Конспект урока по литературе Тема: Штрихи к портрету

Тема: "Штрихи к портрету"   Цель: Раскрыть лучшие качества Куликова - человека, опираясь на свидетельства современников и творчество поэта. Живой, непоседливый жадный до жизни, он сберег в памяти и тяжкие дни войны: разгул смерти и кровь, слезы и потери близких, грохот пушечных залпов и неудержимое стремление, вопреки запретам взрослых, покинуть спасительный погреб, бесстрашно кинуться к забору и своими глазами видеть, как осколки снарядов и пули убивают людей и сраженные люди падают на горячую,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Штрихи к портрету"

Цель: Раскрыть лучшие качества Куликова - человека, опираясь на свидетельства современников и творчество поэта.

Ход урока:

Учитель: Живой, непоседливый жадный до жизни, он сберег в памяти и тяжкие дни войны: разгул смерти и кровь, слезы и потери близких, грохот пушечных залпов и неудержимое стремление, вопреки запретам взрослых, покинуть спасительный погреб, бесстрашно кинуться к забору и своими глазами видеть, как осколки снарядов и пули убивают людей и сраженные люди падают на горячую, истоптанную землю.

Понять Куликова -человека - это значит, конечно, прочитать его произведения, узнать историю их создания, факты биографии, но особенно многое для понимания личности Куликова дают воспоминания современников и его письма, которые запечатлели ум сердце этого человека.

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: В какой мере можно отнести к Куликову слова Закруткина "творческая жадность, горячая необузданность экая диковастая уступническая уверенность - мне все по плечу, "мы всё смогём"

Первая учебная ситуация:

(работа с карточкой "Современноки о личности Куликова")

Задание:Какие определения особенностей личности Куликова нашли звание его люди? Какое высказывание представляется наиболее выразительным?

Карточка "Современники о личности Куликова"

Каждый, кого судьба сталкивала с Борисом Куликовым, не мог не обратить внимание на его жизнелюбие, творческую самобытность и любовь к родной земле. Об этом говорят его современники и семья.

Калинин в одном из интервью говорил:

"...Борис Куликов пишет трудно, но свободно. Понимает? Он все переваривает в себе, и когда уже мысли его ложатся в строку, кажется, что это просто. Писатель он настоящий. Он художник. А художник характеры пишет... У него в произведениях психологические интриги, и характеры народные..."

А вот, что говорила дочь Бориса Куликова Мария: "Я конечно не берусь критически оценивать его литературное творчество или степень поэтической одаренности. Но, несомненно, он был творческим человеком. Природа щедро одарила его. Обаяние его личности, заключалось не только в недюжем интеллекте и выразительной внешности. Людей как магнитом притягивали его поразительная простота, и открытость, его искренность".

Анатолий Калинин отмечал: "Меня всегда привлекало в нем то, что это был человек эрудированный, много читал... Его нельзя назвать "деревенщиком"... Он писатель интеллегентный, хотя и жил в станице".

Виталий Закруткин тоже заметил: "После окончания средней школы - университетские аудитории и неземная жажда побыстрее узнать все, что создано великим народом. Чарующий язык, песни, былины, легенды, бессмертные творения русских и зарубежных художников слова, музыка, живопись - все требовало внимания, тревожило, окрыляло, звало".

Собрав даже немного высказываний, мы можем характеризовать Куликова, как человека жадного до знаний, умного, эрудированного и интеллегентного.

В кросоте и силе этого дома - объяснение глубокой аналитичности его политических размышлений

Вторая учебная ситуация.

Куликов - казак.

Дон - земля казаков.

Возможно ли сочетание в одном человеке сильного, холодного козачьего духа и чувственного поэтического сердца?

Куликов считал себя казаком, да и был таковым по духу, наш земляк.

Кто я такой?

Казак донской

Станицы Семикаракорской?

Все мои предки - казаки.

От них, родимых, у меня

Несоновитость,

Неличенность,

Но чуть лукавая картинность,-

Пишет он в стихотворении "Кто я такой".

О казачестве, его истории, личных качествах казаков, участинок многих исторических событий, собственной причастности ко всему, что связано с казаками, он пишет в стихотворении "Атака". В этом стихотворении Куликов воссоздает замечетельный образ человека несколькими словами:

Я вижу своего родного деда.

Он рубится.

Уже близка победа!

Но каротко сверкает вражий штык,

Померкло небо...

Мало дед мой прожил.

Был в 20 лет комбриг и большевик

И от рожденья был

Казак хороший.

За оценкой деловых и воинских умений этого человека автор видит замечательные человеческие качества, придающиеся его потомкам:

Я чувтвую, что кровь его во мне,

И мужество,

И вера в ваше право

Я на яву

На вороном коне

Лечу!

Аллегорический образ воина - современника, перенявшего пыл, твердый, мечущийся, ищущий характер, мы видим в образе лирического героя, очень близкого по характеру самому Б.Н. Куликову.

Вывод: Прочитав стихотворение "Атака", "Кто я такой" и др. Мы убеждаемся, в том что личность Куликова свободно сочитала в себе сильный, воинственный дух казаков и поэтичесую чувственнлость сердца. Он мог увидеть красоту казачьей жизни, как художник. В этом и есть его заслуга.

Третья учебная ситуация.

Карточка "Отношения Бироса Николаевича Куликова к родной земле со слов Марии Куликовой"

"Землю свою, совю малую родину, он любил так, что не променял Семикаракоры ни на Москву, ни на Ростов... Он сказал мне: "Я Дон не на что не променяю". тогда я спросила у него: "Почему мы не можем жить в Ростове, ведь это тоже Дон?" Он недоуменно взглянул на меня и ответил: "А что я буду делать в этом душном Ростове? Глотать пыль? Нет, мое место здесь".

Теперь повзросле я понимаю. Да, хорошо увидеть пол мира! А потом признать, наконец, что там, где родился и вырос, - твое место. Место, где чевствуешь себя не гостем, не пассажиром, но ощущаешь единым целым с каждой травиночкой степи, с аждым человеком.

Только родина помогает так понять и почувствовать узы человеческого братства, дает ощущение сопречастности ко всему человеческому через каждого отдельного человека, у оторого своя судьба, своя дорога.

...Сам он когда - то писал:

И мне не надо лучшей доли,

Чем на земле родимой жить,

Делить с ней радости и боли.

Да песню нужную сложить!...

Эту любовь к родному краю он отразил в своих произведениях.

Читаешь рассказы Бориса Куликова о перед тобой возникают картины донского края с его политыми потом и кровью полями , станицами, затерянными в глубинке хуторами, степными дорогами... с неповторимым бытом и своеобразным языком героев.

Конспект урока по литературе Тема: Штрихи к портрету


© 2010-2022