- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Употребление наклонений глаголов»
Урок «Употребление наклонений глаголов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Миловзорова О.С. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ СОШ №39 г. Владимира
Учитель русского языка и литературы
Миловзорова Оксана Сергеевна
Урок русского языка в 6-м Б классе на тему
"Употребление наклонений глагола в речи"
Цели урока:
-
закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
-
способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
-
формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение целей урока. Слайд 2
2. Слово учителя.
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы - наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях - и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.
Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.
Слайд 3. Великие мысли великих людей.
"Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное". Ф.М.Достоевский.
"Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все". Франсуа Фенелон.
"От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом". Г.Ф.Александров.
-
Что объединяет все высказывания?
-
В каких наклонениях употреблены глаголы?
-
Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?
Слайд4. Тема урока. Запись темы урока.
Слайд5. Творческая лаборатория. Задания:
-
Теоретическое задание
-
Лингвистическая задача
-
«Заморочки из бочки»
-
Проба пера
-
Творческое задание
3. Выполнение заданий.
1) Лингвистическая задача. Теоретические задания
- О каком наклонении идет речь?
-
«Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен - в настоящем, прошедшем и будущем». (Слайд 6)
-
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (Слайд 7)
-
«Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ». (Слайд 8)
-
Как образуются глаголы в условном наклонении? (Слайд№ 9,)
-
«Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем». (Слайд№ 10,)
-
Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (Слайд №11)
3) Грамматическое задание.
Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить пунктограммы.
-
Братцы, что он про меня сочиняет?
-
Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда.
-
Луна освещала сад, дорожки, беседку.
Работа над орфографией. (Выполняем на доске)
Скаж..шь - не ворот..шь, напиш..шь - не сотрёшь, отруб..шь - не пристав..шь. Слово выпуст..шь - так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.
Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)
4) «Заморочки из бочки»
1 этап. Слайд
Перед вами предложения. Определите, какими формами
выражено побуждение к действию в приведенных ниже
предложениях.
1. Не прыгать!
2. Вести себя тихо!
3. Послушали бы вы лучше.
4. Не перебивали бы.
5. Не прыгайте!
6. Ведите себя тихо!
В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких -оттенок совета, просьбы.
Н.Ф. Усл.накл. Пов.накл.
приказ просьба приказ просьба приказ просьба
2 этап. Слайд
Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.
1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.
2. Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.
Слайд
У вас получились отрывки из стихотворения В.Бокова. Ответьте на вопрос: для чего нам нужны в речи глаголы в условном и повелительном наклонении.
5) Проба пера.
Списать текст (на раздаточных листах), вставить подходящие по смыслу глаголы. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи, затем сравнивается полученный текст с авторским.
Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.
Проверка задания.
6) Творческое задание.
Составить 5-8 предложений-советов "Как не потерять друга",
употребляя глаголы в повелительном наклонении.
4. Подведение итогов урока.
-
Какую роль играют глаголы в нашей речи?
-
Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?
"Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" (Слайд)
-
Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?
5. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Весна», употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.