенных заданий творческого характера одно (по желанию) и работают в течение урока над данной проблемой.

Тематическая работа " А.Н. Островский "

1 вариант


1. Яркими представителями "темного царства" в пьесе "Гроза" являются ( найдите лишнее):

1. Тихон.

2. Дикой.

3. Кабаниха.

4. Кулигин.

2. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской.

2. Купеческой.

3. Аристократической.

4. Народной.

3. В речи героев пьесы присутствует ( найдите соответствие ):

1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечиями.

2. Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.

3. Мещанско-купеческие просторечия, грубость.

4. Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими традициями.

Катерина

Кулигин

Кабаниха

Дикой

4. В чем суть конфликта Катерины с "темным царством"?

5. Что сближает и что отличает Ларису в "Бесприданнице" от Катерины в "Грозе"?

6. Как вы понимаете смысл заглавия драмы "Бесприданница"?

2 вариант

1. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:

1. Катерину Кабанову.

2. Тихона Кабанова.

3. Варвару Кабанову.

4. Бориса.

2. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

1. Духовной силы и смелости.

2. Духовной слабости и бессилья.

3. Моментального эмоционального взрыва.

3. Творчество А.Н. Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.

1 период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции.

2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа.

3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актерах.

"Бешеные деньги"

"Свои люди - сочтемся!"

"Бесприданница"

4. Почему характер Катерины можно назвать трагическим?

5. В чем источник драмы Ларисы Огудаловой, почему она жестоко обманывается в окружающих ее людях?

6. Какова в пьесе "Гроза" роль Феклуши?

3 вариант.

1. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1. Художественный театр.

2. Малый театр.

3. Театр "Современник".

4. Большой театр.

2. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад "темного царства" в предреформенные годы:

1. Тихон.

2. Варвара.

3. Феклуша.

4. Кабаниха.

3. Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

1. "Кто ж ... угодит, коли у ... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли по утру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается".

2. "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заел(-а) совсем".

Дикой

Кабаниха

4. Как вы оцениваете покаяние Катерины?

5. Почему Лариса, в отличие от Катерины, не может броситься в Волгу?

6. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева.

Творческие задания.

1. "Зачем лгут, что Островский "устарел"? Для кого? Для огромного множества Островский ещё вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу". Докажите правоту или опровергните высказывание литературоведа А.Р. Кугеля.

2. Город Калинов... Каким я его себе представляю?

3. Что привлекло Ларису в Паратове?

Тематическая работа: "И.С. Тургенев"


1 вариант.

1. Основной конфликт романа "Отцы и дети":

1. Ссора между П.П. Кирсановым и Е.В.Базаровым.

2. Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П. Кирсановым.

3. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

4. Борьба между либеральными монархистами и народом.

2. Кто из героев романа "Отцы и дети" может быть назван "маленьким человеком":

1. Василий Иванович Базаров.

2. Николай Петрович Кирсанов.

3. Аркадий Николаевич Кирсанов.

4. Другой персонаж романа.

3. Найдите соответствие героев романа "Отцы и дети" социальному положению:

1. "Эмансипе".

2. Русский аристократ.

3. Полковой лекарь.

4. Студент-барич.

5. Студент-демократ.

Е. Базаров

Кукшина

В.И. Базаров

А.Н. Кирсанов

П.П. Кирсанов

4. В чем своеобразие композиции романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"?

5. Дайте развернутую характеристику и оценку споров Базарова с Павлом Петровичем.

6. Почему любовь к Одинцовой вносит трагический раскол в характер Базарова?

2 вариант

1. Давая общую оценку политического содержания "Отцов и детей", И.С. Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против..." ( выберите правильное ).

1. Пролетариата как передового класса.

2. Дворянства как передового класса.

3. Крестьянства как передового класса.

4. Революционных демократов как передового класса.

2. Споры героев романа "Отцы и дети" велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную жизнь России. Найдите лишнее:

1. Об отношени к дворянскому культурному наследию.

2. Об искусстве, науке.

3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.

4. О положении рабочего класса.

5. Об общественном долге, о воспитании.

3. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

1. Любовь к Одинцовой.

2. Разрыв с Аркадием.

3. Спор с П.П. Кирсановым.

4. Посещение родителей.

4. Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?

5. Как характеризует Базарова и Павла Петровича сцена их дуэли?

6. С какой целью Тургенев рассказывает об истории любви Павла Петровича и княгини Р.? Как эта история характеризует героя?

3 вариант.

1. "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Кому симпатизирует И.С. Тургенев:

1. Революционерам-демократам.

2. Разночинцам.

3. Либералам.

4. Монархистам.

2. Кому из героев романа принадлежат слова: "Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет".

1. Аркадию Кирсанову.

2. Николаю Петровичу Кирсанову.

3. Евгению Базарову.

4. Павлу Петровичу Кирсанову.

3. Определите, кому из героев романа "Отцы и дети" принадлежат приведенные "слова и словечки":

1. "Тамошние ученые", "иные скажут дело, я соглашусь", латинские слова, "вы, чай, слыхали...".

2. "...Без чувства собственного достоинства", "нет никакого прочного основания общественному", "принсипы", французские слова, "я эфтим хочу доказать".

Павел Петрович

Евгений Базаров

4. Как вы объясните смысл названия романа "Отцы и дети" ?

5. Согласны ли вы с мнением Тургенева, который назвал Базарова "трагическим лицом"?

6. В чем источник силы Базарова, помогающей ему мужественно встретить смерть?

Творческие задания.

1. Кого из персонажей романа и почему Тургенев связывает любовными узами?

2. Ф.М. Достоевский увидел в Базарове "признак великого сердца". Как вы это понимаете?

3. Какие традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в изображении внутреннего мира героев и их психологического состояния развивает И.С. Тургенев? Покажите на конкретных примерах.

Тематическая работа: " Ф.М. Достоевский "

1 вариант.

1. Герой романа "Преступление и наказание" совершает убийство старухи-процентщицы ради:

1. Денег.

2. Оправдания своей теории.

3. Близких ему людей: матери и сестры,

4. Семьи Мармеладовых.

2. Укажите, чей путь не был отвергнут Раскольниковым:

1. Лужина.

2. Свидригайлова.

3. Сони.

4. Разумихина.

3. Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания:

1. "Возлюби прежде всего одного себя, ибо всё на личном интересе основано".

2. "Надо жить весело".

3. "Это человек-то вошь!"

Свидригайлов

Лужин

Соня

4. Каким предстает в "Преступлении и наказании" образ Петербурга? В чем своеобразие светового и цветового решения образа реального мира в романе?

5. Кто из героев романа противостоит олицетворяющему гордость Раскольникову и почему?

6. Какова композиционная роль двух снов Раскольникова (до и после убийства старухи-процентщицы)?

2 вариант.

1. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

1. После убийства старухи-процентщицы.

2. Во время убийства.

3. До убийства.

4. На каторге.

2. Что несёт миру теория, созданная Раскольниковым:

1. Индивидуализм и преступную философию вседозволенности.

2. Освобождение от материальной зависимости.

3. Освобождение от социального давления общества.

4. Разрешение социальных противоречий общества.

3. Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев романа "Преступление и наказание":

1. Носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм.

2. Предел кротости и страдания, христианское всепрощение.

3. Черствый и расчётливый делец.

4. Цинизм и внутренняя опустошенность.

5. "Лакейство мысли".

Соня

Лебезятников

Лужин

Раскольников

Свидригайлов

4. Какую роль в романе играют детские образы?

5. С какой целью Ф.М. Достоевский использует в своём произведении систему образов двойников? Какие - темные или светлые - стороны нравственного облика главного героя оттеняют образы его двойников?

6. Какие библейские образы и мотивы нашли отражение в романе "Преступление и наказание"?

3 вариант.

1. С какого момента начинается наказание Раскольникова:

1. До убийства.

2. После убийства.

3. После признания Соне.

4. На каторге.

2. Какое событие в романе "Преступление и наказание" является кульминационным:

1. Смерть Мармеладова.

2. Сон Раскольникова.

3. Исповедь, признание Раскольникова Соне.

4. Уголовное преступление Раскольникова.

3. Кому из героев романа соответствуют приведенные описания:

1. "Правовед, пристав следственных дел", "малый умный... и только какой-то склад мыслей особенный", "недоверчив, скептик, циник.

2. Адвокат, надворный советник, "учился на медные деньги", "сам себе дорогу проложил", "иногда наедине любовался своим лицом в зеркале, чопорный и осанистый".

Петр Петрович

Порфирий Петрович

4. Какую роль в романе играет пейзаж (интерьер, портрет )?

5. Почему Ф.М. Достоевский подробно описывает убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы, пятна крови на его одежде, однако Соню, которая тоже "переступила", всегда показывает чистой, светлой, незапятнанной?

6. Какие приемы изображения внутреннего мира героев использует Достоевский в своем романе? Каким представляет в романе внутренний мир главного героя?

Творческие задания.

1. В чем заключается мастерство Достоевского-художника?

2. Составьте схему опорных положений "Основные проблемы романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Постарайтесь дать ее описание.

3. Какой символический смысл имеет в "преступлении и наказании" цифра 30? (Напомним: Соня Мармеладова продала себя за 30 целковых, потом она же вынесла отцу 30 коп. на похмелье; Марфа Петровна выкупила из тюрьмы Свидригайлова за 30 тысяч).

Тематическая работа: "Л.Н. Толстой"


1 вариант.

1. Какой временной период охватывает роман "Война и мир":

1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.

2. Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.

3. Период войны 1805 - 1812 годов.

4. 1812 - 1825 годы.

2. Характерными чертами высшего общества являются ( найдите лишнее ):

1. Предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

2. Патриотизм, боль за судьбу Родины.

3. Интриганство, светское злоязычие.

4. Душевная опустошенность, лицемерие и притворство.

5. Паразитизм и праздность.

3. Кому принадлежат следующие портретные характеристики:

1. "...Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти...".

2. "...Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами... с усталым, скучающим взглядом".

Князь Андрей

Пьер Безухов

4. Как в романе "Война и мир" решаются проблемы войны и мира?

5. В чем назначение пейзажей в романе "Война и мир"? (При ответе используйте конкретные примеры).

6. Какова роль эпилога в романе "Война и мир"?

2 вариант.

1. Реакционно-крепостнический сословный облик московской аристократии рельефно показан Л.Н.Толстым в эпизоде:

1. Встречи с царем в Слободском дворце в Москве.

2. Смотра войск царем перед Шенграбенским сражением.

3. Бородинского сражения.

2. Ярко прозвучала в романе тема "двух наций", показавшая читателю истинных и "ложных" патриотов России. Найдите соответствие:

1. А.Курагин, Б.Друбецкой, А.П.Шерер, графиня Безухова.

2. Тушин, Тимохин, А.Болконский, Тихон Щербатый.

истинные патриоты

"ложные" патриоты

3. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

"Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками".

1. Аустерлицкое сражение.

2. Шенграбенское сражение.

3. Бородинское сражение.

4. Какую роль в романе играет образ Платона Каратаева?

5. Как вы определите жанровое своеобразие толстовского романа?

6. Какие реальные исторические лица описываются в "Войне и мире"? В чем смысл полемики Толстого с официальной исторической наукой его времени?

3 вариант.

1. Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиным:

1. А.П. Шерер.

2. Дома Ростовых.

3. Дома Болконских.

2. Л.Н.Толстой показал в романе "Война и мир" два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:

1. Философия фатализма, смирения, покорности, признание узаконенности своего положения.

2. Чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.

Лаврушка, Тихон Щербатый

Камердинер князя Тихон, Платон Каратаев.

3. Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. "Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того - свобода выбора занятий, то есть образа жизни".

2. "...Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе".

Пьер Безухов

Андрей Болконский

4. Докажите, что Толстого-портретиста интересуют не столько внешние черты лица персонажа, сколько отражение в этих чертах внутреннего мира, душевного состояния.

5. Какое место в эпилоге занимает образ Николеньки Болконского, описание его сна, размышлений о спорах Пьера Безухова и Николая Ростова?

6. Что вы можете сказать о взглядах писателя на роль семьи в обществе и в жизни человека?

Творческие задания.

1. В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой относится к "большому свету" не просто отрицательно. Он часто прибегает к иронии, а порою выступает как обличитель, как сатирик. Докажите это утверждение с помощью примеров из текста.

2. Составьте план-схему с кратким описанием на тему "Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского".

3. Д. Писарев называет Бориса Друбецкого "великосветским Молчалиным". Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою точку зрения.


Тематическая работа: "А.П. Чехов"


1 вариант.

1. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1. Приспособленчество, угодничество.

2. Добровольное самоуничижение.

3. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость.

4. Отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.

"Унтер Пришибеев"

"Смерть чиновника"

"Тоска"

"Хамелеон"

2. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

1. Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2. Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3. Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

3. Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы "Вишневый сад":

1. "Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил спьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался… пишу я так, что от людей совестно, как свинья".

2. "Хороший она человек. Легкий, простой человек". "Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее каждом движении".

Лопахин

Гаев

Петя Трофимов

Анна

Раневская

4. Какова функция рассказчиков в "маленькой трилогии" А.П. Чехова?

5. Какое место в системе образов "Вишнёвого сада" занимает Гаев?

6. Почему изменилось отношение Старцева к Туркиным? (Рассказ "Ионыч").

2 вариант.

1. Подберите произведения А.П. Чехова соответственно предложенным темам:

1. Обобщающая картина деспотизма в России.

2. Типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу.

3. Величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе.

4. Обсуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции.

"Крыжовник"

"Попрыгунья"

"Ионыч"

"Палата №6"

2. Темой пьесы А.П. Чехова "Вишнёвый сад" является:

1. Судьба России, ее будущее.

2. Судьба Раневской и Гаева.

3. Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

3. Найдите соответствующие героям речевые характеристики:

1. Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.

2. Просторечие с либеральными разглагольствованиями, бильярдная лексика.

3. Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.

Петя Трофимов

Гаев

Раневская

4. Что объединяет "маленькую трилогию" и рассказ "Ионыч"?

5. С какой целью в рассказе "Человек в футляре" используются украинские мотивы?

6. Какое место в системе пьесы "Вишнёвый сад" занимает Аня?

3 вариант.

1. Газета "Московские ведомости" писала: "Мы должны беречь школу как зеницу ока, не допуская в нее ничего, что в каком бы то ни было отношении было бы нечистым или сомнительным, и беспощадно удаляя из нее все нечистое и сомнительное, что так или иначе успело в нее прокрасться".

Кто из чеховских героев выражал идее газеты и времени 90-х годов:

1. Доктор Дымов.

2. Беликов.

3. Буркин.

4. Рагин.

2. Идейным пафосом комедии "Вишнёвый сад" является:

1. Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2. Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение и власть денег.

3. Ожидание настоящих "хозяев жизни", которые превратят Россию в цветущий сад.

3. Символ - один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе "Вишнёвый сад" автором:

1. Вишневый сад.

2. Удары топора, звуки лопнувшей струны.

3. Заколоченный дом. Одежда старого лакея: ливрея, белый жакет, белые перчатки, фрак.

Символ прошлого.

Символ красоты Родины и жизни.

Символ конца старой жизни.

4. В чем необычность внутренних монологов в рассказе "Смерть чиновника"? Как они характеризуют главного героя рассказа Червякова?

5. Что делает Лопахина главным героем пьесы "Вишнёвый сад"? Как характеризует героя его ирония и самоирония?

6. Какое место в системе образов "Вишнёвый сад" занимает Фирс?

Творческие задания.


1. Что объединяет рассказы "Человек в футляре" , "Крыжовник", "О любви" в цикл ?

2. В письмах и записях А.П. Чехова постоянно встречаются такие выражения: " Краткость - сестра таланта", "Искусство писать - это искусство сокращать", "Писать талантливо, т.е. кратко". Докажите правоту данных высказываний (На примере творчества А.П. Чехова).

3. На примере пьесы "Вишнёвый сад" докажите роль подтекста, который использует А.П. Чехов для раскрытия образов пьесы.

Литература


1. Тесты. Литература. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие. М. Издательский дом "Дрофа", 2000

2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы ХІХ века. 10 класс, М. "Просвещение", 1999

3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. Часть 1, М."Просвещение", 1992

4. Теплинский М. В., Султанов Ю.И. Русская литература. Пробный учебние для 10 класса общеобразовательной школы, Киев "Зодиак-эко", 1997

5. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс, М. "Просвещение", 1990

6. Я иду на урок, 10 класс, М. "Первое сентября", 2000

7. Гречаник Е.Е., Серикова И.В. Проверьте знания своих учеников/ Ж. "Язык и литература в школе. Украинский вестник", 1995, №4, с. 50-51

8. Лозовая В.И. Сущность контроля учебно-познавательной деятельности школьников и основное требование к нему/ Ж. "Язык и литература в школе. Украинский вестник", 1995, №4, с. 8-13

9. Масалитина Е.С. Роль тестирования в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся/ Ж. "Язык и литература в школе. Украинский вестник", 1997, №1-2

10. Иоффе Г.А. Диагностика филологических знаний старшеклассников/ Ж. Литература в школе. С. 115-122


© 2010-2022