- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание приставок ПРЕ-И ПРИ-
Правописание приставок ПРЕ-И ПРИ-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидерко Н.Е. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
4
Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области
Конспект урока русского языка по теме
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Класс: 5а
Дата проведения: 06.12.2011 года
Цели:
а) познавательная - познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв е и и в приставках пре- и при-;
б) практическая - начать формирование умения различать на письме приставки пре- и при-;
в) общепредметные - развивать умение анализировать изучаемое орфографическое явление; воспитывать потребность овладеть грамотным письмом
Оборудование:
-
УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
-
карточки с буквами: «И», «Е»;
-
музыка для физминутки.
-
компьютер, презентация «Приставка пре- и при-»
-
Памятка «Правописание ПРЕ- и ПРИ-
-
Карточки для выполнения домашнего задания
Технологии: частично - поисковый метод, интерактивная, игровая, здоровьесберегающая.
Ход урока:
I. Организационный момент: На доске написано число, классная работа.
1. Слово учителя.
"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл".
-Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.
«Смысл»
1.Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова);
2.Цель(в поступке нет смысла);
3.Разум, разумность(здравый смысл).
Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке
(См. Презентация «ПРЕ- и ПРИ», слайд…)
Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
С её помощью, ребята,
Образуются слова.
II. Изучение нового материала
-
Обозначение темы и целей урока.
-О какой части слова идёт речь?
Уч-ся: В этом стихотворении говорится о приставке.
-Правильно. Правописание каких приставок вы уже знаете?
-Неизменяемые приставки и приставки, оканчивающиеся на з, с.
-Посмотрите на слова, спроецированные на доске: пришёл, премудрый. Выделите приставки (пре, при). К какой группе, из изученных нами, они относятся?
-Нет их среди приставок, оканчивающихся на з,с и нет среди традиционных приставок.
-Правильно, хорошо рассуждаете. Значит, какой можно сделать вывод?
-Есть ещё группа приставок.
-Да, какая же?
-Приставки пре и при.
-Сформулируйте тему урока.
-Правописание приставок пре, при.
-Записываем тему урока в тетрадь. Цель вы сейчас сформулируете сами. А для этого проделаем такую работу. Посмотрите на слова, как вы думаете, почему в слове пришёл-при, а в слове премудрый-пре.
Дети говорят разные варианты ответов: ( при пишется в глаголах, а пре - в прилагательных; нет варианта ответа).
-Ответы у всех разные, но неверные. Какой же будет цель нашего урока?
-Узнать правописание приставок пре, при.
-Если только будем знать о правописании приставок пре-, при- этого достаточно, чтобы правильно писать и не допускать ошибок?
-Нет.
-Что мы ещё должны сделать?
-Научиться правильно их писать.
-Затем потренироваться самостоятельно.
-Узнать правило правописания приставок пре, при.
-Надо познакомиться с алгоритмом правописания приставок пре, при.
-Итак, приступаем к достижению наших целей. Правило несложное, поэтому вы выведите его сами.
2. Групповая работа.
Образуем группы. (получилось 4 группы). Я раздаю слова и картинки-помощники.
-Почему в приставках пишется буква е или и.
Ребята работают в группах. На столах картинки и слова.
1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.
2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.
3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.
4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.
5.Преградить, предавать, прервать.
Превысокий, прекислый.
-Что у вас получилось? Слушаю ответы учащихся.
-Слова в первом столбике указывают на приближение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова во втором столбике указывают на присоединение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в третьем столбике указывают на неполное действие, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в четвёртом столбике указывают на близость чего-либо, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в пятом столбике указывают на то, что пре можно заменить на пере и словом очень, поэтому пишется буква е в приставке. Слайд.
- Хорошо. Ребята, значит правописание приставок «пре-» и «при-» зависит от его лексического значения. Слайд.
3. Работа с учебным пособием.
-Откроем учебники и прочитаем правило.
Для того чтобы правильно писать буквы е, и в приставках пре- и при- необходим алгоритм действий.
-Послушайте образец ответа. (Раздаю маленькие памятки, которые ребята дома вклеивают в свой «справочник по грамматике»).
- Смотрим на наши слова.
Памятка «ПРЕ- или ПРИ-»
1.Внимательно прочитай слово и выдели приставку.
2.Определи значение приставки.
3.Если это значение приближения, присоединения, неполное действие, близость к чему-либо, то пиши букву и.
4.Если это значение близкое слову очень, можно заменить на приставку пере, то пиши букву е.
Я разбираю слово «пришли» по алгоритму.
Затем также по алгоритму разбирает слово ученик.
4.Отработка навыков правописания «пре и при» в упражнениях.
Работа с упражнением по учебнику. Слова написаны правильно, надо действовать по алгоритму.
5. Физкультминутка.
«ДЛЯ ГЛАЗ»
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
«ДЛЯ РУК И НОГ»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
5. Работа с интерактивной доской. Вставьте пропущенные буквы в слова, действуя по алгоритму.(комментированное письмо).
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_светлый образ.
Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.
-
Час обеда …. топот по двору раздался.
-
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг … -
Здравствуй, князь ты мой ...
Что ты тих, как день ненастный?» -
… к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
-
Кто-то терем…да хозяев поджидал.
-
Он в другой раз закинул невод. … невод с травою морскою.
Справка: приближался, прелестный, прекрасный, приплыла, прибирал, пришел.
6. Рефлексия
-Итак, делаем выводы по уроку. Вернёмся к целям урока.
Мы должны были узнать о правописании пре-, при-.
Учащиеся делают вывод. «При-» пишется, если приставка обозначает:
1) Приближение;
2) присоединение;
3) неполное действие;
4) близость
Пре пишется, если приставку можно заменить на:
Пре- = очень;
Пре- = пере-
Достигли ли вы целей? Если всё понятно поднимите зелёный кружок, если что-то осталось непонятным- жёлтый и если ничего не поняли-красный.
7. Записываем домашнее задание.
Выполнение упражнения 154.
Это упражнение выполняется не по заданию учебника, а в форме таблицы, которую я раздаю на отдельных карточках.
В значении «приближение»
В значении «присоединение»
В значении «неполнота действия»
Значение близко к приставке пере-
Значение близко к слову очень
Задание: заполнить таблицу, Слова, которые не подходят ни под один столбик, выписываются отдельно.