Урок «Употребление наклонений глаголов»

Урок русского языка по теме «Употребление наклонений глаголов» был проведён в среднем по успеваемости классе (не очень сильном и не очень слабом) 05.05.2014 как обобщающий урок по разделу «Наклонение глагола».       Результаты проведённого урока соответствуют поставленным задачам.       При разработке урока использован системно-деятельностный подход (самостоятельная формулировка темы учащимися, работа в условиях «творческой лаборатории», взаимопроверка), ряд игровых заданий (разгадывание загадок... Теоретическое задание Лингвистическая задача «Заморочки из бочки» Проба пера Творческое задание
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СОШ №39 г. Владимира

Учитель русского языка и литературы

Миловзорова Оксана Сергеевна

Урок русского языка в 6-м Б классе на тему

"Употребление наклонений глагола в речи"

Цели урока:

  • закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;

  • формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей урока. Слайд 2

2. Слово учителя.

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы - наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях - и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

Слайд 3. Великие мысли великих людей.

"Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное". Ф.М.Достоевский.

"Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все". Франсуа Фенелон.

"От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом". Г.Ф.Александров.

  • Что объединяет все высказывания?

  • В каких наклонениях употреблены глаголы?

  • Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

Слайд4. Тема урока. Запись темы урока.

Слайд5. Творческая лаборатория. Задания:


  • Теоретическое задание

  • Лингвистическая задача

  • «Заморочки из бочки»

  • Проба пера

  • Творческое задание

3. Выполнение заданий.

1) Лингвистическая задача. Теоретические задания

- О каком наклонении идет речь?


  1. «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен - в настоящем, прошедшем и будущем». (Слайд 6)


  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (Слайд 7)


  1. «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ». (Слайд 8)


  • Как образуются глаголы в условном наклонении? (Слайд№ 9,)


  • «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем». (Слайд№ 10,)


  • Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (Слайд №11)


3) Грамматическое задание.

Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить пунктограммы.

  • Братцы, что он про меня сочиняет?

  • Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда.

  • Луна освещала сад, дорожки, беседку.

Работа над орфографией. (Выполняем на доске)

Скаж..шь - не ворот..шь, напиш..шь - не сотрёшь, отруб..шь - не пристав..шь. Слово выпуст..шь - так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

4) «Заморочки из бочки»

1 этап. Слайд

Перед вами предложения. Определите, какими формами

выражено побуждение к действию в приведенных ниже

предложениях.

1. Не прыгать!

2. Вести себя тихо!

3. Послушали бы вы лучше.

4. Не перебивали бы.

5. Не прыгайте!

6. Ведите себя тихо!

В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких -оттенок совета, просьбы.

Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок «Употребление наклонений глаголов»Н.Ф. Усл.накл. Пов.накл.

приказ просьба приказ просьба приказ просьба

2 этап. Слайд

Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.

1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.

2. Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.

Слайд

У вас получились отрывки из стихотворения В.Бокова. Ответьте на вопрос: для чего нам нужны в речи глаголы в условном и повелительном наклонении.

5) Проба пера.

Списать текст (на раздаточных листах), вставить подходящие по смыслу глаголы. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи, затем сравнивается полученный текст с авторским.

Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.

Проверка задания.

6) Творческое задание.

Составить 5-8 предложений-советов "Как не потерять друга",

употребляя глаголы в повелительном наклонении.

4. Подведение итогов урока.

  • Какую роль играют глаголы в нашей речи?

  • Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

"Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" (Слайд)

  • Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?

5. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Весна», употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.





© 2010-2022