Правописание приставок ПРЕ-И ПРИ-

Конспект урока по русскому языку для 5 класса, объясняющий правила написания приставки пре и при в словах. Данный урок помогает формировать у учащихся умения различать эти приставки, а также развивает орфографическю зоркость и умение анализировать изучаемое правило. На уроке используется УМК под редакцией Бабайцевой В.В., из используемых технологий следует выделить ведущие: интерактивная (компьютерная и частично - поисковый метод), игровая, здоровьесберегающая.К уроку также имеется яркая, красо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области





Конспект урока русского языка по теме

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Класс: 5а

Дата проведения: 06.12.2011 года

Цели:

а) познавательная - познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв е и и в приставках пре- и при-;

б) практическая - начать формирование умения различать на письме приставки пре- и при-;

в) общепредметные - развивать умение анализировать изучаемое орфографическое явление; воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.

  • карточки с буквами: «И», «Е»;

  • музыка для физминутки.

  • компьютер, презентация «Приставка пре- и при-»

  • Памятка «Правописание ПРЕ- и ПРИ-

  • Карточки для выполнения домашнего задания

Технологии: частично - поисковый метод, интерактивная, игровая, здоровьесберегающая.

Ход урока:

I. Организационный момент: На доске написано число, классная работа.

1. Слово учителя.

"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл".

-Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.

«Смысл»

1.Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова);

2.Цель(в поступке нет смысла);

3.Разум, разумность(здравый смысл).

Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке

(См. Презентация «ПРЕ- и ПРИ», слайд…)

Перед корнем есть часть слова,

Слитно пишется она.

С её помощью, ребята,

Образуются слова.

II. Изучение нового материала

  1. Обозначение темы и целей урока.

-О какой части слова идёт речь?

Уч-ся: В этом стихотворении говорится о приставке.

-Правильно. Правописание каких приставок вы уже знаете?

-Неизменяемые приставки и приставки, оканчивающиеся на з, с.

-Посмотрите на слова, спроецированные на доске: пришёл, премудрый. Выделите приставки (пре, при). К какой группе, из изученных нами, они относятся?

-Нет их среди приставок, оканчивающихся на з,с и нет среди традиционных приставок.

-Правильно, хорошо рассуждаете. Значит, какой можно сделать вывод?

-Есть ещё группа приставок.

-Да, какая же?

-Приставки пре и при.

-Сформулируйте тему урока.

-Правописание приставок пре, при.

-Записываем тему урока в тетрадь. Цель вы сейчас сформулируете сами. А для этого проделаем такую работу. Посмотрите на слова, как вы думаете, почему в слове пришёл-при, а в слове премудрый-пре.

Дети говорят разные варианты ответов: ( при пишется в глаголах, а пре - в прилагательных; нет варианта ответа).

-Ответы у всех разные, но неверные. Какой же будет цель нашего урока?

-Узнать правописание приставок пре, при.

-Если только будем знать о правописании приставок пре-, при- этого достаточно, чтобы правильно писать и не допускать ошибок?

-Нет.

-Что мы ещё должны сделать?

-Научиться правильно их писать.

-Затем потренироваться самостоятельно.

-Узнать правило правописания приставок пре, при.

-Надо познакомиться с алгоритмом правописания приставок пре, при.

-Итак, приступаем к достижению наших целей. Правило несложное, поэтому вы выведите его сами.

2. Групповая работа.

Образуем группы. (получилось 4 группы). Я раздаю слова и картинки-помощники.

-Почему в приставках пишется буква е или и.

Ребята работают в группах. На столах картинки и слова.

1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.

2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.

3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.

4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.

5.Преградить, предавать, прервать.

Превысокий, прекислый.

-Что у вас получилось? Слушаю ответы учащихся.

-Слова в первом столбике указывают на приближение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова во втором столбике указывают на присоединение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в третьем столбике указывают на неполное действие, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в четвёртом столбике указывают на близость чего-либо, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в пятом столбике указывают на то, что пре можно заменить на пере и словом очень, поэтому пишется буква е в приставке. Слайд.

- Хорошо. Ребята, значит правописание приставок «пре-» и «при-» зависит от его лексического значения. Слайд.

3. Работа с учебным пособием.

-Откроем учебники и прочитаем правило.

Для того чтобы правильно писать буквы е, и в приставках пре- и при- необходим алгоритм действий.

-Послушайте образец ответа. (Раздаю маленькие памятки, которые ребята дома вклеивают в свой «справочник по грамматике»).

- Смотрим на наши слова.

Памятка «ПРЕ- или ПРИ-»

1.Внимательно прочитай слово и выдели приставку.

2.Определи значение приставки.

3.Если это значение приближения, присоединения, неполное действие, близость к чему-либо, то пиши букву и.

4.Если это значение близкое слову очень, можно заменить на приставку пере, то пиши букву е.

Я разбираю слово «пришли» по алгоритму.

Затем также по алгоритму разбирает слово ученик.

4.Отработка навыков правописания «пре и при» в упражнениях.

Работа с упражнением по учебнику. Слова написаны правильно, надо действовать по алгоритму.

5. Физкультминутка.

«ДЛЯ ГЛАЗ»
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

«ДЛЯ РУК И НОГ»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

5. Работа с интерактивной доской. Вставьте пропущенные буквы в слова, действуя по алгоритму.(комментированное письмо).

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_светлый образ.

Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.

  • Час обеда …. топот по двору раздался.

  • Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг …

  • Здравствуй, князь ты мой ...
    Что ты тих, как день ненастный?»

  • … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

  • Кто-то терем…да хозяев поджидал.

  • Он в другой раз закинул невод. … невод с травою морскою.

Справка: приближался, прелестный, прекрасный, приплыла, прибирал, пришел.

6. Рефлексия

-Итак, делаем выводы по уроку. Вернёмся к целям урока.

Мы должны были узнать о правописании пре-, при-.

Учащиеся делают вывод. «При-» пишется, если приставка обозначает:

1) Приближение;

2) присоединение;

3) неполное действие;

4) близость

Пре пишется, если приставку можно заменить на:

Пре- = очень;

Пре- = пере-

Достигли ли вы целей? Если всё понятно поднимите зелёный кружок, если что-то осталось непонятным- жёлтый и если ничего не поняли-красный.

7. Записываем домашнее задание.

Выполнение упражнения 154.

Это упражнение выполняется не по заданию учебника, а в форме таблицы, которую я раздаю на отдельных карточках.

В значении «приближение»

В значении «присоединение»

В значении «неполнота действия»

Значение близко к приставке пере-

Значение близко к слову очень



Задание: заполнить таблицу, Слова, которые не подходят ни под один столбик, выписываются отдельно.


© 2010-2022