- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ
Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сколковская Е.А. |
Дата | 01.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА: ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.
Цель урока:
-
учить распознавать проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово;
-
повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
-
развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей;
-
формировать адекватную самооценку;
-
воспитывать у школьников интерес к родному языку.
Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию, карточки с картинками из сказки.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. - Ребята, у вас на парте лежат 3 изображения настроения. Я прошу вас выбрать одно из этих изображений, которое соответствует вашему настроению: Красное - отличное, жёлтое - спокойное, хорошее, зелёное - не очень хорошее.
Для улучшения вашего настроения и для того, чтобы вы активнее работали я придумала хитрый приём- за каждый правильный ответ вы получите закладки - оценки и мы потом посмотрим, кто был самым активным учеником.
II. Выход на тему и задачи урока.
- Какие буквы вы видите?
На доске или на проекторе : а, о, е, е, и, я, э, ы, у, ю
(Буквы, обозначающие гласные звуки.)
- Сколько таких букв вы знаете?
(10 букв.)
- Сколько гласных звуков вы знаете?
(6 гласных звуков.)
- Назовите их.
( а, о, и, у, э, ы.) На проекторе
- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные.)
- Написание, каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение.
(Буквы, обозначающие безударную гласную)
- Как проверить безударную гласную?
Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.
-А как вы думаете, почему я так интересуюсь вашими знаниями о гласных?.
Тема: Проверка написания слов с безударными гласными.
( Появляется на проекторе)
А какие цели мы можем поставить?
(Научиться находить безударный гласный и проверять его.)
III Чистописание
- Какие слова зашифрованы в ребусах. (На проекторе)
Дрова, слова, сова.
- Что общего у этих слов?
(В этих словах 2 слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква О.)
-Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.
(Буквы а, в, о.)
- Назовите лишнюю букву.
(Буква в, так как а, о - обозначают гласные звуки, а в - согласный звук.)
Какие ещё буквы, обозначающие гласные звуки требуют проверки?
и, е, я
Чистописание.
На минутке чистописание мы сегодня запишем эти буквы каллиграфически правильно.
Тетрадь с наклоном положу. Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
На проекторе: а//о//и//е//я// ая//ие//ое//
Обратите внимание на нижнее соединение.
IV. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.
-Давайте составим алгоритм к этому правилу. С чего начнём?
(На проекторе постепенно появляются шаги алгоритма)
V. Закрепление пройденного материала.
- Рассмотрите кадры из фильма сказки. Как называется сказка? Кто ее автор?
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. На проекторе полное название
- Полное название этого произведения « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». С отрывками из этой сказки вы уже встречались на уроках русского языка, когда выполняли упражнения из учебника. Сказка А.С.Пушкина будет путеводителем на нашем уроке и поможет достичь цели урока.
Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Пишите их в левый столбик, а в правый - проверочные слова.
«Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом».
«Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Ученики работают самостоятельно. Затем вместе с учителем разбирают задание.
Назовите, какие слова вы выписали?
Зеленый, над холмом, бежит, в волнах, на парусах.
Сравните у всех ли такая запись. На проекторе:
Зеленый - зелень
Над холмом - холм
Бежит - бег
В волнах - волны
На парусах - парус
Поставьте ударение.
- Какой вывод можно сделать?
(В безударном слоге пишется та буква, которая пишется в слове с ударным слогом.)
-Обратите внимание, а какие еще здесь есть орфограммы?
(Предлоги и сочетание «жи».)
Докажите, что «на» - предлог. Да, можно вставить другое слово. Например: На (раздутых) парусах.
Какой ветер раздувает паруса?
(Попутный.)
Что означает пожелание попутного ветра?
(Это пожелание удачи. Так говорят тому, кто отправляется в путь.)
VI. Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек и писатель, и книга, как наша сказка А.С.Пушкина. Попутный ветер нас несет к следующему заданию.
Прочитайте словосочетания. Какие орфограммы мы встретили здесь?
ч…дный остров; на проекторе
з…лотой орех;
ч…стые зубцы;
ш…рокое поле.
Теперь, ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово.
На запоминание дается 1-2 минуты. Затем слова первого столбца стираются.
- Запишите словосочетания по памяти.
Работа в парах.
Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. (На проекторе правильные словосочетания)
В слове «широкое» определите количество звуков и букв (7 букв, 8 звуков).
- Почему звуков больше?
- К слову «частые» подберите слово с противоположным значением (антонимы) - редкие.
К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы): «удивительный», «прекрасный», «восхитительный».
V. Физминутка
Ветер нам попутный дует. Море он опять волнует.
Ветерок сильней, сильней. И волна бежит быстрей.
Чайки белые летают и на волны приседают.
VI. - Много чудес происходило на острове. Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите: Какие строки о белочке из сказки Пушкина вы вспомнили?
«Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые…»
- В каком домике жила белочка?
В хрустальном.
- Что такое хрусталь? Зачитываем из словаря.
(Это такое особое стекло с красивым блеском и резьбой.)
На доске или проекторе:
дом, князь, белочька, выстраил, для, потом, хрустальный.
Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите ошибки в словах.
- На какие орфограммы допущены ошибки?
- Найдите ту орфограмму, о которой мы сегодня говорили.
- Какие слова здесь рифмуются. « Потом - дом ».
- Как правильно оформить запись стихотворных слов.
Слабые ученики получают карточки
Князь ______ потом
Выстроил
Проверяем.
- Найдите слова, в которых букв больше чем звуков. (князь, хрустальный)
- Подчеркните в этом предложении основу предложения и дайте характеристику этому предложению.
VII. Работа с карточками: (работа группами)
Карточки трёх цветов. Проверка будет с помощью шифра к каждой карточке.
Первая оранжевая.
Подчеркни буквы, которые подходят. Устно подбери проверочные слова.
-
В бочку с сыном пос(о,а)дили, засм(а,о)лили, пок(о,а)тили.
-
Только вым(а,о)лвить успела, дверь т(и,е)хонько заскр(и,е)пела.
-
Три девицы под (а,о)кном пряли поздно в(е,и)черком.
Вторая зелёная.
Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.
-
Комаром оборотился. Пол…тел и зап…щал.
-
Ветер вес…ло шумит, судно вес..ло б..жит.
-
И желанная стр…на вот уж издали в…дна.
Синяя карточка.
Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.
-
С берега душой печальной пров..жает бег их дальний.
-
И за ними во дв..рец пол..тел наш молодец.
-
остров на море л..жит, град на острове ст..ит.
Шифр для проверки: оранжевая
-
а, о, а
-
о, и, и
-
о, е.
зелёная
-
е, и.
-
е, е, е.
-
а, и.
синяя
-
провожает - проводит
-
дворец - двор
-
полетел - полёт
VIII. Итог урока
- Как называется сказка, которая была для нас добрым попутчиком на уроке?
- Какие орфограммы мы повторили?
- Назовите тему нашего урока? (Безударные гласные в корне слова)
- Как проверяем безударную гласную в корне слова? (С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так, чтобы безударный стал ударным).
- Обратимся к тесту, которой будет своеобразным итогом урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».
ТЕСТ
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
-
К каждой гласной подобрать проверочное слово.
-
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово.
-
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
-
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
-
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу цветом:
-
Красный -отлично усвоил материал
-
Жёлтый - не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
-
Зелёный - еще нужно работать.
Покажите мне - сколько закладок оценок вы заработали на уроке.
IX. Дом. задание: творческим - подписать картинки, проверить безударные
гласные.
Любознательным - найти из сказки 10 слов с
безударными гласными и проверить их.