Урок русского языка в 8 классе на тему Особенности обособления приложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Особенности обособления приложения.

Цель. 1. Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений.

2. Развивать навыки обособления приложений.

3. Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид: урок-практикум

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

Ход урока.

1.Орг. момент

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составлена на предыдущих уроках и имеется у каждого ученика на парте.

Приложения - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

Обособляются

Не обособляются

1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.

Человек дела, он всегда дорожил временем.

1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

3.Приложения, имеющие причинное значение.

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь - месяц крепких заморозков.

4. Закрепление (Запись на доске)

1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

1. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.

2. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.

3.Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.

4. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.

5. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили

6. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5.Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.

2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.

3. Течёт Волга река почти через всю страну.

4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.

5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

Ключ 1,3,5

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

1. Этим летом я поехал в Тарусу - тихий городок на Оке.

2. На собрании присутствовал почётный гость - знатный купец Прохор.

3. Яков Степанович - человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.

4. Шмидт - это человек, рождённый и воспитанный морем.

5. Остров затянулся туманом - серой неподвижной мглой.

Ключ 1,2, 5

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.

2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.

3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.

4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.

5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

6. Он работал как простой каменщик.

7. Составление кластера на тему «Обособленные приложения»

8. Тест на компьютере с использованием тестирующей оболочки «Познание» (по группам).

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка - любимое дерево русского народа.

В.И.Даль - ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды - живые цветы неба. Москва - столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

1. Бугорков любил Травкина, своего земляка-волжанина.

2. Остров затянулся туманом - серой неподвижной мглой.

3. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.

4. Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5.Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

Домашнее задание.1и 2 группы : упр.318

3 группа: выписать шесть примеров с обособленными приложениями и определениями из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

© 2010-2022