• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Уроки русского языка в 11 классе Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего, Повторение правописания чередующихся гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ

Уроки русского языка в 11 классе Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего, Повторение правописания чередующихся гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Методическая разработка урока русского языка

в 11 классе на тему: «Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего».









Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 173

Ахремцова А.И.











Санкт-Петербург

2014

















Методическая разработка урока русского языка

в 11 классе на тему: «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого».









Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 173

Ахремцова А.И.











Санкт-Петербург

2014















Методическая разработка урока русского языка

в 11 классе на тему: «Повторение правописания гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные. Подготовка к ЕГЭ».















Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 173

Ахремцова А.И.











Санкт-Петербург

2014

Разработка урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Повторение правописания гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные. Подготовка к ЕГЭ».

Цели: формирование умения правописания гласных в корне слова; повторение орфографии и пунктуации; подготовка к ЕГЭ.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Постановка целей и задач урока.

  2. Повторение словарных слов. Зрительный диктант.

Текст диктанта: аккомпанемент, претендент, привилегия, эксперимент, гуманистический, гуманитарный, гуманный.

Дополнительное задание: соотнести данные слова-паронимы (гуманистический, гуманитарный, гуманный) с предложенными лексическими значениями: а) относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; б) проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; в) относящийся к гуманизму как мировоззрению, свойственный гуманизму. Составьте с данными словами-паронимами словосочетания и предложения, учитывая их лексическое значение.

  1. Повторение материала по теме «Правописание гласных в корне».

Теоретический материал. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, река - реки, приземлиться - земли. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются непроверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю.

В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. В них под ударением, как правило, пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:

от ударения (гор - гар, зар - зор, клан - клон, твар - твор); от последующих букв или сочетаний букв (кас - кос, лаг - лож); наличия или отсутствия после корня суффикса А (бер - бир, дер - дир и т.д.); от значения корня. Чтобы успешно решать тест А14, нужно уметь различать эти орфограммы.



  1. Закрепление материала.

А) Анализ текста. Выборочный диктант.

Ночь была т..мна, т..пла. В т..мноте вн..зу кое(где) стояли ог..ньки и ц..рковно, стройно подымались и зам..рали песни. Песни сл..вались с тишиной и темнотой. Гремя, бежал там св..тящимися звеньями поезд, - тогда особенно чувствовалось, как глубока и ч..рна д..лина, - и постепенно см..лкал, пог..сал, точно ух..дил под землю…

Сады спали, т..инственно чернели, т..пло освещаясь ни..ким светом поз..ней луны. Когда мы входили в свой двор, луна гл..дела в него, блестя в черных стеклах галереи; каждый листик акаций возле флигеля, каждая веточка с уд..вительной четкостью и изяществом рисовала свою неподвижную тень на белой стене…

(По И.А. Бунину)

Дополнительные задания.

Определите стиль речи:

- научно-популярный;

- разговорный;

- публицистический;

- художественный.

Определите тип речи:

- повествование;

- рассуждение;

- описание.

Б) Поставьте ударение. Объясните написание проверяемых гласных корня.

Погл..щать, проп..лоть, д..лина, обн..жить, увл..чение, зал..пить, растр..пать, опред..ление, раст..лковать, распростр..нить, насл..ждаться, обн..вленный, возр..ждение, озн..меновать, прод..лжение, пренебр..жительный.

В) Решите тесты ЕГЭ. Пример:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Бл..днеть, б..чевание, пр..зидент

  2. Ц..ничный, бр..згливый, выст..лить

  3. Раств..римый, переск..чить, разр..стись

  4. Уд..вительно, прибл..жение, нас..ление

Сразу исключите те ряды, в которых есть корни с чередованием или словарными словами (второй и третий - корни с чередованием, первый - словарное слово президент) . Остается четвертый вариант: удивительно - диво, приближение - близко, население - поселит. Это и есть правильный ответ - 4.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.





При разработке урока использованы материалы изданий: Т.Г.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. М., 2013

Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 классы. М., 2010

И.А.Мурзина. Система уроков русского языка в 11 классе при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ. pandia/ru/text









Аккомпанемент, претендент, привилегия, эксперимент, гуманистический, гуманитарный, гуманный

Ночь была т..мна, т..пла. В т..мноте вн..зу кое(где) стояли ог..ньки и ц..рковно, стройно подымались и зам..рали песни. Песни сл..вались с тишиной и темнотой. Гремя, бежал там св..тящимися звеньями поезд, - тогда особенно чувствовалось, как глубока и ч..рна д..лина, - и постепенно см..лкал, пог..сал, точно ух..дил под землю…

Сады спали, т..инственно чернели, т..пло освещаясь ни..ким светом поз..ней луны. Когда мы входили в свой двор, луна гл..дела в него, блестя в черных стеклах галереи; каждый листик акаций возле флигеля, каждая веточка с уд..вительной четкостью и изяществом рисовала свою неподвижную тень на белой стене…

(По И.А. Бунину)

Дополнительные задания.

Определите стиль речи:

- научно-популярный;

- разговорный;

- публицистический;

- художественный.

Определите тип речи:

- повествование;

- рассуждение;

- описание.

Б) Поставьте ударение. Объясните написание проверяемых гласных корня.

Погл..щать, проп..лоть, д..лина, обн..жить, увл..чение, зал..пить, растр..пать, опред..ление, раст..лковать, распростр..нить, насл..ждаться, обн..вленный, возр..ждение, озн..меновать, прод..лжение, пренебр..жительный.

В) Решите тесты ЕГЭ. Пример:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Бл..днеть, б..чевание, пр..зидент

  2. Ц..ничный, бр..згливый, выст..лить

  3. Раств..римый, переск..чить, разр..стись

  4. Уд..вительно, прибл..жение, нас..ление









Методическая разработка урока русского языка

в 11 классе на тему: «Повторение правописания чередующихся гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ».















Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 173

Ахремцова А.И.











Санкт-Петербург

2014





Разработка урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Повторение правописания чередующихся гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ».

Цели: формирование и закрепление правописания чередующихся гласных в корне слова; повторение орфографии и пунктуации; подготовка к ЕГЭ.

Ход урока:

  1. Повторение орфографии и пунктуации. Комплексный анализ текста.

Откуда(то) набежавший ветер ра..слоил на запад.. тучи, и к длин..ой, в (пол)неба, щели прильнул (не)мигающий гла.. солнца. Он будто желал подсмотреть: стоит ли ему завтра сиять или спрятат..ся еще на денек? Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим пр..к..сновением вновь вернули природе смытые д..ждями краски. Вспыхнула бегучим пламенем пр..дорожная лесополоса, рас..ыпан..ой ртутью дождевых капель засв..ркал широкий луг, а за ним на той ст..роне, на крутом к..согоре, пожаром заг..релись окна больш..го особняка. (В)верху же, над ликующей д..линой, в..села радуга - огромная, расцвечен..ая пестрым лентами арка. Она вых..дила

откуда(то) из пр..брежных кустов и, (з, с)делав широкий, будто проведен..ый гиган..ским ц..ркулем, полукруг, уп..ралась другим концом, километра аж три, в сады какой(то) деревеньки.

Я (н..)когда не видел радуги поз..ней осенью. А такой пышной и праздничной, как эта, (не) пр..х..дилось видеть даже летом. Главное - она была совсем близко от нас. Ее концы уп..рались в землю не далее как в километре. И может быть оттого что радуга была так бли..ко она к..залась (не)обыкновен..о яркой и широкой. (По Е.Носову).

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите тему и основную мысль текста.

  3. Каким типом речи является данный текст?

  4. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

  5. Подберите синонимы к слову БОЛЬШОГО.

  6. Подберите антонимы к словам: БЛИЗКО, МОКРЫЙ, ШИРОКИЙ.

  7. Вставьте и объясните пропущенные буквы; выделите морфемы с пропущенными буквами.

  8. Расставьте знаки препинания в последнем предложении.

  9. В первом предложении найдите грамматическую основу.

Над каждым словом надпишите, какая это часть речи.

  1. Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.











Повторение теоретического материала.

В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными, которые нельзя проверять путем подбора проверочного слова. Выбор буквы в безударной позиции будет зависеть от определенных условий:

  1. От ударения:

Гор - гар: без ударения пишется О, под ударением - то, что слышится (загорелый, пригорать).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

Клан - клон: без ударения пишется О (преклонение, поклониться).

Твар - твор: без ударения пишется О (творить, творение).

Исключение: утварь.

Зар - зор: без ударения пишется А (зарница, озарить), под ударением - то, что слышится.

Исключение: зоревать.

  1. От последующих букв или сочетаний букв:

Кас - кос, лож - лаг: если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется А, если после корня стоит другая буква, то в корне пишется О (коснуться, прикосновение, касательная, касаться, изложение, излагать). Исключение: полог.

Раст - ращ - рос: перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О (расти, заросли)

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Скак - скоч: перед К пишется А (скакать), перед Ч пишется О (вскочил).

Исключения: скачок, скачу.

  1. От наличия или отсутствия после корня суффикса А.

Бер - бир, дер - дир, мер - мир, пер - пир, тер - тир, блест - блист, жег - жиг, стел - стил, чет - чит: перед суффиксом А пишется И (собирать, зажигать, настилать), в остальных случаях пишется Е (блестеть, зажечь).

Исключения: сочетать, сочетание.

Корни с чередованием А(Я) - ИМ(ИН): перед суффиксом А пишется

ИМ(ИН) (заминать, зажимать), в остальных случаях пишется А(Я): (замять, зажать).

  1. От значения.

Мак - мок: МАК используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым»: (макать хлеб в молоко), МОК - в значении «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

Равн - ровн: РАВН используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравняться), РОВН в значении «ровный, прямой, гладкий» (уровень, заровнять).

Плав - плов - плыв: О пишется только в словах ПЛОВЕЦ и ПЛОВЧИХА, Ы - только в слове ПЛЫВУНЫ, во всех остальных случаях пишется А (плавучесть, поплавок).



Использованная литература: Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы. М., 2010.













Повторение орфографии и пунктуации. Комплексный анализ текста.



© 2010-2022