Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Урок проводится в 5 классе.Полностью соответствует ФГОС.Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.Планируемые результаты: Предметные:Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения(существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Русский язык

Класс - 5

Тема урока - Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения(существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания(тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: Изучение нового материала

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Подлежащие и сказуемое.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимоконтроля

1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу плодотворной работы на этом уроке.Слайд1.

-Откроем тетради запишем число и классная работа..

Демонстрируют готовность к уроку.


2.Мотивация

-Итак, начинаем наш урок. Послушайте меня внимательно.

Слайд 2Чтение стихотворения:Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

- О каких знаках препинания рассказывается в этом стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

-Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания. Оно применяется в грамматике многих языков.

В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину.

Слайд3

Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820-х годов.Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии, а тире это прежде всего знак препинания.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная.

3.Актуализация знаний

-Посмотрите на слайд, прочитайте предложения. Слайд 4 Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

- Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

(-Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы В них говорится о пользе книг.)

- Найдите в предложениях подлежащее.

-В первом и во втором предложении подлежащее книга.

- Найдите в предложениях сказуемое.

(-В первом предложении сказуемое мост, во втором - друг.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная

4.Целеполагание

- Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

(-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока - «Тире между подлежащим и сказуемым».Слайд5.)



Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

(Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд6.)




Формулируют тему и цели урока.

Фронтальная

5.Открытие нового знания

- Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.Слайд7. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

(-В первом предложении подлежащее книга и сказуемое мост выражены именами существительными.)Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

- В каком падеже стоят эти имена существительные?

(-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)

- Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

(-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.)

- Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Правило повторяется учащимися 2-3 раза.Слайд8



- Прочитайте новый материал в учебнике стр.79. Сравните его с нашим выводом.

А теперь вы разделитесь на три группы и составьте алгоритм нового правила.

Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы.



Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило.



Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

Фронтальная

6.Включение нового знания в систему

Слайд9. Упражнение 1. Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

(-К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.)

- Что в результате должно получиться?

(-В результате должны получиться предложения.)

- Что надо сделать с составленными предложениями?

(-Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.)

-Записываем пословицы в тетради, выделяем грамматическую основу.

-Сверяем, вот что должно было у вас получиться. Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Слайд10.

-А теперь каждый из вас самостоятельно вспомнит пословицы, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

- Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.

Упражнение 2. Слайд11.Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

- Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.



Слайд12.Конспект урока на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

-Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



Вспоминают пословицы, высказывают свои мысли, записывают в тетради.

Работают над орфограммами.

Составляют текст. Выполняют упражнение.





Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы.

Индивидуальная

7.Физкультминутка

Выполняется физкультминутка с мультимедийным персонажем.

Выполняют простые физические упражнения.


8.Продолжение закрепления

Упражнение 3. Работа в группах по карточкам:

1 группа

Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Старогольское - наше село. Оно красиво и любимо.

2 группа

Задание: Выделите грамматическую основу, какими частями речи она выражена?

Москва - столица России.

Москва гостеприимна и дружелюбна.

3 группа

Задание: Слово: Петербург. Составить два предложения с предложенным подлежащим, таким

Работают в группах по карточкам.

Групповая.

9.Рефлексия

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

Тире - это…

Открыл его ….

Сегодня на уроке я узнал…

В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире?

-Молодцы! А теперь возьмите ваши смайлы и оцените сегодняшний урок.

Заканчивают фразы, формулирую свои мысли. Работают со смайлами.


10.Домашнее задание

Слайд13. С.79 выучить правило, №171№172

Записывают домашнее задание


7


© 2010-2022