Ещё один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка в 5-7 классах по подготовке к изложению

Бедой современного мира является неумение людей слушать и слышать друг друга. Считается, что умение слушать и понимать само собой развивается с возрастом и приходит вместе с жизненным опытом. Между тем, восприятие информации на слух является одним из главных способов обучения в современном учебном процессе. Зачастую учитель проверяет понимание услышанного школьниками лишь вопросом - «Поняли?», на который с большей или меньшей уверенностью ученики, как правило, отвечают утвердительно, поскольку н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ещё один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка в 5- 7 классах по подготовке к изложению

Николко Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Видновская гимназия

Московская область

Что такое метод аудирования и его специфика?

Предполагаемые умения и навыки, обретаемые в ходе работы

  1. Умение слушать.

  2. Помнить слышанное

  3. Помнить общее содержание текстов большого объема.

  4. Выделять главное в тексте.

  5. Озаглавливать услышанное.

  6. Вычленять части текста.

  7. Определять роль частей в контексте целого.

  8. Помнить слышанное в предложенном порядке.

  9. Понимать смысловые изменения, связанные с перестановкой частей.

  10. Чувствовать и понимать смысловые изменения, связанные с изменениями членения предложений и их синтаксических перестроек.

  11. Осознавать смысловые изменения, связанные с привнесением в текст информации, которая изначально в нем не содержалась.

Проведение диагностики понимания услышанного

После чтения текста учитель предлагает ученикам определить свое отношение к нескольким типам вопросов:

  1. О чем говорилось в тексте?

Учитель предлагает варианты ответов на вопросы, связанные с содержанием текста, в одном из которых дается верная информация, в других неполная, неточная или противоречащая говорившемуся.

  1. Были ли в тексте следующие предложения?

Учитель читает предложения, которые встречались в тексте, наряду с ними предложения,

которые в тексте не встречались. Такие предложения могут быть нескольких типов:

  • нарушать достоверность общих сведений,

  • нарушать достоверность деталей,

  • нарушать построение предложения, встречавшегося в тексте.

  1. Говорилось ли об этом в тексте?

Учитель читает предложения,

  • в которых более подробно развиваются детали, упоминавшиеся в тексте,

  • в которых содержится свернутая информация о том, что говорилось в тексте,

  • в которых содержится заведомо неверная информация, которой не было в тексте.

На этом этапе работы формируется представление о том, что

  • объем информации, содержащийся в тексте, может быть подан в более развернутой или более компактной форме, даются образцы сворачивания информации;

  • излишние детали могут менять общий смысл текста или, не меняя его общего смысла, не соответствовать общему замыслу автора,

  • формируется представление о мотивах поступков персонажей, которые могут привноситься учителем в кажущемся ему необходимом объеме.

Итак, учитель знакомит учащихся с автором произведения и самим текстом

I. О чем говорилось в тексте?

  1. В домике на краю деревни жили

  • дедушка и котенок.,

  • дедушка, котенок и мышка,

  • дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.

  1. Дедушка и котенок делали вид, что не знают о том, что под печкой жила мышка, потому что

  • им было лень ее выгонять,

  • они не хотели ее прогонять, ведь она была хорошая и нигде не шныряла,

  • они все равно не смогли бы ее выгнать, потому что она была юркая и неуловимая.

  1. Неподалеку от дома жили

  • черный ворон на дубу и стройная березка,

  • в дупле старого дуба оранжево-бело-черный удод с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком и добрая и умная яблоня Агриппина с вкусными и ароматными ярко-желтыми яблоками,

  • пес в конуре и курица во дворе.

  1. Летом котенку жилось весело, а осенью стало грустно. Дедушка пообещал ему, что скоро придет зима и

  • станет совсем холодно и грустно,

  • станет веселее,

  • станет тепло и радостно.

  1. Котенок не знал, что такое зима, потому что

  • был глупым,

  • родился в мае,

  • ничего не хотел знать, кроме своего веселья.

  1. Котенок решил

  1. не пускать зиму в дом, где и без того было тесно,

  2. расспросить, кто такая зима, зачем она приходит и где будет жить,

  3. сделать все, чтобы зима не приходила.

  1. Удод ответил, что это

  1. холодная и злая старуха,

  2. теплая страна с зелеными пальмами и синим морем, куда птицы улетают, когда в родных краях становится прохладно,

  3. замерзший, покрытый сосульками дуб.

  1. Агриппина ответила, что зима - это

  • злая колдунья, которая все вокруг себя погружает в холодный сон,

  • прекрасная волшебница, которая приходит после дождей и набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали, которые в первое мгновение кажутся очень холодными, но потом согревают,

  • добрая фея, которая все посыпает серебром.

  1. Рассказы удода и яблони о зиме оказались

  • очень похожими,

  • совсем не похожими,

  • одинаковыми, но расходящимися в деталях.

  1. Котенок решил расспросить о зиме мышку, но она

  • боялась котенка и не стала с ним говорить,

  • сначала сказала, что ее вовсе нет, а потом согласилась поговорить с котенком и рассказала, что зима - это когда тепло, потому что в печке трещат дрова, и весело, потому что соседские девочки и мальчики собираются возле печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории,

  • не вылезая из-под печки, сказала, что зимой очень скучно, потому что в дом никто не приходит.

  1. Рассказ мышки

  • все объяснил,

  • все запутал,

  • был неправдоподобен.

  1. Котенку

  • перестало быть интересно, что такое зима, и он улегся спать,

  • невозможно было разобраться в том, что рассказали удод, яблоня и мышка, и он заплакал,

  • было интересно сидеть на крыльце и думать о прекрасной и непонятной зиме.

  1. Котенок хотел бы расспросить о зиме дедушку, но он

  • боялся его,

  • не знал язык людей,

  • решил, что опять не услышит ничего толкового.

  1. Дедушка

  • рассказал котенку о том, что зима - это время года, когда среднемесячная температура воздуха становится очень низкой и все сидят по домам,

  • ничего не стал говорить котенку, а просто посоветовал ему немножко подождать, чтобы самому увидеть, что такое зима,

  • ничего не рассказывал котенку о зиме, потому что не знал, что его это занимает.

II. Были ли эти предложения в тексте?

  1. Жили-были (старенький-старенький) дедушка (с внучкой) и с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина.

  2. Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.

  3. Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.

  4. На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу.

  5. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел.

  6. Когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.

  7. Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками.

  8. Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка

  9. ...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме.

  10. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она - зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...

  1. Говорилось ли об этом в тексте:

  1. Маленький котенок, родившийся в мае, не знал, что такое зима.

  2. Рассказы удода, яблони и мышонка о зиме были совсем разными.

  3. Каждый рассказывал о том, что он знал лучше всего.

  4. Удод рассказал о долгом и трудном перелете в жаркие страны, о том. Как птицы устают во время пути.

  5. Когда удод был маленьким, ему сказали, что птицы собираются в путь, потому что впереди их ждет зима.

  6. Оранжево-бело-черная птица с ярким хохолком и похожим на маленький веер хвостиком думала, что зима - это теплая страна с пальмами и морем.

  7. Яблоня Агриппина говорила, что зимой она засыпает под чудесными белыми шалями, которые набрасывает на деревья и кусты прекрасная волшебница, появляющаяся после дождей. В первое мгновение они кажутся очень холодными, но потом согревают. После сна всегда чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны.

  8. Мышка рассказала о том, что зимой очень весело, девочки и мальчики играют в снежки, катаются на санках и коньках, лепят снежных баб.

  9. По вечерам все собираются у печки, в ней трещат дрова, и дедушка рассказывает разные сказки и истории, а ребята пересказывают друг другу мультфильмы и страшные истории.

  10. Котенок понял, что зима - это жаркая страна, которая во время перелета становится холодной и начинает всех согревать белыми шалями.

  11. Котенок не понял, что такое зима, и спросил бы у дедушки, если бы знал язык людей.

  1. Расскажите, что узнал котенок о зиме после своих расспросов?

  • Что он узнал из рассказа удода.

  • Что он узнал из рассказа яблони.

  • Что он узнал из рассказа мышки.

  • Чтобы мог дедушка рассказать котенку о зиме.

  1. Какое из названий вам кажется более всего подходящим тексту? Своё мнение обоснуй.

  • Откуда приходит зима.

  • О чем хотел узнать котенок.

  • Что такое зима.

  • Чего не рассказал дедушка.

Итак, можно приступать к написанию изложения.

А для желающих можно предложить в качестве домашнего задания продолжение сказки Натальи Абрамцевой: «А как бы вы ответили котёнку на вопрос «Что такое зима?»







Приложение 1

Наталья Абрамцева «ЧТО ТАКОЕ ЗИМА»

В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. Дедушка и котенок делали вид, что не знают об этом. Иначе пришлось бы ее прогнать - кто же терпит мышей в доме. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки, что падали с печки.

А еще вместе с дедушкой, котенком и «тайной» мышкой жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-черный удод жил не в самом доме, а в дупле старого дуба, который рос в поле, совсем рядом. Иногда удод устраивался на ветке дуба, поднимал свои яркий хохолок, расправлял похожий на маленький веер хвост и приветствовал дедушку своей песней: «уду-уду-уду!»

Еще у дедушки была яблоня. Она росла под окном, и звали ее Агриппина. Так уж дедушка назвал. Почему - не знаю. Назвал, и все. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной.

Вот, теперь ты знаешь всех, и я могу сказать, как полагается в сказке: жили-были дедушка с котенком, мышка под печкой, красивая птица удод и яблоня Агриппина. Жили хорошо: солнце светило ярко, трава и листва зеленели, а разноцветных бабочек, с которыми играл котенок, было видимо-невидимо.

Но прошел месяц, другой, третий, четвертый... Котенок подрос, зато дни стали совсем короткими. Солнышко почти не показывалось, а дожди почти не переставали. Грустно стало. Однажды дедушка погладил котенка и сказал: - Не грусти, маленький. Скоро зима придет. Ты повеселеешь. Обязательно.

«Зима какая-то...- подумал котенок.- Придет... Она что, у нас жить будет? А поместимся ли мы все?- размышлял он.- Хотя, если она хорошая, можно потесниться. Интересно, какая она -зима эта?»

Дело в том, что котенок родился в теплом месяце мае. Зима ушла давно. Котенок ее не видел. Потому и не знал, что это за зима такая.

Пока котенок раздумывал, у кого бы спросить о зиме, послышалось

знакомое «уду-уду». На ветке дуба сидел удод. Котенок подбежал к дереву, забрался на крепкую нижнюю ветку и позвал птицу:

- Пожалуйста,- попросил он,- объясни мне одну вещь

- С удовольствием!- ответил удод.- Спрашивай, пока я не улетел.

- Скажи мне, если знаешь, кто такая зима?

- О-о-о!- Удод гордо поднял яркий хохолок и важно заговорил:- Сейчас я тебе все объясню. Во-первых, зима не «кто», а «что». Во-вторых, зима - это теплая страна, куда мы улетаем, когда в наших родных краях становится прохладно. В-третьих, я улетаю в зиму как раз сегодня.

- Вот как?- Котенок удивился.- Неужели зима - это страна?

- Я знаю, что говорю,- почти обиделся удод.- Первый раз я был в зиме несколько лет назад. Тогда похолодало так же, как сейчас. Пошли дожди. Я растерялся, я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди зима, что нас ждет зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой. Я понятно объясняю?- спросил удод.

- Спасибо,- ответил котенок,- объясняешь ты понятно, только я совсем запутался. Ты говоришь, что улетаешь в зиму, а дедушка обещает, что зима сама к нам придет. Что-то здесь не так. Попробую спросить у Агриппины.

- Воля твоя.- Удод гордо вскинул яркий хохолок. Котенок вприпрыжку примчался к Агриппине. Яблоня была занята: она протягивала дедушке свои ветки, чтобы ему было удобнее снимать тяжелые, ароматные, ярко-желтые яблоки. Наконец дедушка собрал полную корзину и ушел. Котенок подкрался к Агриппине, потянулся передними лапками вверх по ее кряжистому стволу и промурлыкал:

- Ой, Агриппина, я, оказывается, совсем не так уж много знаю. Может быть, ты согласишься объяснить мне кое-что?

- Конечно, малыш,- прошелестела яблоня.

- Скажи, пожалуйста, кто такая, вернее...- запнулся котенок,- что такое зима?

- Зима,- мягко поправила яблоня Агриппина,- как раз не «что», а «кто». Потому что зима - это прекрасная волшебница. Она скоро придет. Она всегда приходит после этих долгих дождей. Волшебница зима набрасывает на деревья и кусты чудесные белые шали. В первое мгновение белые шали кажутся очень холодными, но потом согреваешься... И постепенно засыпаешь. Спишь долго и видишь добрые сны. А когда просыпаешься, белого наряда уже нет. Зато чувствуешь себя отдохнувшей, сильной, знаешь, что цветы твои будут красивы, листва свежа, а плоды вкусны. Но зима в это время где-то далеко... Ты понял, малыш?

- Понял-то я, понял.- Котенок помолчал.- Но то, о чем ты рассказываешь, совсем не похоже на то, что говорил удод.

- А ты спроси кого-нибудь третьего,- посоветовала яблоня Агриппина,- пусть он нас рассудит.

- Точно,- обрадовался котенок.- Спрошу кого-нибудь еще! Спрошу...- он задумался,- мышку: она живет тихо, все слышит, все знает. Наверное, о зиме тоже знает.

И котенок помчался к печке, под которой тайно проживала мышка. Он легонько поцарапал коготками о печку и позвал: - Мышка! А мышка не отвечает. Котенок снова позвал: - Мышка, мышка! Тогда мышка ответила:

- Да меня здесь вовсе нет. Напрасно зовешь.

- Да, я знаю,- котенок успокаивал мышку,- знаю, что тебя здесь нет, и дедушка знает, и все знают. Ну, выгляни, не бойся! Мне очень нужно что-то у тебя спросить. И все.

- И все?- недоверчиво переспросила мышка. - И все,- честно подтвердил котенок.

- Ну, ладно.- Мышка высунула остренькую мордочку с глазами-бусинками.- Спрашивай.

- Что ты знаешь о зиме?

- Ах, зима!- Мышка выбежала из-под печки.- Зима - это прекрасно! Зима - это... Это... Это...- Восторженная мышка, забыв о страхе, закрутилась возле самых лап котенка.- Как бы тебе попроще объяснить? Зима - это когда тепло, потому что в печке трещат дрова. А еще зима - это когда соседские девочки и мальчики собираются возле нашей печки и дедушка рассказывает им разные сказки и истории. А я тоже слушаю.

Мышка на секунду замерла, чего-то снова испугалась и, юркнув под печку, пропищала: - Все! Больше я ничего не знаю.

Котенок зажмурился и тряхнул головой: мышка не только не рассудила удода и Агриппину, а наоборот, все запутала.

...Летели по ветру желтые листья, сидел на крыльце котенок, думал о прекрасной и непонятной зиме. А вот интересно: если бы знал он язык людей и спросил бы у дедушки, какая она - зима? Что бы дедушка ответил? Кто знает...




6

© 2010-2022