Сжатое изложение как начальный этап обучения анализу лирического произведения

Сжатое изложение и сочинение, связанное с анализом лирического произведения, считаются наиболее сложными видами школьных письменных работ в 9 классе. Анализ лирического произведения требует от пишущего, прежде всего, умения отбирать и систематизировать необходимый материал, что соответствует задачам сжатого изложения. В статье рассматривается порядок работы над сжатым изложением, этапы подготовки к анализу лирического произведения. Приводится фрагмент интегрированного урока русского языка и лит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сжатое изложение как начальный этап обучения анализу лирического произведения




Новикова Е.А., учитель русского языка

и литературы МВ(с)ОУ В(с)ОШ


В статье рассматривается порядок работы над сжатым изложением, этапы подготовки к анализу лирического произведения. Приводится фрагмент интегрированного урока русского языка и литературы в 9 классе.

Сжатое изложение и сочинение, связанное с анализом лирического произведения, считаются наиболее сложными видами школьных письменных работ в 9 классе. Анализ лирического произведения требует от пишущего, прежде всего, умения отбирать и систематизировать необходимый материал, что соответствует задачам сжатого изложения. В связи с этим считаем возможным работу над сочинением и изложением объединить в интегрированном уроке по русскому языку и литературе, где первая часть предполагает подготовку к написанию сжатого изложения, а вторая - к анализу лирического произведения. При этом сжатое изложение может служить начальным этапом обучения анализу лирического произведения.

В качестве примера приведем фрагмент урока в 9 классе. Для работы было предложено стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил», а для сжатого изложения - текст Н.М. Шанского «Стихотворение А.С.Пушкина "Я вас любил"».

На первом этапе работы над изложением следует напомнить учащимся основные способы и приемы сжатия текста. При этом следует забывать о том, что сжатое изложение должно быть кратким по форме, но не бедным по содержанию, в нем должен быть максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

Способы сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей (изъятие из него тех частей, которые несут второстепенную смысловую нагрузку);

2) Обобщение конкретных, единичных явлений (при обобщении материала вычленяются единичные факты, затем подбираются языковые средства их обобщенной передачи и составляется новый текст);

3) сочетание исключения и обобщения.

Выбор способа сжатия зависит от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Приемы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

l. Подготовка к сжатому изложению

1.Чтение текста учителем. Первичное слушание.

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста, настроить их на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

Стихотворение А.С.Пушкина « Я вас любил…»

Почти два столетия отделяют нас от короткой и беспокойной жизни А. С. Пушкина. Но и сам поэт, и его художественные произведения - с нами. Они живут в наших сердцах и мыслях, в наших делах и языке. Пушкин и сейчас близок и дорог нам высоким гуманизмом и поразительной искренностью. Он и ныне «любезен» нам тем, что пробуждает в нас добрые чувства любви, свободы, человеческого достоинства и самостоятельности.

Среди бессмертных творений поэта мы находим произведения различных форм и жанров. Печатью непреходящей художественной ценности отмечена, в частности, и его замечательная лирика. Не только трудно, но просто невозможно даже перечислить лирические шедевры Пушкина, где одно из первых мест по праву занимает написанное Пушкиным в 1829 году стихотворение «Я вас любил…». Оно представляет собой одну из самых пленительных лирических миниатюр в русской литературе, изящную и тонкую по своей эстетической форме и поражающую до глубины души своим всечеловеческим содержанием.

Задушевные и трогательные строки «Я вас любил…» родились как естественный поэтический отклик на реальные события его жизни и имели вполне конкретный адресат. Слова «Я вас любил…» были обращены к дочери президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.А. Олениной. К ней Пушкин в 1828 оду испытывал самые глубокие чувства, хотел жениться на ней, делал предложение, но получил отказ.

Этой умной и красивой девятнадцатилетней девушке Пушкин посвящает целый цикл стихотворений («Ее глаза», «Ты и Вы», «Предчувствие», «Зачем твой дивный карандаш…» и др.).

На фоне этого полного нежности и тепла лирического дневника отношений Пушкина с А.А.Олениной (которую он в черновиках в одной из монограмм назвал Annette Pouchkine) восьмистишие «Я вас любил…» выступает как своеобразное поэтическое прощание. Это было последнее «прости» любви и любимой, проникнутое всепрощением и добротой и в то же время твердой мужской гордостью и самоуважением. В альбоме последней под тексом этого стихотворения он сделал уже знаменательную приписку: «plusquamparfait - давно прошедшее - 1833».

Стихотворение «Я вас любил…» среди многих других пушкинских лирических произведений выделяется особо какой-то удивительной безыскусственностью и поразительной современностью языка. В «плане выражения» оно предстает перед нами произведением, в котором по существу полностью отсутствуют архаические языковые факты, мешающие коммуникативным отношениям поэта и современного читателя. В нем совершенно нет устаревших слов, незнакомых морфологических форм и синтаксических конструкций.

Несмотря на языковую прозрачность и простоту рассматриваемых строк, стихотворение предстает перед нами на удивление изобразительным, выразительным и поэтичным. [2, с.73-74]

2. Языковой анализ текста.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных, дать толкование непонятных (например, историзмов, неологизмов, устаревшей формы слов и др.) ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

3. Работа по тексту, направленная на его понимание. Выделение смысловых частей. Работа по сжатию текста.

Составление плана.

1. Пушкин и сейчас близок и дорог нам.

2. Бессмертное творение поэта.

3. Поэтическая исповедь.

4. Поэтическое прощание.

5.Языковые особенности стихотворения.

4. Вторичное чтение текста.

Цель: обратить внимание учащихся на особенности авторского стиля, использование изобразительно-выразительных средств.

5. Работа по предупреждению ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических)

6. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Приведем вариант сжатого изложения текста.

«Более двух столетий отделяют нас от жизни А. С. Пушкина. Но Пушкин и сейчас близок и дорог нам высоким гуманизмом, тем, что пробуждает в нас добрые чувства любви, свободы, человеческого достоинства.

Доказательством тому стала лирическая миниатюра «Я вас любил…», поражающая своим всечеловеческим содержанием.

Это стихотворение - поэтический отклик на реальные события его жизни, имеющий вполне конкретный адресат - А. А.Оленину, к которой Пушкин испытывал самые глубокие чувства и которой посвятил целый цикл стихотворений.

Это было последнее «прости» любви и любимой, проникнутое всепрощением и добротой и в то же время мужской гордостью и самоуважением.

Несмотря на простоту строк, стихотворение предстает перед нами на удивление изобразительным, выразительным и поэтичным».

Изложение предполагает творческое задание: проанализировав стихотворение, ответить на вопрос: в чем заключается изобразительность, выразительность и поэтичность пушкинского стихотворения?

Выполнение данного задания предполагает написание сочинения, связанного с анализом лирического произведения. В начале урока необходимо напомнить ученикам, что анализ своеобразия поэтического произведения требует рассмотрения истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи Творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения. Фактам биографии автора следует уделять внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение (подобно нашему случаю), имена, даты и т.п.

История создания произведения. Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет восприятие произведения и умело вводится в сочинение.

Мировоззрение автора. Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нем стоит говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения.

Следует отметить, что в нашем случае сжатое изложение является отправной точкой к анализу лирического произведения, так как содержит необходимый для начала сочинения материал, а именно: творческую биографию автора, историю создания, мировоззрение автора.

Разумеется, такая форма помощи не исключает полной самостоятельности учащихся при написании сочинения, но на первых этапах обучения анализу лирического произведения будет весьма кстати.

ll. Подготовка к сочинению, связанному с анализом лирического произведения.

1. Чтение стихотворения учеником.

2. Анализ стихотворения. На начальном этапе обучения сочинению-анализу лирического произведения целесообразна такая форма работы, как беседа.

- Какое стихотворение по настроению? К какому жанру его можно отнести?

/По настроению грустное. Жанр - элегия./

- Что вы можете сказать о композиции стихотворения?

/Элегию можно поделить на две части: 1-я - повествование о чувстве героя, своеобразная исповедь. Это первые семь строк. 2-я часть - последняя строка - не повествование, а пожелание любимой. Кроме того, стихотворение начинается с местоимения «я», заканчивается словом «другим». Такая особенность построения элегии создает композиционное кольцо./

- Какова тема стихотворения?

/ Угасающее чувство любви./

- Какие ключевые слова, обусловленные тематикой можно выделить?

/ Любовь, любил, любил, любимой и одна местоименная замена - любовь./

- В какой форме стоит глагол «любил»? Почему?

/ Пик любви прошел, рассказывается о любви - воспоминании, поэтому глаголы в прошедшем времени/.

- Назовите слова, объединенные тематической группой «чувств».

/ В душе, угасла, не тревожит, печалить, робость, ревность, томим, искренне, нежно./

- Что означает метафора «любовь угасла»?

/Угасла - потухла, но в переносном значении - умерла. Такая метафора свойственна народнопоэтической речи. Вспомним: «Ты гори, гори, моя лучина, догорю с тобой и я./

- Какую гамму чувств испытывает лирический герой?

/ От робости до ревности./

- Параллельно этим словам в пятой строчке есть эпитеты, связанные не только по смыслу, но и синтаксически (как однородные члены). Назовите их. Как вы их понимаете?

/ Безмолвно - не выражая своих чувств, так как не надеялся на ответное чувство - безнадежно. Кроме того, можно отметить в этих словах одинаковую приставку без- , подчеркивающую нерешительность и отсутствие надежды на взаимное чувство /.

- Обратите внимание, что слова, параллельно расположенные в двух соседних строках связаны между собой не только по горизонтали, но и попарно по вертикали (безмолвно - робость, безнадежно - ревность). Их «вертикальное» отношение можно описать так: был безмолвным, потому что робел; не надеялся на взаимные чувства («безнадежно»), потому что испытывал муки ревности.

В каком слове выражаются все противоречивые чувства лирического героя.

/«Томим». В русском языке слова «томить, томиться, томление (все они есть в словаре Пушкина, имеют два ряда значений с противоположной окраской: отрицательной (страдание, тягостное чувство. В словаре В.И. Даля слово «томить, мучить, маять, изнурять, истощать») и положительной (о сладостном томлении, неге). К первому значению тяготеет «безнадежно», «ревность», а «безмолвно» и «робость» - ко второму. Получается, что то чувство, которое испытывает лирический герой двойственно: неразделенная любовь - это тоже любовь, где есть место не только страданию, но и радости/.

- Вы, вероятно, обратили внимание, все лица любовной драмы обозначены местоимениями: «я», «моей», «вас», «вам», «другим». Как вы думаете, почему поэт обращается к любимой на вы, хотя для XIX века обращение к одному лицу на «вы» было ново?

/Пушкин называет любимую на вы, видимо, потому, что она предмет обожания, а также это один из признаков дистанцирования - разлуки с любимой/.

- Мы уже говорили, что композиция элегии кольцевая. Что еще помогает создать замкнутую структуру текста?

/Троекратная анафора «Я вас любил...» Это предложение - лейтмотив всей первой части, с него начинается и им она заканчивается в последней строке/.

- Как передается взволнованность чувств лирического героя на синтаксическом уровне?

/Почти в каждой строке есть инверсия, и она придает наибольшую выразительность образу и усиливает эмоциональную окраску всего стихотворения/.

- При помощи чего изображается глубина и сменяющаяся гамма чувств лирического героя?

/ При помощи повторяющегося союза то…, то… и усиливающего местоимения так…, так…/

- Стихотворение отличается исключительным чувством гармонии, единством формы и содержания. Мы убедились в этом, проанализировав и лексический, и морфологический, и синтаксический уровни. Обратимся к фонетическому уровню. Найдите в стихотворении аллитерацию и объясните, как при помощи звукописи раскрывается смысл стихотворения.

/[л], [м], [н] - сонорные, которые раскрывают тему любви, нежности, создают музыкальность;

[б] - входя в состав сочетаний «быть может», «быть», «больше» и в состав морфемы «без-» подчеркивает то, что было, прошло;

[р] - передает волнение (6-я строка), ревность, тревогу;

[ч] - глухой согласный, по сравнению с «р», передающим тревогу, успокаивает («Я не хочу печалить вас ничем…»), снижает эмоциональное напряжение.

[о] - ассонанс создает напевность, музыкальность, элегичность./

- Что вы можете сказать о рифменной структуре стихотворения?

/Внешне спокойная интонация создается в стихотворении не только лексикой и грамматикой, Нои рифменной структурой. За пятистопным ямбом с цезурой в середине строки, с традиционной перекрестной рифмовкой, с последовательным чередованием в строфе мужских и женских рифменных окончаний закрепилась семантика спокойствия, уравновешенности, гармонии. Тем более напряженным становится стих, когда в ямбе возникает спондей, то есть такой ритмический рисунок, который создают два рядом стоящих ударных слога, и слоги оказываются в то же время главными в тексте словами./

- Так Пушкин находит гениальное решение вечной проблемы любовного треугольника: я - вы (она) - другой. Если неосуществим союз я - она, то герой полагает возможным существование другого, которому готов вверить судьбу любимого человека. И в этом выражается основная мысль стихотворения - предоставление любимой свободы, уважение к ее личности. Мы видим, что для лирического героя любовь - чувство высокое, гуманное, благородное, свободное от эгоизма.

Таким образом, данный урок позволяет выполнить две задачи: научить выпускников выполнять информационную обработку текста (написать сжатое изложение) и подготовить к анализу лирического произведения.

Библиографический список

  1. Баринова, Е. А. Работа по развитию речи в V-VII классах / Е. А. Баринова, М. Е. Андрианова и др. // Русский язык в школе. - 1958. - № 5. - С.

  2. Из «Дневника Анны Алексеевны Олениной» // А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т.2. - М.,1974.

Шанский, Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста : кн. для учителя / Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2002

© 2010-2022