2. Конспект открытого Духовная трагедия Сергея Есенина. Поэма Чёрный человек

Урок по данной теме проводился в 11 классе. Это последний урок в теме:"Творчество Сергея Есенина".К этому занятию ученики 11 класса готовили сообщения по темам: "Особенности символики в стихах поэта", "Цвет Богородицы в ранних стихах поэта", "Причины,вызвавшие изменение в поэтике Есенина послереволюционного периода творчества". Проводился анализ образа чёрного человека в русской литературе 19 века, особое внимание уделялось раскрытию этого образа в "Маленьких трагедиях А.С.Пушкина". "Духовный кр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовная трагедия Сергея Есенина

Поэма «Черный человек»

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.


Цель урока: обучающая: знакомство с классическими произведениями русской литературы XX века; анализ стихов С.А.Есенина; развивающая: развивать умение видеть особенности стиля поэта, соотнесение тематики произведений с биографическими данными; воспитательная: воспитание духовности учеников, выработка умения анализировать причины духовной трагедии человека, чтобы избежать их в собственной жизни.

Объявление темы, чтение эпиграфа


- Сегодня нам предстоит ещё один непростой разговор о человеке, о поэте, который вихрем ворвался в русскую литературу, чей талант заставил многих заговорить о новом, неожиданном явлении в русской поэзии - Сергее Александровиче Есенине.

Нам необходимо разобраться в причинах, которые приводят поэта к тяжелейшему духовному кризису, закончившемуся страшной трагедией, о которой так писал современник поэта В.Князев:

В маленькой мертвецкой у окна

Золотая голова на плахе.

Полоса на шее не видна -

Только кровь чернеет на рубахе.


Что же случилось с этим золотоволосым мальчиком из далекого рязанского села?

Вот отрывок из письма Сережи Есенина к школьному другу Григорию Панфилову; Москва, август 1912 года (поэту 17 лет):

«Жизнь… она протекает слишком однообразно. Я употребляю все меры, чтобы проснуться. Благослови меня, мой друг, на благородный труд».

А вот, что вспоминает Василий Наседкин, муж сестры поэта о встрече с Сергеем в 1924 году:

«Он устало, но как о чем-то решенном, проговорил: «Да, я ищу гибели, - немного помолчав, так же устало и глухо добавил: - Надоело всё…» (поэту 29 лет).

Двенадцать лет отделяют два этих высказывания. 12 лет, в которые уместилась великая слава поэта, признание публики, создание великих поэтических творений.

Он молод, любим, обеспечен… Что же произошло?

Ранняя лирика. Давайте обратимся к раннему творчеству пота.

На протяжении всех предыдущих уроков мы анализировали его стихи, читали наизусть, делились впечатлениями о прочитанном. Особое внимание уделяли цветовой лексике, используемой в стихах.

- Давайте прочитаем некоторые отрывки и выделим цветовые эпитеты.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает поэт, используя подобные эпитеты? (любовь к Родине, к отчему дому, на душе у него спокойно, и если он грустит, печалится, то это светлая печаль). Слово психологу Ахрамовой Жене.

Я выписала несколько стихотворных отрывков. Чаще всего в ранних стихах встречаются: алый, малиновый, белый, синий, золотой. Случайны ли эти цвета? На этот вопрос отвечали искусствоведы Ангелина Чуканова, Оля Исаева.

Но вскоре эта «голубая тишь» взорвалась революциями, потонула в ужасе гражданской войны. И поэту кажется, что нет больше его Руси, горестно поэт восклицает:


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…


Но он молится за нее, просит защиты у русских святых:

«Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд…» -


обращается Есенин к Николаю-чудотворцу в стихотворении «Микола».

Но вдруг в 1918 году Сергей Есенин публикует поэму «Инония», поэму о вымышленной стране, стране всеобщего благословения.

Слово литературным критикам о поэме.

Но слово, всего лишь слово произнесено,

Тело, Христово тело

Выплевываю изо рта.


Он публично отрекается от Бога. Это «людно», это «современно», это так соответствует времени. Это путь к новому будущему России. Но с этого момента начинается для поэта путь тоски и страданий. Душевный непокой и страх всё чаще охватывает Есенина.

- Вопрос: Как вы думаете, почему так часто и легко, даже в самых ранних стихах, говорящий о смерти поэт так боится теперь?

- Ответ:

Так пишет поэт в стихотворении «Синий день. День мой синий»:


Так мне нужно. И нужно молиться

И желая чужого тепла.

Чтоб душа, как бескрылая птица,

От земли улететь не могла.


- Обратимся к языковой памятке, подготовленной языковедами, прочитаем определение души. Обратим внимание на фразеологизмы.

- Вопрос: Как вы думаете, почему так много в русском языке фразеологизмов со словом душа. (Русский человек считал, что божественная данность - душа - нормирует жизнь человека и требует от него обережения и работы над ней).

- Вопрос: Мы говорим: очисти душу свою? Что это значит, как это сделать? (рассказать, исповедаться).

- Вопрос: Что же такое исповедь? Какие исповеди Есенина вы можете назвать? («Я обманывать себя не стану…» 1922 г.; «Да. Теперь решено. Без возврата», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Письмо матери…» 1924 год).

Прочитаем наизусть это удивительное стихотворение «Письмо матери».

- Я прошу вас обратить внимание на два этих четверостишия, проникнутых невероятной нежностью к самому дорогому человеку на земле - маме. Что же это за несказанный свет? слово искусствоведам.

Исповедь… Признание в своих грехах священнику на тайной исповеди, а тут исповедь всем, всему миру. Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя… Не мать можно - можно быть искренним - невозможность физическая…».

Вопрос: Может быть вы вспомните, какой путь спасения души предлагает Раскольникову Соня?

А ты выйди на площадь, поклонись на все четыре стороны, встань на колени и покайся народу. Душу спасешь свою, и бог вернется в сердце твоё. Может быть это такое же публичное покаяние, стремление очиститься, обрести душевный покой.

- Вернувшись из поездки в Америку, Есенин чувствует близость конца. Свет погас в его глазах, он весь будто посерел, сжался, - так вспоминают поэта все, кто знал его. Он едет к оставленным им женам, прощается с детьми. И пишет… Пишет последнюю поэму, которую называет «Черный человек».

Вопрос: Литературоведам было предложено вспомнить о каком произведении русской литературы впервые встречается этот образ.

Слово литературоведам.

Поэма была закончена 14 ноября 1925 года, за месяц до трагической гибели. Её называет своеобразным реквиемом поэта. Посмотрим, что же такое реквием (определение). И всё-таки богослужение по умершему. Давайте обратимся к тексту поэмы.

1. В какой форме написана поэма «Черный человек» (в форме обращения, письма к другу).

2. Что говорит, сообщает о своем здоровье лирический герой? («Я очень, очень болен»).

3. В чем причина болезни: несколько предположений (То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь, Голова моя машет ушами…бессонница «Спать не дает мне всю ночь»…).

4. Для чего каждую ночь является черный человек («Водит пальцем по мерзкой книге»).

5. Что за книга в руках черного человека (книга жизни, прожитой неким поэтом).

6. Что же написано в этой книге (восхваление (панегирик).

7. Что испытывает лирический герой, слушая первый монолог черного человека (возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое).

8. Что означает неологизм «Водолазовая служба». О чем идет речь? (Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает черный человек, и из которых черпает свои сведения).

9. Давайте понаблюдаем за цветовой гаммой. что меняется по сравнению с традиционным есенинским многоцветьем? (Читаем отрывок «Друг мой, друг мой». Здесь остается почти один черный цвет. Упоминается еще «до дьявола» чистый снег, какой-то мальчик «желтоволосый, с голубыми глазами», а любимый поэтом голубой цвет становится страшным эпитетом: «глаза покрываются голубой блевотой»).

10. Почему второй монолог черного человека доводит героя поэмы до бешенства: «Я взбешён, разъярен…». (Видимо потому, что слишком узнаваем портрет поэта).

Не знаю, не помню,

В одном селе

Может, в Калуге…


Герой попросту не может произнести слова: «Что мне до жизни скандального поэта»…

То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь черный человек высказался до конца - полностью прояснил ситуацию. «Скандальный поэт - это он - собеседник «Черного человека».

11. Почему герой поэмы не защищает себя? (Потому что черный человек говорит правду и герой это понимает. Ему нечего сказать.).

- Черный человек - не антипод героя, как может показаться поначалу. он выступает в роли его другого «я». Как заставить замолчать этого прескверного гостя - убить его - такое решение принимает герой. И «черный человек, ты прескверный гость» (читаем).

- Отпор, который даёт герой «Черному человеку», открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы, бросив трость в черного человека, разбил зеркало, перед которым стоит он сам.

С трагической искренностью поведал нам Есенин о своей поэтической исповеди о том «черном», что отражало его душу, что всё больше волновало его сердце. К сожалению, мы так и никогда и не узнаем, справился ли поэт со своим черным человеком. Наверное, нет, не справился, зная о страшном конце поэта.

- Давайте попробуем ответить на вопрос нашей темы: «в чем причина духовной трагедии поэта?» (сформулируйте и запишите в тетрадь одним-двумя предложениями).

Ответ: он отказался от Бога, он решил, что может обойтись без него. а ведь всё в мире двуедино: если не добро - то зло, если не любовь - то ненависть, если не бог - то дьявол. Он верил в Россию вот этой голубой дали, а жил в стране отъявленных громил и шарлатанов. Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он так судорожно искал своё место в жизни, но так и не нашёл его.

А теперь послушайте стихотворение.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра, используя сведения, полученные на уроке. Почему Сергей Есенин говорит:

«Стыдно мне, что я в бога верил,

Горько мне, что не верю теперь…»





Притча о блудном сыне и её отражение

в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»


И цветы, и шмели, и трава, и колосья

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые цветы меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припасть.


- Отрывок из этого удивительного стихотворения Ивана Алексеевича Бунина будет эпиграфом к теме нашего сегодняшнего урока. Давайте запишем тему и эпиграф в тетрадь.

Слайд


- Нам сегодня предстоит сложная задача: понять, что заставляет молодого человека покинуть родительский дом; как поступки детей влияют на жизнь родителей и всегда ли можно успеть дать ответ за свои поступки, «припав к милосердным коленам».

- Перед нами повесть А.С.Пушкина «станционный смотритель».

Чтение отрывка повести

Слайд


- Каким мы видим главного героя повести в самом начале? (найдите описание).

Слайд

- Давайте посмотрим, изменился ли станционный смотритель при последней встрече Ивана Петровича Белкина (мы помним, что именно от его имени идет повествование).

Слайд


- В доме ветхость, во всем чувствуется упадок, пренебрежение к хозяйству. Да и сам некогда бодрый, улыбчивый хозяин превратился в хилого старика. Он болен, пристрастился к выпивке…

- В чем же причина таких страшных перемен, произошедших всего за 3 года?

- Давайте прочитаем описание дочери станционного смотрителя.

Слайд


- Какую роль играет она в жизни отца?

- Как случилось, что Дуня покидает единственного родного человека? (Любовь).

- Любовь… Это великое, радостное чувство, чистое, светлое…

- А счастлива ли Дуня, покинувшая отца?

- Что говорит о ней возвратившийся ямщик, давайте прочитаем «плакала, хотя и ехала по своей воле».

- Душа девушки не спокойна, назвать её счастливой нельзя. Её тяготит грех, легший на душу.

-Какую же библейскую заповедь нарушила Дуня?

Слайд


Чти отца своего и матерь свою,

Да благо ти будешь, и долголетен будешь ти на земле.


5-ая заповедь Божия (записать)

- Значит наше личное счастье, наше здоровье и жизнь напрямую зависят от отношения нашего к родителям, к нашим дорогим и близким людям.

- Давайте вспомним, на что обращает внимание автор, описывая обстановку бедного жилища станционного смотрителя.

Чтение


- А как вы понимаете слово «блудный» (вспомните одно коренное слово: заблудившийся, потерявший ориентиры, цель).

- Давайте запишем в тетради определение слова «блудный».

Слайд


- Теперь обратимся к Библии, к притче, о которой так сказал архимандрид Нектарий.

Слайд

- Давайте прочитаем притчу о блудном сыне.

- Что, по-вашему, явилось причиной ухода из родительского дома? (Стремление к личной свободе, нежелание терпеть опеку родителей, уверенность, что жизнь в родительском доме гораздо хуже самостоятельной, вольной жизни, без обязательств, без ответственности).

Слайд


- И в начале всё кажется ему в розовом свете: общество красивых женщин и, казалось бы, хороших друзей.

- Но так ли это на самом деле? (Нет, им нужны были лишь его деньги, но не он сам. А когда он больше ничего дать не может - блудный сын выброшен, забыт).

- Как же происходит понимание того, что с ним произошло?

- Со временем, читаем мы в притче, он пришел в себя.

- Как вы понимаете фразеологизм «пришёл в себя?»; когда мы говорим, что человек пришел в себя? (Этот оборот употребляется, когда человек после долгой болезни приходит в себя, к нему возвращается сознание).

- Только ли голод стал причиной возвращения в дом к отцу? (Нет. Он раскаялся в содеянном, осудил себя и смирился и в покаянии сказал: «Встану, пойду к отцу моему и скажу «Отче! Я согрешил против неба и перед тобой»).

- По обычаям того времени именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. но он уходит, нарушает этот закон, обычай.

- Пытается ли отец остановить уходящего из родительского дома сына? Почему? (Нет. Потому что этот запрет вызовет лишь неприязнь, ненависть).

- А Самсон Вырин? (Вначале нет, он очень доверяет дочери и не может даже вообразить, что Дунечка может так поступить).

- А потом? С какой мыслью (найдите в тексте) отправляется в Петербург Самсон Вырин? («Авось, думал смотритель»).

- Герой притчи осознает свой грех, раскаялся в нем, понял .что недостоин называться сыном отца своего и решил вернуться.

- А что ведёт в отчий дом Дуню?

- Как встретил блудного сына отец? (Отец с радость принял его в свои объятья, вышел ему навстречу. И опять отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром. А сколько этот «жизненный урок» принес страданий отцу, сколько лет жизни отца отнял!).

- А Дуня? Как, по-вашему, когда она раскаялась?

Слайд


- Я хочу, чтобы вы внимательно просмотрели на репродукцию великой картины Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». Так писал о ней в своем стихотворении александр Городницкий:

В доме холодно, пусто и сыро.

Дождь и ветер стучат о порог.

Возвращение Блудного Сына

Пишет Рембрандт. Кончается срок.

Не слышны приглушенные звуки.

На холсте и в округе темно, -

Лишь отца освещенные руки

Да лица световое пятно.

Не вернуться. Живем по-другому.

Не округла, как прежде, Земля.

Разрушение отчего дома -

Как сожжение корабля.


- На передний план выдвинуты фигуры двух людей - Отца и стоящего на коленях сына.

- Каким вы видите сына? (Он в одежде нищего, худой, изможденный).

- Как вам кажется, с какими чувствами встретил отец заблудшего сына? (Радость).

- Радостный или грустный финал притчи и почему? (Радостный, потому что сын успел вернуться домой, успел попросить у отца прощения и получить его).

- А конец повести «Станционный смотритель»?

- Мы говорили о библейской притче и её отражении в повести Пушкина. Давайте запишем в тетрадь определение, что такое притча.

- Значит библейская притча это иносказание? (Ведь так. в чем же тогда иносказательный смысл притчи? Кто такой отец (отче)? Это Спаситель: Иисус Христос. А сын? Таким может быть «каждый из нас, если мы забываем о нем и придаем его тем самым»).

Так же как отец в библейской притче идет навстречу сыну, он идет навстречу раскаявшимся грешникам, готов простить и помочь.

Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Но на этом пути к Богу, пути осознания своих ошибок можно опоздать попросить прощения у самых близких и дорогих людей - своих родителей. И тогда в роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас.

Важно уметь говорить и доказывать своими делами, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения, тогда, когда (часто того не желая) обидели их. Ведь может такое быть, что возможности сказать «Прости меня» больше не будет.

Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Итогом ваших раздумий будет сочинение-миниатюра «мой самый дорогой человек».

А задание на перспективу - внеклассное чтение: рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».






УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТУЛЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №31 имени В.П.Храмченко

от 15.01.2015 г. № 403


С П Р А В К А


Дана Фалдиной Анне Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МБОУСОШ № 31 имени В.П.Храмченко, в том, что теоретическая и практическая части по русскому языку и литературе за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы выполнены в полном объёме.


Директор МБОУСОШ № 31 Е.А.Антонникова



























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТУЛЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №31 имени В.П.Храмченко

от 15.01.2015 г. № 404


С П Р А В К А


Дана Фалдиной Анне Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МБОУСОШ № 31 имени В.П.Храмченко, в том, что за последние 3 года работы (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы) в классах, где работает педагог, наблюдается повышение качества знаний по предмету.


Директор МБОУСОШ № 31 Е.А.Антонникова



























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТУЛЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №31 имени В.П.Храмченко

от 15.01.2015 г. № 405


С П Р А В К А


Дана Фалдиной Анне Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МБОУСОШ № 31 имени В.П.Храмченко, в том, что за последние 3 года работы (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы) в классах, где работает педагог, наблюдается стабильно высокий уровень обученности по предмету.


Директор МБОУСОШ № 31 Е.А.Антонникова

























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТУЛЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №31 имени В.П.Храмченко

от 15.01.2015 г. № 406


С П Р А В К А


Дана Фалдиной Анне Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МБОУСОШ № 31 имени В.П.Храмченко, в том, что за весь период педагогической деятельности не имеет административных взысканий.


Директор МБОУСОШ № 31 Е.А.Антонникова




























УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТУЛЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №31 имени В.П.Храмченко

от 15.01.2015 г. № 407


С П Р А В К А


Дана Фалдиной Анне Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МБОУСОШ № 31 имени В.П.Храмченко, в том, что она действительно принимала участие в работе предметной комиссии по проведению ГИА по русскому языку в 2011-2012, 2012-2013 учебных годах.


Директор МБОУСОШ № 31 Е.А.Антонникова






© 2010-2022