Урок по теме Однородные члены предложения. Запуск проекта

Конспект урока по русскому языку в 8 классе национальной школы по теме "Однородные члены предложения". Урок объяснения нового материала. Технология урока - метод проектов. представляет собой запуск проекта. Соответствует программе УМК по русскому языку в национальной школе Е.А. Быстровой.Цель урока : развить и закрепить понятие об однородных членах предложения, закрепить навыки их узнавания в тексте;показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Бетюнская средняя общеобразовательная школа

им. Е.С. Сивцева-Таллан Бюрэ» МО «Намский улус» Республика Саха (Якутия)

Ф.И.О. Баишева Нина Никитична

Должность: учитель русского языка и литературы, зам по УМР

Категория: высшая


Тема урока, класс. «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения». 8 класс.







Урок русского языка в 8 классе национальной школы.

УМК: « Русский язык». Учебник для образовательных учреждений с родным ( нерусским) и русским (неродным) языком обучения под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Е.А. Быстровой.

Тема урока: Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения.

Цель: развить и закрепить понятие об однородных членах предложения, закрепить навыки их узнавания в тексте;

показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»;

показать учащимся несовместимость жестокости с нравственностью.

Тип урока: объяснение и первичное закрепление нового материала

Технология - метод проектов.

Оборудование: компьютер, проектор, учебники русского языка и литературы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II.Актуализация опорных знаний. Работа на карточках. Определить члены предложения. Вставить пропущенные слова.

Запись на доске:

Варенька Б. была прелестна: высокая, стройная…

Когда я вышел в поле, услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и…

Я танцевал до упаду, танцевал и кадрили, и вальсы, и…

Какими членами предложения являются выделенные слова?

На какие вопросы они отвечают?

Какими частями речи являются?

К какому слову относятся?

С 5 класса знаем, что это …(однородные члены предложения)

III. Значит, тема нашего сегодняшнего урока: Однородные члены предложения.

И что мы должны узнать на этом уроке: (целеполагание)

  1. Какие члены предложения называются однородными?

  2. На какие вопросы они отвечают?

  3. Какими частями речи выражаются?

  4. К какому слову относятся?

  5. И самое главное - учиться употреблять в своей речи однородные члены предложения. Образцом для нас всегда служат мастера слова - великие русские писатели и поэты.

У С. Маршака, замечательного детского поэта

« Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Собачонку, картинку, корзинку…»

И создается чуть ироничный образ этой дамы. ( иллюстрация)

Ночь, улица. Фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала.

Аптека, улица, фонарь

И опять однородные члены у А.Блока являются символом безысходности и в то же время круговорота, повторения в природе. (иллюстрация)

А нам сегодня достичь цели урока поможет великий мастер русского слова, гениальный русский писатель Л.Н. Толстой. А именно его рассказ «После бала», который мы прочитали недавно на уроке русской литературы. И по ходу урока мы разработаем проект - презентацию на тему «Однородные члены предложения». Слайд1

А для начала вспомним содержание рассказа. Выполним тест. Приложение 1 ( проверка по номерам, на доске в, а, а, б, в, в, б, б, в, б.)

Хорошо. Рассказ мы помним.

Давайте, создадим слайд 2. Что мы знаем об однородных членах предложения. (Анализ предложений на доске)

-отвечают на один и тот же вопрос

-относятся к одному и тому же члену предложения

-являются одним и тем же членом предложения

-выражаются одной и той же частью речи.

-однородными могут быть все члены предложения

Посмотрим, как связаны эти члены. В тексте находим описание отца Вареньки на балу. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. З\д

-сколько однородных членов? Как они связаны? ( интонация и союзы)

( создаем слайд3)

Теперь подумаем, какова роль однородных членов. Почему мы их употребляем в речи.

Найдите в тексте, где больше всего Л.Н.Толстой употребляет однородные члены. ( в портретах, в описании мазурки, в сцене наказания татарина)

Вывод: однородные члены создают подробную картину, передают детали, помогают ясно представить картину. (создается слайд4)

В каком типе текста и в каком стиле? (В описании. В художественной речи).

Как Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича на балу? (через музыку) найдите в тексте это предложение (Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…)

Проведем лингвистический эксперимент.

Перестройте это предложение, уберите союзы. Как меняется предложение? (исчезает эмоциональность)

Итак, сделаем общий вывод. ( создаем слайд 5)

IV. Нам осталось закрепить полученные знания: (слайды 6,7,8)

  1. Отредактируйте текст. Вставляя однородные члены предложения.

Был я очень веселый и … малый, да еще и …. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, … с товарищами. Главное же мое удовольствие составляли вечера и ….

  1. Найдите третье лишнее:

А) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую.

Б) Грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг залы.

В) Грациозная фигура Вареньки плыла около него, вовремя укорачивая шаги своих маленьких ножек.

3. На письме однородные члены условно обозначаются кружочком.

Составьте схемы однородных членов предложения:

А) Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Б) Делая вид, что он не знает меня, он грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

В) Когда она задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как - то неловко и неприятно.

Как заканчивается рассказ? Что явилось причиной того, что любовь Ивана Васильевича умерла? Жестокость. Жестокость несовместима с любовью и нравственностью.

Мы с вами разработали свой проект - презентацию. Это только начало. Мы продолжим его на следующих уроках.

V. Итоги урока:

1. Обобщение

2. Выставление оценок.

3. Д\з. У талантливой русской поэтессы серебряного века З. Гиппиус есть интересное стихотворение «Все кругом», которое состоит почти из одних однородных членов предложения, выраженных именами прилагательными:

«Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко тупое, всегда безобразное.

Медленно рвущее, мелко - несчастное.

Скользкое, стыдное, низкое. Тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско - смешное и тошно - трусливое…»

Выскажите свои мысли по рассказу «После бала», употребляя как можно больше однородных членов предложения.


Приложение 1.

Тесты для выявления усвоения содержания рассказа «После бала» выполняются на компьютере.


  1. Жанр произведения:

А)повесть

Б)очерк

В) рассказ

  1. Художественный прием, который использовал Толстой, решая творческую задачу:

А) антитеза

Б) гипербола

В) литота

  1. Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу:

А)он был весел, бесконечно счастлив и влюблен

Б) он был растерян и обманут

В) ему было грустно и одиноко

  1. Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу:

А) уважение к его заслугам перед Отечеством

Б) восторг и нежность

В) робость и уважение

  1. С помощью какой детали автор подчесркивает искренность чувства полковника к дочери:

А) замшевая перчатка

Б) белые усы и бакенбарды

В) «домодельные» сапоги

  1. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» вспоминал Иван Васильевич об ощущениях:

А) на балу

Б) перед балом

В) после бала

  1. Действие в произведении происходит в годы правления:

А) Александра 1

Б) Николая 1

В) Николая 2


  1. Образ полковника, отца Вареньки:

А) не типичен для России

Б) типичен для своего времени

В) комичен

  1. Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:

А) приветливо улыбнулся новому знакомому

Б) гневно прикрикнул на него

В) сделал вид, что его не знает

10. Определите основную мысль рассказа:

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В)осуждение деспотизма.



© 2010-2022