Сценарный план урока литературы в 9 классе

       Урок литературы "Губительная сила страсти" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") дан в 9 классе на районном семинаре "Реализация идеи ФГОС на уроках русского языка и литературы".        На уроке ставились следующие цели: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей; развивать умение лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы; попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сценарный план урока литературы в 9 классе

по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Тема урока: Губительная сила страсти (по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Цели:

1. Формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

2. Продолжить работу по развитию умений лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.

3. Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний

мир, доказать, что страсть греховна, губительна, и сделать для себя определённые выводы.

4. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять

над ними.

Сверхзадача урока: прийти к выводу о том, что страсть греховна, неправедная жизнь влечёт за собой наказание, искушению способен противостоять только духовно сильный человек.

Не дай мне бог сойти с ума,

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

А.С.Пушкин

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: умение излагать содержание прочитанного сжато и выборочно; анализировать прочитанную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь одноклассников и учителя; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Основные понятия: алчность, страсть, соблазн.

Межпредметные связи: история, музыка, ИКТ, живопись

Ресурсы: Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ под ред. Г.И.Беленького. - 11-е идз., - М.: Мнемозина, 2010; Ведина Т.Ф. Словарь личных имён. - М.:ООО»Фирма «Издательство АСТ», 2000; В.И.Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка; репродукции иллюстраций к повести (Г.Епифанов, Н.Тырса, А.Н.Бенуа), аудиозапись оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»; мультимедийное оборудование.

Этапы урока

I.Организационный этап. (Приветствие обучающихся и включение их в учебную деятельность)

II.Целеполагание и мотивация.

- Наш урок я бы хотела начать с вопроса: знаете ли вы, что такое страсть? Запишите краткое определение этого слова в тетрадь. (Ответы учащихся).

-А теперь давайте посмотрим в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Сравните свои записи. «Страсть - алчность, безотчётное влеченье, необузданное, неразумное хотенье».

- Все ли слова в этом определении (толковании) вам понятны? (Обращение к словарю. Алчность - ненасытность, жадность, корыстолюбие)

- Я думаю, что со страстью, алчностью вы в своей жизни ещё не сталкивались, а вот соблазны, искушения вам уже знакомы. Назовите некоторые из них (искушение не делать уроки, желание скрыть правду от родителей, списать уроки, украсть…)

- Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? (Ответы учащихся)

- А со страстью, алчностью?

- А вы знаете, что думает об этом А.С.Пушкин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к его повести «Пиковая дама», написанной в 1833 году, которую вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку.

- Какая неоднократно повторяющаяся деталь в повести является символом страсти? (Карты - доминантная психологическая деталь)

- Карты - традиционный символ алчности и страсти.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Губительная сила страсти)

- Попробуйте определить цель урока. (Доказать, что страсть губительна, греховна и сделать для себя определённые выводы)

- В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять строчки из стихотворения А.С.Пушкина (Обращение к эпиграфу)

III. Актуализация знаний.

- Страсть к игре в этом произведении останется для нас непонятным, странным пороком, если мы не вспомним такой образ пушкинского Петербурга:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит…

- За этими строчками глубокий философский смысл: социальные различия, отсутствие свободы в действительности уравновешивались непредсказуемой свободой карточной игры. Послушайте, что об этом писал А.Пушкин в стихотворении «Но мне…» (Читает ученик)

Но мне досталася на часть

Игры губительная страсть.

Страсть к банку! Ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры -

Задумчивый, всю ночь, до света

Бывал готов я в эти лета

Допрашивать судьбы завет,

Налево ль выпадет валет.

Уж раздавался звон обеден,

Среди разбросанных колод

Дремал усталый банкомёт

А я нахмурен, бодр и бледен

Надежды полн, закрыв глаза

Гнул угол третьего туза.

-Непредсказуемая свобода карточной игры была характерной чертой петербургского общества к. 18 - н. 19 в.

О нравах петербургского общества давайте послушаем ребят из 1 группы.

1. Сообщение о нравах петербургского общества к. 18 - нач. 19 в.

- (Сообщение ученика).

- В конце 18 - начале 19 в. карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни. Проигрывались миллионные состояния, дома. В 1802 г. в Москве князь Александр Николаевич Голицын, мот, картёжник, светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урождённую Вяземскую), одному из самых известных московских богачей и щёголей - графу Льву Кирилловичу Разумовскому. Последовавшие за этим развод княгини с мужем и второе замужество придали скандалу громкий характер.

В 30-е годы открывались первые игорные дома. Азартные игры формально подвергались запрещению как безнравственные, хотя практически процветали.

О самых популярных карточных играх 19 века можно прочитать в «Переписке моды» Н.Страхова.

В России наиболее распространённой была карточная игра штосс (в 18 веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Именно в эту игру играли герои «Пиковой дамы».

Карты привлекали людей пушкинской эпохи не только надеждами на выигрыш, хотя жажда денег играла в карточной игре всегда большую роль. Становясь как бы моделью общественной жизни, карты сулили успех, удачу и, главное, власть.

- А вы знаете, что толчком к сюжетному замыслу «Пиковой дамы» послужил курьёзный случай, ставший известным Пушкину. Послушаем об этом ребят из 2 группы.

2. Сообщение ученика об истории создания повести.

«Пиковую даму» Пушкин читал своему другу П.В.Нащокину и ему же рассказывал, «что главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришёл к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучек поставил карты и отыгрался». Дальнейшее развитие повести всё вымышлено.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старухой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…»

-Ребята, как вы считаете, чем можно объяснить популярность повести?

Вывод: популярность повести объясняется не только занимательным сюжетом, но и реалистичным воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала 19 столетия.

- Интерес к этому произведению не угасаем до сих пор. Не раз оно было экранизировано, создана опера, спектакли не сходят со сцен театров, многие известные художники (Г.Епифанов, Н.Тырса, А.Н.Бенуа) иллюстрировали «Пиковую даму». Репродукции некоторых иллюстраций находятся на стенде,

возможно, взгляд художника поможет нам глубже понять замысел художественного произведения).

IV. Первичное закрепление.

- Давайте окунёмся в мир таинственной повести и эпоху, когда головы дворянской молодёжи кружились от слова «случай» и проследим, как Германн встал на этот роковой путь.

Работа с текстом.

- Чем примечателен главный герой повести? (Герман - человек заурядный: молодой инженер, сын обрусевшего немца. Отец оставил ему маленький капитал, который он мечтал утроить или даже усемерить. Единственное удовольствие - наблюдать за азартной игрой. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно - он был в душе игрок.)

- Что он говорит сам о себе? («Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»).Стр.74

- Какую характеристику дают ему другие персонажи? (Томский: «Герман немец: он расчётлив, вот и всё!») Гл.1, стр.74

- Какую характеристику даёт Германну автор? («…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив…он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…») Гл.2, стр. 81

- Выпишите ключевые слова, характеризующие натуру героя.

( Расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость.)

- Чем объяснить подобную противоречивость натуры пушкинского героя? (Герман совместил в себе бескрылую немецкую философию, лишённую поэзии («расчёт, умеренность и трудолюбие - вот мои три карты»), с сильными страстями русского человека).

- Но точнее всего исключительность Германна обнажит другое слово. Какое?( Игрок! Не картёжник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок. Умеющий выждать и сесть за стол тогда, когда решается судьба, и поставить на карту всё, вплоть до жизни.)

- Какова цель жизни Германа? (Покой и независимость).

- Какими средствами герой собирается достичь покоя и независимости до того, как услышал историю о трёх картах?

(До анекдота: расчёт, умеренность, трудолюбие, после: узнать тайну старухи, 3 верные карты - низкие способы достижения цели)

- Расскажите, как анекдот о трёх картах подействовал на Германа? (2 гл., стр.82) («Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…,не выходил из головы… и т.д., неведомая сила привлекла его к дому графини.»)

- О какой неведомой силе идёт речь? (Страсть, желание узнать тайну, желание разбогатеть)

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

- С этой минуты Германн себе уже не принадлежит. Что же приносится в жертву во имя «пробы» этого счастья? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним фразу Томского: «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». О каких злодействах словно догадывается Томский?

(Первое злодейство - обманутая Лизавета). Осуществление плана расчётливо начинается с растаптывания чувства Лизаветы Ивановны.

- Чем покорил Лизавету человек с «душою Мефистофеля? Почему она поверила ему? (Постоянство офицера, стоящего на прежнем месте, поселяют в её душу «трепет неизъяснимый». Письма же с «признанием в любви» заставили Лизавету, не искушённую в такого рода делах, поверить в честные намерения молодого незнакомца. Тем более, что Герман (немец!) правильно избрал предмет своей наигранной страсти: «Она была самолюбива…» стр. 80)

- Успел ли Германн полюбить Елизавету за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

(Да. Доказательством служат следующие строки: «Германн пожал её холодную безответную руку, поцеловал её наклонённую голову и вышел».)

- Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству?

(Ответ звучит из уст Лизаветы: «Деньги - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!» Для Германа Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини.)

- Испытывает ли он угрызения совести по отношению к Лизавете Ивановне? (Когда Германн услышал шаги Лизаветы, «в сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел». После смерти старухи « …но ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его»). (Выразительное чтение отрывка «Где же вы были»…стр.90-91)Можно не читать.

Вывод: Герой предал и погубил самое святое - любовь. (Вы знаете, как переводится на русский язык имя Лиза?) Имя Лиза переводится на русский язык как клятва. Герман её не выполняет, становясь тем самым клятвопреступником. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей.

- Кто является второй жертвой Германна? Почему? (Старуха. Германн виноват в её смерти.)

- Давайте послушаем выразительное чтение отрывка «Герман у старухи», стр.87-88.

- Мучают ли героя угрызения совести после смерти графини? («Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».)

Итак, второе преступление - убийство человека. На наших глазах происходит моральное падение героя. Он отвергает все нормы добра и зла ради единственного блага: торжества своего «я», и его «эгоизм приобретает черты маниакальной власти денег».

- Кто же третья жертва? Почему? (Сам Германн. Он убил любовь, убил графиню.)

- С какой целью Германн отправляется в монастырь на отпевание старухи и что при этом чувствует? (Гл. 5, стр.92)

-В это время ещё идёт борьба добра со злом. Но зло побеждает. В какой момент? Когда Германн узнаёт тайну трёх карт. От кого он её узнаёт?

- Была ли умершая старуха (её призрак) в комнате Германна? Или это было видение?

(- В том, что «Германн действительно имел видение», не сомневался Достоевский - вышло одно из природы Германна». То есть, о чём думал, то и появилось.

Рассмотрим сцену явления графини. Гл.5, стр.93.

Выпишите глаголы, с помощью которых автор описывает душевное состояние Германна после того, как он возвратился из трактира, где пил очень много. (Бросился на кровать, не раздеваясь, и крепко заснул; «проснулся уже ночью…и думал о похоронах графини»; не случайно он засветил свечку и записал своё видение». А теперь послушайте, как душевное состояние Германна передано в фрагменте из оперы Чайковского. (Звучит фрагмент из оперы Чайковского «Я пришла к тебе против своей воли…»)

- Опишите состояние Германна, узнавшего тайну трёх карт (6 гл., 1 абзац).

- Проследим психологическое состояние героя в эпизоде «Игра-поединок». Работа по рядам (в парах): 1 р. рассказывает о психологическом состоянии героя в 1 игре, 2 р. - 2 игра, 3 р. - 3 игра)

(1 игра: Германн, уверенный в том, что владеет тайной 3-х карт, немногословен. Его реакция на 1-ый выигрыш: «выпил стакан лимонаду - и отправился домой».

2 игра: Не произносит ни слова. Когда Чекалинский отсчитал ему огромную сумму денег, «Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился».

3 игра: «Германн вздрогнул…Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться». )

- Случайно ли выигрывают две карты?

- Что значит «обдёрнулся»?

(Поставил у себя вместо туза даму, проиграл).

- Не кажется ли вам, что Германн «обдёрнулся» ещё раньше? Когда? (Когда пошёл против себя, когда решился достичь покоя и независимости путём обмана, угроз, насилия над собой. Человеку с «профилем Наполеона» суждено было «обдёрнуться» в решающий момент своей жизни - как «обдёрнулся» и сам Наполеон, и тоже в момент самой азартной своей ставки.)

- Почему Германн проиграл? (Погубил любовь, погубил человека, погубил душу. Он не выполнил нравственных обстоятельств перед всеми: нарушил завет рода, понадеявшись чудесным образом разбогатеть, обманул Лизавету, обманом и угрозами получил тайну, обманывает Чекалинского, играя с ним как будто в честную игру. Пушкин проводит своего героя через испытания и вершит над ним этический суд.)

- К чему, по мнению автора, приводит «необузданное, неразумное хотенье»? (Страсть лишает человека воли, разума, разъедает душу, приводит человека к нравственной гибели.)

- Обратимся к эпиграфу. (Звучит эпиграф) Что противопоставляет автор безумной страсти обогащения? (Алчности, необузданной страсти накопительства автор противопоставляет иные ценности. Он убеждён, что величайшая радость нашей жизни - возможность работать, трудиться.

-От чего предостерегает нас автор этой повестью?

(Этой повестью А.С. Пушкин предостерегает нас от пагубной страсти обогащения нечестными способами.)

- Актуальна ли повесть в наши дни?

7.Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«О чём меня заставила задуматься повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»?, «Актуальна ли повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» в наши дни?»

8.Рефлексия.

-Какое открытие каждый из вас сделал сегодня на уроке? (Страсть греховна, неправедная жизнь влечёт за собой наказание, искушению способен противостоять только духовно сильный человек.)

- Спасибо за работу вашей души. Оценки за урок.












© 2010-2022