Урок по литературе «Сергий Радонежский»

Тема «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры».     Оборудование: использование ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация, учебник Т.Ф.Курдюмова «Литература.7класс»,  карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.   Цель урока: Содержательная:   1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их    личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла «Жития Сергия Радонежского; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; 3.  показать,  какие нравственные проблемы  подняты в произведении. 4. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории   Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;  Деятельностная: 1. создание условий для усвоения темы:  2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;  4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.  5.развитие навыков самоконтроля;  6. развитие схематичного  мышления.   Воспитательная:  воспитание чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины. Тип урока:     урок открытия нового знания Методы и приемы   обучения  Комментирование иллюстраций,  упражнения (задания на установления соответствия, Запись основных аспектов, составление характеристики героя по прочитанному), устный опрос, рассказ учащихся, эвристическая беседа,   работа с текстом. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами) и ориентацию в межличностных отношениях. Регулятивные УУД помогают определить целеполагание, планирование, прогнозирование, оценку (осознание качества и уровня усвоения) материала. Познавательные УУД обеспечивают самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Коммуникативные УУД обеспечивают постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературе в 7 классе

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Углегорская СОШ»

Макаренко Светлана Николаевна

Тема «Святой Сергий - строитель русской духовной культуры».

Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник Т.Ф.Курдюмова «Литература.7класс», карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.

Цель урока:

Содержательная:

1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла «Жития Сергия Радонежского;

2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в произведении.

4. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия "житие", "святой";

Деятельностная:

1. создание условий для усвоения темы:

2.создание ситуаций успеха;

3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов

деятельности;

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5.развитие навыков самоконтроля;

6. развитие схематичного мышления.

Воспитательная:

воспитание чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы обучения Комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствия,

Запись основных аспектов, составление характеристики героя по прочитанному), устный опрос, рассказ учащихся, эвристическая беседа, работа с текстом.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами) и ориентацию в межличностных отношениях.

Регулятивные УУД помогают определить целеполагание, планирование, прогнозирование, оценку (осознание качества и уровня усвоения) материала.

Познавательные УУД обеспечивают самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные УУД обеспечивают постановку вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

учебную деятельность)

эмоциональный настрой учащихся

Проверяет готовность учеников к уроку.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку, эмоционально настраиваются

ЛР

2. Подготовка к восприятию

(Цели: поготовить к восприятию

темы

-Стадия вызова «создание мотива

к обучению».

Прослушайте песню в исполнении Жанны Бичевской

«Колокола» и послушайте стихотворение.

Стадия вызова

Какие чувства вы испытывали, слушая песню и стихотворение?

Слушают песню. Двое

Учащихся читают стихотворение

ЛР

3. Определение темы и целей

урока.(научить детей

самостоятельно определять темы урока)

Кто догадался, кому посвящен наш урок?

Определите цели нашего урока.

Отвечают. Слушают ответы одноклассников. Записывают тему урока в тетрадях.

Р

4.Открытие нового знания.

(Цели:

Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

Эпиграф. Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у … преподобного Сергия.

Приём «Ключевые слова»

Запишите слова по ассоциации

«Сергий Радонежский»

Постановка проблемного вопроса.

Ребята, почему же люди так чтят память о Сергии Радонежском ?

На этот вопрос нам сегодня предстоит ответить. Для этого мы поделились с вами на 4 группы. Каждая группа на прошлом уроке получила задание.

Первая группа - «Историки». Им нужно было узнать историю создания произведения древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского».

Вторая группа - «Знатоки слова». Они дома поработали со словарями и нашли толкование устаревших слов, встречающихся в тексте.

Третья группа - «Биографы». Они расскажут нам о жизни Сергия Радонежского.

Четвертая группа - «Психологи». Им необходимо рассказать нам о чертах характера Святого.

Первым я даю слово «Историкам».

Спасибо. В тексте вам встретилось много незнакомых слов.

«Знатоки слова» нам дадут толкование этих слов.

Читают эпиграф, анализируют

Записывают ключевые слова.


Высказывают мнения.


Учащиеся садятся по группам.






Сообщение первой группы.

Учащиеся класса записывают композицию произведения.

Учащиеся второй группы зачитывают толкование устаревших слов и раздают карточки с ними остальным учащимся).

Р, Л




Р,ПК


Л,П,К

Физминутка.

К

Благодарю. Теперь прошу «Биографов» рассказать нам о жизни преподобного Сергия.

Какими же чертами характера обладал Сергий? Об этом нам поведают «Психологи».

Какие четыре великих дела совершил преподобный Сергий?


Выступают учащиеся третьей группы

Учащиеся называют черты Сергия и подтверждают их отрывками из текста.

ответы учащихся и запись в тетради

Четыре великих дела Сергия Радонежского:

1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.

2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры".


Л,К,Р

5.Закрепление изученного

Цель: в форме викторины закрепить и проверить знания;

Развитие навыков работы в группах.

Оставайтесь каждый в своей группе. У нас получилось 4 команды.

В завершении нашего урока мы проведем игру. Я буду задавать вопросы каждой команде. За правильный ответ вы получаете по одному баллу.( Читаю вопросы)

Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы викторины.

Р,Л

6. Подведение итогов урока

Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).



7.Домашнее задание.

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).



Подведем итог нашей викторины.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из нашего урока?

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

Написать сочинение на тему "Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства" объем 1-2 листа.


Нужно нести людям добро.


Продолжают предложения


Записывают задание в дневник

К,Р


© 2010-2022