Интегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против Базарова

Форма урока: урок-исследование Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели урока:   Образовательная: с помощью симметрии проанализировать образ Базарова; обобщить и систематизировать знания учащихся по симметрии и тригонометрическим функциям и роману И. С. Тургенева “Отцы и дети” Воспитательная: воспитать нравственные качества, гуманность, эстетические взгляды и положительное отношение к знаниям; Развивающая: самостоятельность, познавательность умений, частично – поисковую познавательную...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Кузыченко С.В., учитель математики

Кусалиева З.М., учитель русского языка и литературы

Форма урока: урок-исследование

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

  • Образовательная: с помощью симметрии проанализировать образ Базарова; обобщить и систематизировать знания учащихся по симметрии и тригонометрическим функциям и роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

  • Воспитательная: воспитать нравственные качества, гуманность, эстетические взгляды и положительное отношение к знаниям;

  • Развивающая: самостоятельность, познавательность умений, частично - поисковую познавательную деятельность, развитие умений творчески подходить к решению поставленных задач.

Ход урока

I. Организационный момент. (2мин)

Взаимное приветствие учителя и учеников.

II. Вступительное слово. (3мин)

Учитель литературы:

Л. Н. Толстой в трилогии "Детство. Юность. Отрочество" признается "Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? … Разве во всем в жизни есть симметрия?"

На нашем уроке мы предлагаем поразмышлять над этим вопросом.

Открыли тетради. Записали число…Классная работа.

Тема нашего урока: "Базаров против Базарова" (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети").

Цель урока: с помощью симметрии рассмотреть образ главного героя Евгения Базарова и выяснить, что лежит в основе архитектоники образа - гармония или дисгармония, симметрия или асимметрия. Обратите внимание на понятия, которые записаны на доске. Эти понятия будут ключевыми на сегодняшнем уроке.

Учитель математики: Известный математик Г. Вейль отмечал: "Симметрия является идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство".

Впрочем, не будем пытаться одной фразой сказать, что такое есть симметрия. Лучше давай посмотрим разные виды симметрии.

Здесь мы видим осевую, центральную симметрии. (Приложение1).

III. Сообщение учащегося. (3 мин)

О "Симметрии в графиках" нам расскажет….

(Выступление учащегося). (Приложение1).

IV. Работа в группах. (10 мин)

А теперь задание группам: построить график заданной функции и перечислить её свойства.

1 группа. Построить график функции у = cos x

2 группа. Построить график функции у = cos 2x, -Интегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против Базаровах<0Интегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против Базарова

3 группа. Построить график у = -cos x, 0<хИнтегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против БазароваИнтегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против Базарова

Перечислите свойства данных графиков:

1. Область определения.

2. Четность.

3. Непрерывность.

Обладает ли график данной функции симметрией? Если "да", то какой?

Какие из этих графиков более приятны взгляду? Почему?

Как сказал Фейнман Р.

Для человеческого разума симметрия обладает, по - видимому, совершенно особой притягательной силой.

Учитель литературы: Действительно, стремление к гармонии свойственно человеку. Любое произведение гармонично, потому что в основе лежит сочетание идеи и темы. Образ героя художественного произведения обладает своей композицией. Стремление к равновесию, гармонии свойственно и И. С. Тургеневу.

V. Сообщение учащегося. (3мин)

Дело в том, что Тургеневу в большой мере свойственно еще одно редкое качество: чувство симметрии, равновесия. Он дает нам, по сравнению с другими романистами, более обобщенную и гармоничную картину мира - не только потому, что обладает широким кругозором (он рисует жизнь разных слоев общества: крестьян, интеллигентов, аристократов, купцов), но чувствуется, что он еще привносит в свое изображение стройность и упорядоченность. Симметрия у Тургенева, как убеждаешься, когда читаешь, например, «Дворянское гнездо», торжествует вовсе не потому, что он такой уж великолепный рассказчик. Наоборот, иные из его вещей рассказаны плохо. В них встречаются петли и отступления, «…мы должны попросить у читателя позволение прервать на время нить нашего рассказа», - вполне способен заявить он. И дальше на сорока страницах - запутанные невразумительные сведения про прадедов и прабабок, покуда мы наконец снова не очутимся с Лаврецким в городе О., «где расстались с ним и куда просим теперь благосклонного читателя вернуться вместе с нами». Хороший рассказчик, представляющий себе книгу как последовательность эпизодов, никогда бы не пошел на такой разрыв. Но для Тургенева его книги - вовсе не последовательность эпизодов, он рассматривал их как последовательность эмоций, исходящих от центрального персонажа. Какой-нибудь Базаров или Харлов, представленный вживе пусть всего лишь однажды, в углу железнодорожного вагона, сразу приобретает первостепенное значение и словно магнит притягивает к себе разные предметы, казалось бы, ничем между собой не связанные, но, как ни странно, складывающиеся в одну картину. Связаны здесь не сами предметы, а чувства, и когда, прочитав книгу, испытываешь эстетическое удовлетворение, достигается оно потому, что у Тургенева, несмотря на все слабости повествовательной техники, необыкновенно тонкий слух на эмоции, и даже когда он пользуется резким контрастом или от описания действий героев вдруг переходит к красотам лесов и небес, все равно благодаря глубокому авторскому пониманию получается правдивая, слитная картина. Он никогда не отвлекается на несущественное, на передачу ложного чувства или на лишнюю смену декораций.

Именно поэтому его романы не просто симметричны, но и по-настоящему нас волнуют. Его герои и героини относятся к тем немногим героям художественной литературы, в чью любовь мы верим. Это чистая и сильная страсть. Любовь Елены к Инсарову, ее тревога, когда он не приходит, отчаяние, которое она испытывает, укрываясь в часовне от дождя, смерть Базарова и горе его стариков родителей, - все это остается с нами, как пережитое. Но при всем том личность не выступает на первый план, одновременно происходят и разные другие события. Гудит жизнь в полях; лошадь грызет удила; кружась, порхает бабочка и садится на цветок. Мы видим, хоть и не приглядываемся, что жизнь идет своим чередом, и от этого только глубже наше сочувствие людям, составляющим всего лишь малую часть большого мира. В какой-то мере это, конечно, обусловлено еще и тем, что герои Тургенева сами глубоко сознают свою связь с миром за пределами их личности.

Архитектоника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική - строительное искусство) - построение художественного произведения.

VI. Работа в группах. (12мин)

Учитель литературы:

Архитектоника романа "Отцы и дети" создана путем строгого отбора сцен, соподчиненных главному герою.

Композиция еще примечательна и тем, что в ней воспроизводятся странствия героя. Какие места посещает Базаров?

Презентация.

Учитель литературы:

Автор здесь использует кольцевую композицию. С какой целью автор использует такую композицию?

(Тургенев дважды проводит героя по кругу к тем же людям, в схожие ситуации и каждый раз подвергает своего героя испытаниям).

Через какие испытания проходит герой?

Испытание чувством прекрасного (искусство и природа).

Испытание "пошлостью" (Кукшина и Ситников).

Испытание любовью (Одинцова).

Испытание временем (родители)

Что преобладает в Базарове в первом круге и во втором (вписать в круг).

Давайте посмотрим, каким предстает Базаров в первом странствии и во втором. А сделаем мы это, наблюдая за тем, как произносит Базаров слово "романтизм".

VII. Проверка домашней работы по группам. (3мин)

Как вы думаете, сохраняет ли герой душевную гармонию или "ум" с сердцем не в ладу?

Как герой проходит эти испытания? Меняется ли он? Почему, как замечает отец героя, "не то что недоволен или сердит, а огорчен, грустен! Вот что ужасно"?

VIII. Итог урока. (7мин)

Учитель литературы: Тургенев проверяет на прочность взгляды Базарова - нигилиста. Изменился ли герой? Согласны ли вы, что в романе Базаров против Базарова?

Что одерживает победу? Прокомментируйте эпиграф. 10 слайд

"… в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане, чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было" (И. С. Тургенев)

"… ну, и равновесие нарушено" (И. С. Тургенев)

Согласны ли вы с тем, что равновесие героя нарушено?

Вывод.

(Выступления учащихся).

Действительно, гармония героя с окружающим миром нарушена. Во второй части внешний конфликт становится внутренним. Базаров нигилист борется против Базарова романтика, которого он осознал в себе, и не знает чем заполнить пустоту, которая образовалась в его жизненном чемодане.

(Вывод самостоятельно записать в тетради)

Учитель математики: В жизни не бывает абсолютной симметрии. Все ромашки на лугу одинаковы, но, конечно, они не совсем одинаковые. И каждая из них не совсем симметрична.

Вот и у нас два симметричных круга, но они не одинаковые, поскольку эти круги мы рассматриваем во временном пространстве, а Базаров со временем меняется, как меняется со временем и каждый человек.

Давайте посмотрим на графики, которые вы построили в начале урока. А ведь это - графический образ Базарова. Здесь и странствие по первому кругу, и душевные волнения, смятение чувств, пустота и уже изменившийся Базаров.

А что на графике может означать конечная точка графика?

Домашнее задание. (2мин)

Учитель литературы:В чем причина гибели Базарова? Подумайте над вопросом: когда в романе впервые появляется тема смерти и кто погибает духовно?

Учитель математики:Решить графически систему уравнений

Интегрированный урок по литературе, алгебре по теме Базаров против Базарова

Эпилог.

Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия не составила исключения. Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет внутреннее содержание прекрасного. Симметрия воспринимается нами, как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

В заключение урока мы посмотрим презентацию о симметрии в окружающем нас мире. 2).

Выставление оценок.



© 2010-2022