Урок по теме Причастие с использованием интерактивной доски

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Карповская СОШ»



Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) _Нестерова Людмила Алексеевна

Предмет_____русский язык Класс 7

Тема урока Повторение изученного по теме «Причастие»

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.

Метод: информационно-рецептивный.

Приемы: демонстрация кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.

Учитель, подчеркивая важность, актуальность темы урока, создает учебную мотивацию.

Знакомство с кодом 6.7, 6.8, 6.11 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.

М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» писал: «…Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу …».

Что это за глагольные имена? Как вы понимаете слова Ломоносова? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Давайте сформулируем цели урока.

- Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение.

Учащиеся определяют тему урока, акцентируя внимание на необходимости формирования орфографической зоркости

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

В. Даль

Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?

Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные части:

Прекрасный -приставку, описать -приставку, доля -корень, потчевать (устар. и разг. угощать) -суффикс, борющегося -суффикс, колющий -окончание. (преодолевающий)

Какой части речи получившееся слово? Докажите, что это именно причастие.

2.











3.

Проверка домашнего задания

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель, которую учитель ставит перед учениками: систематизировать знания учащихся о причастии

Цель учащихся: повторить определение, признаки, виды причастий; способы образования причастий

Методы: слайдовая презентация, сообщение, слово учителя.

мотивирование: похвала, одобрение



Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.

Примерный план ответа:

Причастие как часть речи:

1) Общее значение.

2) Признаки глагола у причастия.

3) Признаки прилагательного у причастия.

Действительные и страдательные причастия.

Склонение причастий.

Образование причастий.

Синтаксическая роль в предложении.

Заполнение таблицы

ПРИЧАСТИЕ

действительное

страдательное

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

Iспр.

-ущ-

(-ющ)

IIспр. -ащ-

(-ящ-)

-вш-

-ш-

Iспр.

-ем-

(-ом-)

IIспр.

-им-

-енн-(-ённ)

-нн-

-т-

Закрепление учебного материала

Цель, которую ставит перед собой учитель: систематизировать теоретические знания уч-ся

Формы и методы достижения поставленных целей: фронтальный опрос

А теперь давайте вспомним орфограммы, изученные вами в теме «Причастие»

НН

Н

Есть приставка, кроме НЕ

Образовано от глагола совершенного вида

Есть зависимые слова

На -ованный-(ёванный-)

Нет приставки

Образовано от глагола несовершенного вида

Краткая форма

Правописание НЕ с причастиями

Пишутся слитно

Пишутся раздельно

Нет противопоставления с союзом а

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление

с союзом а

Есть зависимые слова

Краткая форма

4.











































5.

Практическая часть

Цель учителя: закрепить умения и навыки в применении теоретического материала на практике

Цель для учащихся: отработать на практике умение применять орфографические и пунктуационные правила

Формы и методы работы: списывание с раскрытием скобок, обоснование своего выбора

Цель для учащихся: закрепить умение находить причастия в тексте, определяемые слова и зависимые, повторить изученные орфограммы

Формы работы: работа по группам и индивидуальная



Цель учителя: объяснить учащимся лексическое значение слов, расширить словарный запас учащихся

Цель для учащихся: познакомиться со значением выделенных слов

Цель учителя: на примере литературного материала повторить с учащимися основные орфограмм







Цель учителя: закрепить навыки учащихся в нахождении причастных оборотов, умение обособлять причастные обороты на письме.

Учащиеся применяют на практике пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие»

Цель учителя: продемонстрировать учащимся произведения русских художников, отрывками из произведений И.А.Бунина, иллюстрирующими их

Цель для учащихся: познакомиться с произведениями русских художников, на примере литературного материала выявить роль причастий в художественных произведениях

Творческая работа

Учащиеся практикуются в умении подбирать нужные причастия

Учитель: Теорию мы повторили, давайте перейдём к практике

Задание 1.

В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:

Блестящий паркет блестящий ум.

(паркет, который блестит (от

глагола блестеть (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)

Упражнение на умение отличать причастия и отглагольные прилагательные (использование интерактивной доски)

Задание 2. Правописание НЕ с причастием

(Не) замерзающий на зиму залив, (не) просохшая почва, решение (не) продумано, (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь (не) решенное задание, еще (не) скошенный луг, (не) обжитый край.

. Проверьте себя (слайд )!

Не замерзающий на зиму залив, непросохшая почва, решение не продумано, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь не решенное задание, еще не скошенный луг, необжитый край.

Задание 3. Одна или две Н

Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).

Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.

А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы - и запах антоновских яблок.

И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.

Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.

Обнажённый - лишённый покрова, нагой.

Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого- нибудь сильного чувства.

Заворожённый - очарованный, околдованный ворожбой

Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

Запись в тетради:

САД

ЛЕС

ПОЛЕ

ЛИСТВА

обнажённый,

подсохший,

поредевший,

вырубленный

чернеющий,

наполнен бледной лёгкой мглой,

заворожённый тишиной

уходящее

в небеса

гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая

от мороза

Задание 4. Определение границ причастного оборота

Найдите в предложениях причастные обороты и, если нужно, выделите их запятыми, объясните (слайд ). Составьте схемы к предложениям.

1.Многотысячная толпа напиравшая на стражу прорвала цепь. 2. Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.

Проверь себя (слайд )!

1.Многотысячная толпа, напиравшая на стражу, прорвала цепь. 2.Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям, не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.

Задание 5. Картинная галерея

Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.

1.Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.

2.Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.

3) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз

1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) И. И. Левитан «Золотая осень».

Обращается внимание на причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?

Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Получившийся текст сравнивается с оригиналом.

1.Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.

2.Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.

3.На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель учителя: подвести итог урока, работы учащихся на уроке,

Цель учащихся: дать самооценку знаниям изученного материала

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя - встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я повторил(а) … .

Сегодня на уроке я узнал(а) … .

Учащиеся читают получившиеся предложения.

Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!

7

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Какова роль причастий в русском языке»





© 2010-2022