Урок по литературе для 5 класса «П. П. Бажов - уральский сказитель. «Медной горы Хозяйка»»

Урок литературы в 5 классе по теме «П.П.Бажов - УРАЛЬСКИЙ СКАЗИТЕЛЬ. «Медной горы Хозяйка» является первым в системе уроков по программе «Литература 5-11 классы; под редакцией В.Я.Коровиной». Очень важно, чтобы урок знакомства с биографией сказителя прошёл в необычной форме. С этой целью подобраны интересные легенды разных народов о происхождении Уральских гор, о самобытности этого края. На уроке проводится большая словарная работа, даётся начальное представление сказа как литературного жанра, а...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»

УРАЛЬСКИЙ СКАЗИТЕЛЬ

(Урок литературы в 5 классе по программе «Литература 5-11 классы; под редакцией В.Я.Коровиной», 2006 год)

Цель: знакомство с биографией писателя, с жанром сказа (начальные представления); обучение навыкам аналитического чтения.

Оборудование: ПК, карта России, мультимедийный проектор, портрет, иллюстрации к произведениям, выставка книг, презентация.

Оформление доски: Уральский сказитель.

Павел Петрович Бажов (1879 - 1950)

План: 1.Рождение. (г. Сысерть Екатеринбургской губернии)

2.Учеба в 3-летней земской школе.

3.Учеба в Екатеринбургском духовном училище.

4.Учеба в Пермской духовной семинарии. (6 лет)

5.Учитель русского языка (15 лет)

6.Профессиональная писательская деятельность (В 60 лет)

1)1939 - «Сказы старого Урала» («Малахитовая шкатулка») - 14 сказов

2)Всего написано 56 произведений.

3)Главная тема: творчество и мастерство рабочих Урала.

Инверсия (латин. - перестановка) - необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе

особую выразительность.

Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях,

приключениях.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно

сочетание точных зарисовок быта и нравов со сказочно-фантастическим миром

фольклора.

1.Слово учителя о П.П.Бажове.

Сегодняшний урок хочу начать со стихотворения Е.Хоринской. Послушайте внимательно и скажите, о каком писателе мы с вами будем сегодня говорить.

Недалеко от Исети

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник -

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов

Кажется вот этот дом. (Бажовский)

Итак, 1) о каком писателе мы сегодня будем говорить? (П.П.Бажов)

2) Как вы это определили? (Копытце, огневушка, ящерки, Данило, шкатулка).

Павел Петрович Бажов (1879 - 1950) родился в семье горнозаводского мастера на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали своё дело, что такое «урок» и штраф, что такое «черный список» и телесные наказания. Но кроме теневых сторон жизни «работных людей» открывалось перед ними и нечто большее - вдохновение труда творческого. А сколько нравственной глубины в пословицах и поговорках о труде, которыми так и пересыпана речь старших, или в ехидных прозвищах, которые метко определяли человеческие характеры.

Долгими зимними вечерами с трепетом слушают ребята рассказы о таинственных фантастических помощниках в работе, о встречах рабочих с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку.

Родители, да дед с бабкой, много нужды и горя в жизни узнали, но парнишку берегли, даже за шалости не наказывали. Когда же пришло время учиться, отдали его в трехлетнюю земскую школу. Здесь учитель отличил способного и смекалистого мальчика, посоветовал родителям учить сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павку Бажова отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив училище, в 14 лет он поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. После её окончания Павел должен был бы стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет преподавал русский язык. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказами и легендами, позже он работал журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал профессиональным писателем. В 1939 г. (записать) была опубликована его первая книга - «Сказы старого Урала», так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович написал 56 произведений. Главной темой его рассказов стало творчество и мастерство рабочих Урала.

Пожалуй, он всё знал о родных местах. Любил здешние легенды. Вот, например, эту…

(Башкирская легенда - вставить) - рассказывает Аливанов Илья

Башкирская сказка

Жил-был великан. Он носил пояс глубокими карманами. Великан прятал в них все свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал» по-башкирски - пояс. Длина его 2500 километров. (Карта России)

Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Горы эти невысоки, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

Ещё одна легенда, полюбившаяся Бажову. Послушаем и посмотрим.

Презентация № 1 (рассказывает Иванов Юрий)

Легенда

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота меди, камней самоцветных … да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золота, самоцветов и драгоценностей осталось ещё целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились.

Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра - горным хрусталём переливаются, Рябинушка по осени рубином горит. И люди здесь живут, - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые… Именно таких мы встречаем в «Уральских сказах» П.П.Бажова.

Сказы Бажова принесли автору заслуженную славу. В Москве есть даже улицы «Имени Павла Бажова», «Малахитовая». По его произведениям созданы мультфильмы, опера К.Молчанова «Каменный цветок», одноименный балет С.Прокофьева. Художники любят иллюстрировать сказы Бажова.

Презентация № 2.

(Вставка - Палех)

Палех

Палех - небольшое село (ныне посёлок городского типа). До революции там писали иконы. Иконописцев всего было около 20 человек. Они выполняли заказы по всей России. В 1922 - 1923 годах в Москве были предприняты первые опыты по росписи чернолаковых предметов из папье-маше. В этих опытах принимали участие и палешане, то есть мастера из Палеха.

Изделия были показаны на выставках и имели большой успех. И в декабре 1924 года в Палехе была создана маленькая артель древней живописи. В неё вошли всего 7 иконописцев. Коллектив стал постепенно расти, и превратился в талантливый коллектив, искусство которого стало широко известно как у нас в России, так и за рубежом.

Палешане выработали свой художественный стиль. Основа росписи - черный фон, который проходит через все изображение, заканчивается рисунок золотыми и серебряными штрихами.

Очень разнообразна тематика произведений: героическая история нашего народа, русские песни, былины, сказки, сюжеты русской и зарубежной литературы.

В данный момент в Палехе имеется художественное училище.

2.Работа с текстом произведения.

1) Работа с понятиями «инверсия», «сказ», «сказка».

Сегодня мы познакомимся со сказом «Медной горы Хозяйка».

- Ребята, обратите внимание на название. Что необычного в нем? (инверсия - записать в тетради)

- Сравните: Медной горы Хозяйка и Хозяйка медной горы. (интереснее первое название, на первом место всегда ставится наиболее важное слово, автор подчёркивает, что героиня является действительно Хозяйкой, которая может помиловать, а может и наказать человека).

Бажов писал не сказки, а сказы.

- Скажите, чем отличается сказ от сказки?

Запись в тетради: 1) Герои - люди обыкновенные.

2)Фольклорная первооснова.

3)Рассказчик - человек из народа.

4)Волшебство и таинственность - неотъемлемые части повествования.

2) Прослушивание выразительного чтения портрета Хозяйки.

- Что необычного было в её внешнем облике?

- Что особенно удивило Степана?

3) Словарная работа:

Оба в горе робили - работали,

Артуть-девка - ртуть,

Слово молвить - сказать,

Парню забедно стало - обидно,

Перст - палец,

Хворал болел,

На глазах таял - худел,

Виду не оказывает - показывает.

4) Беседа:

- Как Степан объясняет, что он не боится малахитницу?

- Какой отрицательный герой появляется в сказке?

- Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка?

- Чем закончилось это событие?

- Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы?

- Как сложилась судьба Степана после встречи с хозяйкой?

- Чем интересен был для вас сказ?

3.Подведение итогов.

1.Вывод: Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. На них воспитывались не только ваши родители, но и даже бабушки и дедушки. Жизнь сказам Бажова предстоит долгая-предолгая.

2.Выставление оценок за урок.

© 2010-2022