• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок по литературе (развитие связной речи). Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок по литературе (развитие связной речи). Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев, формировать умение писать такие сочинения, определять ведущий тип речи в зависимости от главной мысли; совершенствовать полученные ранее навыки связной речи .Материал для словарно- семантической работы: коварство, низменный характер, микротема. Повторение: особенности повествования и рассуждения разных типов речи; сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л. Г. Лаврова, учитель 1 квал. категории МБОУ «Ленинская средняя школа Новошешминского муниципального района РТ».

Урок по литературе (развитие связной речи). Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев, формировать умение писать такие сочинения, определять ведущий тип речи в зависимости от главной мысли; совершенствовать полученные ранее навыки связной речи

.Материал для словарно- семантической работы: коварство, низменный характер, микротема.

Повторение: особенности повествования и рассуждения разных типов речи; сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.

Основное содержание урока.

  1. Беседа по вопросам (Прав ли был Гринёв, отказавшись перейти на сторону Пугачёва? Чего нельзя оправдать в поступках Швабрина?) поможет выявить сущность каждого из героев, определить главную мысль сочинения и сформулировать тезис, раскрывающий эту мысль,- верность своим убеждениям Гринёва и способность на предательство Швабрина.

Это сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи в нём - рассуждение; в качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев, а как аргументы - ссылки на текст, цитаты.

  1. Отбор и систематизация литературного материала, составление плана. Повторяем особенности построения сложного (трёхступенчатого) плана к сочинению на литературную тему. Формулируем основную часть, выделяем главное и второстепенное, определяем вступление и заключение к сочинению.

Примерный план.

  1. Место Гринёва и Швабрина в раскрытии нравственных проблем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  2. Гринёв и Швабрин - два противоположных характера ( Или: Честь Гринёва и бесчестие Швабрина).

    1. Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

    2. Условия, сформировавшие характеры персонажей.

    3. Доброта, правдивость Гринёва и лживость, коварство Швабрина.

    4. Верность воинскому долгу Гринёва и предательство Швабрина.

    5. Глубина и искренность чувства Гринёва и низменный характер этого чувства у Швабрина.

    6. Отношение Пушкина к своим героям.

  3. Нравственные уроки повести.

Подбираем эпиграф к сочинению. Указываем на связь главной мысли сочинения с эпиграфом ко всей повести.

III. Коллективное составление вступления и запись его.

Своеобразной энциклопедией русской жизни XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», написанная в 1835 году. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные - о взаимоотношениях помещиков и крестьян, об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства. В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести - Гринёва и Швабрина.

Развиваем каждый пункт плана основной части, т. е. тезис микротемы, посредством доказательств. Акцентируем внимание учащихся на необходимости соблюдать логическую связь как между отдельными предложениями, так и частями, абзацами. Поскольку сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина построена на контрастах, указываем на целесообразность использования в качестве «мостиков» вводных слов наоборот, напротив; логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего; а также вводных слов значит, таким образом, итак, наконец; уместны будут и вопросительные предложения: «Почему мы считаем предательством службу Швабрина у Пугачёва? Ведь Пугачёв защищал интересы народа. Но дело в том, что...»

Записываем переход к заключению:

Мы познакомились с двумя офицерами, жившими в далёкое от нас и непохожее на наше время. Несмотря на это, их судьбы, их характеры, описанные великим художником, глубоко волнуют нас...

Домашнее задание: подготовить сочинение по заданной теме (устно или письменно, по усмотрению учителя).



© 2010-2022