Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ

ТЕМА: ПРОВЕРКА  НАПИСАНИЯ  СЛОВ  С  БЕЗУДАРНОЙ  ГЛАСНОЙ. Цель урока:    ·         учить распознавать проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово; ·         повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников; развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей; формировать адекватную самооценку; воспитывать у школьников интерес к родному языку.   Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию,  карточки  с  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.

Цель урока:

  • учить распознавать проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово;

  • повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

  • развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей;

  • формировать адекватную самооценку;

  • воспитывать у школьников интерес к родному языку.

Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию, карточки с картинками из сказки.

ХОД УРОКА

  1. ОУрок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.рганизационный момент. - Ребята, у вас на парте лежат 3 изображения настроения. Я прошу вас выбрать одно из этих изображений, которое соответствует вашему настроению: Красное - отличное, жёлтое - спокойное, хорошее, зелёное - не очень хорошее.

ДУрок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.ля улучшения вашего настроения и для того, чтобы вы активнее работали я придумала хитрый приём- за каждый правильный ответ вы получите закладки - оценки и мы потом посмотрим, кто был самым активным учеником.

II. Выход на тему и задачи урока.

- Какие буквы вы видите?

На доске или на проекторе : а, о, е, е, и, я, э, ы, у, ю

(Буквы, обозначающие гласные звуки.)

- Сколько таких букв вы знаете?

(10 букв.)

- Сколько гласных звуков вы знаете?

(6 гласных звуков.)

- Назовите их.

( а, о, и, у, э, ы.) На проекторе

- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные.)

- Написание, каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение.

(Буквы, обозначающие безударную гласную)

- Как проверить безударную гласную?

Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.

-А как вы думаете, почему я так интересуюсь вашими знаниями о гласных?.

Тема: Проверка написания слов с безударными гласными.

( Появляется на проекторе)

А какие цели мы можем поставить?

(Научиться находить безударный гласный и проверять его.)

III Чистописание

- Какие слова зашифрованы в ребусах. (На проекторе)

Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.

Дрова, слова, сова.

- Что общего у этих слов?

(В этих словах 2 слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква О.)

-Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.

(Буквы а, в, о.)

- Назовите лишнюю букву.

(Буква в, так как а, о - обозначают гласные звуки, а в - согласный звук.)

Какие ещё буквы, обозначающие гласные звуки требуют проверки?

и, е, я

Чистописание.

На минутке чистописание мы сегодня запишем эти буквы каллиграфически правильно.

Тетрадь с наклоном положу. Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

На проекторе: а//о//и//е//я// ая//ие//ое//

Обратите внимание на нижнее соединение.

IV. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.

-Давайте составим алгоритм к этому правилу. С чего начнём?

(На проекторе постепенно появляются шаги алгоритма)

Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.

V. Закрепление пройденного материала.

- Рассмотрите кадры из фильма сказки. Как называется сказка? Кто ее автор?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. На проекторе полное название

- Полное название этого произведения « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». С отрывками из этой сказки вы уже встречались на уроках русского языка, когда выполняли упражнения из учебника. Сказка А.С.Пушкина будет путеводителем на нашем уроке и поможет достичь цели урока.
Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Пишите их в левый столбик, а в правый - проверочные слова.

«Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом».
«Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».

Ученики работают самостоятельно. Затем вместе с учителем разбирают задание.

Назовите, какие слова вы выписали?

Зеленый, над холмом, бежит, в волнах, на парусах.

Сравните у всех ли такая запись. На проекторе:

Зеленый - зелень
Над холмом - холм
Бежит - бег
В волнах - волны
На парусах - парус

Поставьте ударение.

- Какой вывод можно сделать?

(В безударном слоге пишется та буква, которая пишется в слове с ударным слогом.)

-Обратите внимание, а какие еще здесь есть орфограммы?

(Предлоги и сочетание «жи».)

Докажите, что «на» - предлог. Да, можно вставить другое слово. Например: На (раздутых) парусах.

Какой ветер раздувает паруса?

(Попутный.)

Что означает пожелание попутного ветра?

(Это пожелание удачи. Так говорят тому, кто отправляется в путь.)

VI. Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек и писатель, и книга, как наша сказка А.С.Пушкина. Попутный ветер нас несет к следующему заданию.

Прочитайте словосочетания. Какие орфограммы мы встретили здесь?

ч…дный остров; на проекторе

з…лотой орех;
ч…стые зубцы;
ш…рокое поле.

Теперь, ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово.

На запоминание дается 1-2 минуты. Затем слова первого столбца стираются.

- Запишите словосочетания по памяти.

Работа в парах.

Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. (На проекторе правильные словосочетания)

В слове «широкое» определите количество звуков и букв (7 букв, 8 звуков).

- Почему звуков больше?

- К слову «частые» подберите слово с противоположным значением (антонимы) - редкие.

К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы): «удивительный», «прекрасный», «восхитительный».

V. Физминутка

Ветер нам попутный дует. Море он опять волнует.

Ветерок сильней, сильней. И волна бежит быстрей.

Чайки белые летают и на волны приседают.

VI. - Много чудес происходило на острове. Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите: Какие строки о белочке из сказки Пушкина вы вспомнили?

«Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые…»

- В каком домике жила белочка?

В хрустальном.

- Что такое хрусталь? Зачитываем из словаря.

(Это такое особое стекло с красивым блеском и резьбой.)

На доске или проекторе:

дом, князь, белочька, выстраил, для, потом, хрустальный.

Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите ошибки в словах.

- На какие орфограммы допущены ошибки?
- Найдите ту орфограмму, о которой мы сегодня говорили.
- Какие слова здесь рифмуются. « Потом - дом ».
- Как правильно оформить запись стихотворных слов.

Слабые ученики получают карточки

Князь ______ потом
Выстроил
Проверяем.

- Найдите слова, в которых букв больше чем звуков. (князь, хрустальный)

- Подчеркните в этом предложении основу предложения и дайте характеристику этому предложению.

VII. Работа с карточками: (работа группами)

Карточки трёх цветов. Проверка будет с помощью шифра к каждой карточке.

Первая оранжевая.

Подчеркни буквы, которые подходят. Устно подбери проверочные слова.

  1. В бочку с сыном пос(о,а)дили, засм(а,о)лили, пок(о,а)тили.

  2. Только вым(а,о)лвить успела, дверь т(и,е)хонько заскр(и,е)пела.

  3. Три девицы под (а,о)кном пряли поздно в(е,и)черком.

Вторая зелёная.

Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

  1. Комаром оборотился. Пол…тел и зап…щал.

  2. Ветер вес…ло шумит, судно вес..ло б..жит.

  3. И желанная стр…на вот уж издали в…дна.

Синяя карточка.

Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.

  1. С берега душой печальной пров..жает бег их дальний.

  2. И за ними во дв..рец пол..тел наш молодец.

  3. остров на море л..жит, град на острове ст..ит.

Шифр для проверки: оранжевая

  1. а, о, а

  2. о, и, и

  3. о, е.

зелёная

  1. е, и.

  2. е, е, е.

  3. а, и.

синяя

  1. провожает - проводит

  2. дворец - двор

  3. полетел - полёт

VIII. Итог урока

- Как называется сказка, которая была для нас добрым попутчиком на уроке?
- Какие орфограммы мы повторили?
- Назовите тему нашего урока? (Безударные гласные в корне слова)
- Как проверяем безударную гласную в корне слова? (С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так, чтобы безударный стал ударным).

- Обратимся к тесту, которой будет своеобразным итогом урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».

ТЕСТ

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:

  1. К каждой гласной подобрать проверочное слово.

  2. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово.

  3. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

  4. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

  5. Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу цветом:

  • Красный -отлично усвоил материал

  • Жёлтый - не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.

  • Зелёный - еще нужно работать.

Покажите мне - сколько закладок оценок вы заработали на уроке.

IX. Дом. задание: творческим - подписать картинки, проверить безударные

гласные.

Любознательным - найти из сказки 10 слов с

безударными гласными и проверить их.

© 2010-2022