Урок-путешествие по русскому языку. Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе, посвященного Дню русского языка.Цель: расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.Задачи:1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.Тип урока: комбинированный, интегрированныйПредварительная работа:1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской пис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Климанова А. В.

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,

посвященного Дню русского языка.

Цель:

расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа:

1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

2) Прочитать житие о Кирилле и Мефодии.

3) Подготовить раздаточный материал

4) Подготовить сообщения (ученики)

Содержание урока:

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

(А. Куприн)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А.С. Пушкин)

Просвещение славян - одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)



Историческая справка.

Сообщения учеников:

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать - гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)





И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке - славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг - это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).


Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

-изучили русские письмена

-убедить людей в том, что им нужна эта азбука

-их не понимали

-услышали звуки славянской речи

-научить пользоваться ею

-им не помогали

-составили для славян особую азбуку

-открыть школы

-им препятствовали во всём

-перевели священные книги на славянский язык

-создать буквари

-их преследовали

-подготовить учителей


Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.

-Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9)

-А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (4)

-Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)





Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Работа в тетрадях

Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо - буквы.

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь - это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)

Урок-путешествие по русскому языку . Тема Всероссийский день русского языка (5 класс)


А теперь посмотрим,

Вопросы к классу:

-Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)

-Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)

-И труд этот подарил нам счастье чего? (Познания)

Афоризмы о русском языке:

- Давайте объясним каждое высказывание (фронтальная работа)

Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.

М. Ломоносов


Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн


Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Закрепление материала (викторина):

1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)

3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)

4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)

7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)

9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)

10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

Итог урока:

-Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.

Рефлексия

Я

УЗНАЛ(А)

ЗАПОМНИЛ(А)

СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.

Домашнее задание:

Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.

Всем спасибо за отличную работу и активность.

Сведения об авторе методической разработки:

Климанова Алина Владимировна - преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район; в 2013 году окончила Ейский педагогический колледж по специальности - «преподавание в начальных классах»; в настоящее время - студентка Адыгейского государственного университета по специальности - «филология».


© 2010-2022