- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Причастие с использованием интерактивной доски
Урок по теме Причастие с использованием интерактивной доски
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Нестерова Л.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Карповская СОШ»
Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) _Нестерова Людмила Алексеевна
Предмет_____русский язык Класс 7
Тема урока Повторение изученного по теме «Причастие»
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.
Метод: информационно-рецептивный.
Приемы: демонстрация кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.
Учитель, подчеркивая важность, актуальность темы урока, создает учебную мотивацию.
Знакомство с кодом 6.7, 6.8, 6.11 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА и ЕГЭ.
М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» писал: «…Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу …».
Что это за глагольные имена? Как вы понимаете слова Ломоносова? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Давайте сформулируем цели урока.
- Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение.
Учащиеся определяют тему урока, акцентируя внимание на необходимости формирования орфографической зоркости
«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
В. Даль
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные части:
Прекрасный -приставку, описать -приставку, доля -корень, потчевать (устар. и разг. угощать) -суффикс, борющегося -суффикс, колющий -окончание. (преодолевающий)
Какой части речи получившееся слово? Докажите, что это именно причастие.
2.
3.
Проверка домашнего задания
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель, которую учитель ставит перед учениками: систематизировать знания учащихся о причастии
Цель учащихся: повторить определение, признаки, виды причастий; способы образования причастий
Методы: слайдовая презентация, сообщение, слово учителя.
мотивирование: похвала, одобрение
Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.
Примерный план ответа:
Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
Действительные и страдательные причастия.
Склонение причастий.
Образование причастий.
Синтаксическая роль в предложении.
Заполнение таблицы
ПРИЧАСТИЕ
действительное
страдательное
Настоящее время
Прошедшее время
Настоящее время
Прошедшее время
Iспр.
-ущ-
(-ющ)
IIспр. -ащ-
(-ящ-)
-вш-
-ш-
Iспр.
-ем-
(-ом-)
IIспр.
-им-
-енн-(-ённ)
-нн-
-т-
Закрепление учебного материала
Цель, которую ставит перед собой учитель: систематизировать теоретические знания уч-ся
Формы и методы достижения поставленных целей: фронтальный опрос
А теперь давайте вспомним орфограммы, изученные вами в теме «Причастие»
НН
Н
Есть приставка, кроме НЕ
Образовано от глагола совершенного вида
Есть зависимые слова
На -ованный-(ёванный-)
Нет приставки
Образовано от глагола несовершенного вида
Краткая форма
Правописание НЕ с причастиями
Пишутся слитно
Пишутся раздельно
Нет противопоставления с союзом а
Без НЕ не употребляется
Есть противопоставление
с союзом а
Есть зависимые слова
Краткая форма
4.
5.
Практическая часть
Цель учителя: закрепить умения и навыки в применении теоретического материала на практике
Цель для учащихся: отработать на практике умение применять орфографические и пунктуационные правила
Формы и методы работы: списывание с раскрытием скобок, обоснование своего выбора
Цель для учащихся: закрепить умение находить причастия в тексте, определяемые слова и зависимые, повторить изученные орфограммы
Формы работы: работа по группам и индивидуальная
Цель учителя: объяснить учащимся лексическое значение слов, расширить словарный запас учащихся
Цель для учащихся: познакомиться со значением выделенных слов
Цель учителя: на примере литературного материала повторить с учащимися основные орфограмм
Цель учителя: закрепить навыки учащихся в нахождении причастных оборотов, умение обособлять причастные обороты на письме.
Учащиеся применяют на практике пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие»
Цель учителя: продемонстрировать учащимся произведения русских художников, отрывками из произведений И.А.Бунина, иллюстрирующими их
Цель для учащихся: познакомиться с произведениями русских художников, на примере литературного материала выявить роль причастий в художественных произведениях
Творческая работа
Учащиеся практикуются в умении подбирать нужные причастия
Учитель: Теорию мы повторили, давайте перейдём к практике
Задание 1.
В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например:
Блестящий паркет блестящий ум.
(паркет, который блестит (от
глагола блестеть (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
Упражнение на умение отличать причастия и отглагольные прилагательные (использование интерактивной доски)
Задание 2. Правописание НЕ с причастием
(Не) замерзающий на зиму залив, (не) просохшая почва, решение (не) продумано, (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь (не) решенное задание, еще (не) скошенный луг, (не) обжитый край.
. Проверьте себя (слайд )!
Не замерзающий на зиму залив, непросохшая почва, решение не продумано, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган, отнюдь не решенное задание, еще не скошенный луг, необжитый край.
Задание 3. Одна или две Н
Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы - и запах антоновских яблок.
И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож.(н,нн)ый тишиной.
Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый - лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого- нибудь сильного чувства.
Заворожённый - очарованный, околдованный ворожбой
Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Запись в тетради:
САД
ЛЕС
ПОЛЕ
ЛИСТВА
обнажённый,
подсохший,
поредевший,
вырубленный
чернеющий,
наполнен бледной лёгкой мглой,
заворожённый тишиной
уходящее
в небеса
гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая
от мороза
Задание 4. Определение границ причастного оборота
Найдите в предложениях причастные обороты и, если нужно, выделите их запятыми, объясните (слайд ). Составьте схемы к предложениям.
1.Многотысячная толпа напиравшая на стражу прорвала цепь. 2. Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.
Проверь себя (слайд )!
1.Многотысячная толпа, напиравшая на стражу, прорвала цепь. 2.Я упоминаю об этом потому , что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям, не знавшим этого уголка Ялты. 3. Мимо нее гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов.
Задание 5. Картинная галерея
Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.
1.Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
2.Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.
3) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз
1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) И. И. Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Получившийся текст сравнивается с оригиналом.
1.Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.
2.Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.
3.На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель учителя: подвести итог урока, работы учащихся на уроке,
Цель учащихся: дать самооценку знаниям изученного материала
Рефлексия
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя - встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а) … .
Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!
7
Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Какова роль причастий в русском языке»