Проект Литература как средство развития творческой компетенции учащихся

Создание сборника творческих работ учащихся 5 класса по литературе .  "Пегас" (название самого сборника) является завершающим этапом проекта "Литература как средство развития творческой компетенции учащихся". Включает в себя 4 раздела: "Сказки", "Фантастический рассказ", "Иллюстрации", "Разное". В каждый из разделов включены работы детей за весь учебный год по курсу литературы за 5 класс. Целью данного проекта является реализация основных требований программы ФГОС "Школы 2100": развитие коммуник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

гимназия № 1 имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова

Карасукского района Новосибирской области










ПРОЕКТ


«Литература как средство формирования творческой компетенции учащихся»
















Автор: Е.В.Артюх, учитель

русского языка и литературы












Карасук - 2013-2014 уч.год


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Основа проекта.

2.1. Основные теоретико-литературные понятия.

2.2. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений.

2.3. Необходимость проекта.

2.4. Цели проекта.

2.5. Задачи проекта.

2.6. Вопросы, направляющие проект.

2.7. Участники проекта.

3. Этапы проекта.

3.1. «От литературного чтения к литературе». «Литература как искусство слова».

3.2. Анкетирование «Мое любимое произведение».

3.3. Исследовательская работа. Создание презентации.

3.4. «Я - автор». Создание художественного текста.

3.5. Выпуск сборника работ учащихся 5 «в» класса «Пегас».

4. Заключение.

5. Приложение. Сборник работ учащихся «Пегас»





























ВВЕДЕНИЕ


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…

В.А.Сухомлинский


Социально-экономические и политические перемены в России поставили перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Школа, работающая на будущее, ориентирована на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности.


Федеральные Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ:


воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данный проект нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Активное и эмоциональное проживание в образах книжных героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, проявить свой положительный потенциал, открывает возможность созидания ими своего внутреннего мира, а главное, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Умение любить и сопереживать - основа всех нравственных проявлений человека.


ОСНОВА ПРОЕКТА

Основные теоретико-литературные понятия:

литературные роды и жанры, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства художественного произведения: эпитет, метафора, гипербола, аллегория, сравнение.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Необходимость проекта.

Данный проект необходим, прежде всего:

учителям русского языка и литературы, администрации образовательного учреждения, учащимся пятых классов и родителям учащихся, как лицам, заинтересованным в создании благоприятных условий обучения для своих детей.


Цель проекта.


1. Способствовать формированию коммуникативных умений.

2. Развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество.

3. Развитие творческой компетенции учащихся.

4. Привить интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Задачи проекта.

1. Выявить у обучающихся знания о литературных жанрах и родах.

2. Развить познавательный интерес учащихся, творчество; умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

3. Развить критическое мышление.

4. Воспитать интерес и любовь к книге, к русской культуре,

вовлечь в создание проекта наибольшее количество учащихся.



Вопросы, направляющие проект


Проблемные вопросы:

Почему люди любят читать книги?

Все ли произведения одинаковые?

Может ли худ. произведение повлиять на жизнь человека?

Учебные вопросы:

С какими литературными жанрами вы знакомы?

Что такое худож. произведение?

Какие произведения вы читали?

Кто может быть главным героем худ. произведения?

Какое худ. произведение было для вас первым?

Чем литературная сказка отличается от народной?

Каковы особенности худ. текста?

Каких писателей вы знаете?

Чему учат нас литературные произведения?

Участники проекта - учащиеся пятого «в» класса, классный руководитель учитель литературы, родители учащихся.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:


1. «Литература как искусство слова». Тематические уроки. Знакомство детей с новым предметом.

2. Анкетирование «Моё любимое произведение».

3. Исследовательская работа. Создание презентации «Сходство и отличие народной и авторской сказки». Анализ текстов.

4. «Я - автор». Создание собственного худож. текста, знакомство с основными структурными понятиями текста (композиция, сюжет, завязка, кульминация, развязка). Создание иллюстраций к художественному произведению.

6. Выпуск сборника произведений учащихся 5 «в» класса «Пегас».

«От литературного чтения к литературе». «Литература как искусство слова»


На данном этапе ребятам были проведены тематические уроки, целью которых было показать отличие нового предмета «литература» от изучаемого ими в начальной школе «литературного чтения», дать представление о литературе как искусстве слова. Задача: познакомить учащихся с тем, что означает слово «литература», познакомить с новыми литературными терминами (роды, жанры). Наглядно продемонстрировать, в чем специфика литературы как вида искусства.


Анкетирование

С целью изучения литературной среды класса, выявления литературных предпочтений детей проводилось анкетирование «Мое любимое произведение». Основными вопросами были:

- Нравится ли вам читать книги?

- Какие произведения вы читали?

- Какие произведения запомнились/понравились вам больше всего?

- На каких литературных героев вы хотели бы быть похожи?

- Хотели бы вы написать своё произведение?

- О чем или о ком вы хотели бы написать?

- Хотели бы вы участвовать в создании сборника творческих работ 5-го класса?

Результаты анкетирования показали, что большая часть класса (20 человек) любят и хотят читать книги, в основном, 15 человек, отдали свои предпочтения жанру фольклора - сказке, были дети, желающие описать случай из своей жизни, одна девочка пожелала написать стихотворение. Абсолютно все дети - 26 человек - независимо от их желания создания своей творческой работы хотели бы участвовать в создании общего сборника.

Исходя из результатов анкетирования и явной заинтересованности детей в работе именно с жанром сказки, мы приступили к исследовательской работе.

Исследовательская работа. Создание презентации.

«Сходство и различие народной и авторской сказки»

Объектом нашего исследования стала теоретико - литературная проблема «Сходство и отличие народной и литературной сказки». Школьники рады были ощутить себя в новой роли исследователя. Они сопоставляли теоретико- литературные факты (конечно же, при взаимодействии с учителем), совершали первые свои «научные» открытия, определили черты, объединяющие народную и литературную сказки, находили их отличия.

Проект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихсяПроект Литература как средство развития творческой компетенции учащихся


Параллельно с выполнением компьютерной презентации ребята начали работу над созданием сборника своих творческих работ «Пегас».

«Я - автор»


Создание собственного худож. текста, знакомство с основными структурными понятиями текста (композиция, сюжет, завязка, кульминация, развязка).

Чтобы понять, в каком направлении формировать содержание будущего сборника, я решила провести ещё одно анкетирование. Тема анкеты: «Твое участие в создании сборника». Вопросы второй анкеты уже были более конкретными. Чтобы понять, какие разделы, рубрики будут в сборнике, я поинтересовалась тематикой сочинений. К предложенным в первой анкете вопросам добавила новые:

- Как будут называться ваши сочинения?

- О чем вы решили написать?

- Что бы ты предпочел: писать текст или создавать иллюстрации? (подчеркнуть)

- Предложи своё название сборнику.

В результате остановились на двух разделах: «Сказки», «Фантастический рассказ». Некоторые дети, по результатам анкетирования, предпочли бы нарисовать иллюстрации к изученным произведениям, испытывая трудности в написании текстов.

А так как одной из целью данного проекта является привлечение к нему как можно большего количества учащихся, было решено добавить еще один раздел - «Иллюстрации». Необходимость в добавлении раздела возникала также позднее, когда изучая детские работы, я столкнулась с проблемой отнесения их текстов к одному из уже заявленных жанров. Было решено сделать еще один раздел - «Разное». Сложнее было с названием самого сборника. Вариантов было много, но все они не отражали в полной мере содержания заявленной книги. Путем голосования остановились на нескольких вариантах.

Одинаковое количество голосов получили три названия: «Наше творчество», «На виражах творчества», «Сказки 5-го класса », «Пегас». При устном обсуждении остановились на последнем варианте.


Заключение


В итоге данный проект помог мне как учителю, не только реализовать современные требования к урокам литературы, направленные на развитие творческой компетенции учащихся, привлечь их к проектной деятельности, но и помог справиться с трудностями в мотивации детей к изучению, чтению и созданию текстов. Заинтересованные изначально в создании общей интересной работе дети с удовольствием слушали и (самое главное!) начали читать произведения, активно работали с текстами на уроках, создавали к ним свои иллюстрации, более охотно составляли свои.

Немаловажный вклад данный проект внес и в воспитание детей. Ведь, великодушие, благородство, милосердие, помощь нуждающемуся, умение прощать - важнейшие качества человека. Наделяя этими качествами своих вымышленных персонажей, дети невольно идентифицировали себя с литературными героями, стремились подражать им в своей жизни.

Перевоплощаясь в литературных героев, следуя за ними, ребята получали знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учились разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои художественных произведений помогали усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло - злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.













© 2010-2022