Интеллектуальная игра по русскому языку Знаешь ли ты театральные слова?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий игры: «Знаешь ли ты театральные слова?»

Автор: Крылова Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 2» г.Саратова

Задачи:

- формировать представление учащихся о театре, как о виде искусства;

- познакомить детей с профессиями (артист, режиссер, костюмер, художник-декоратор, музыкант) и помещениями театра (зрительный зал, сцена);

- развивать интерес к театрально - игровой деятельности;

- обогащать словарь по лексической теме «Театр»;

- обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.

Словарная работа: пальчиковый, настольный, теневой, кукольный, афиша, перевоплощение, кукловод, гример, костюмер, режиссер, музыкант, художник-декоратор, занавес, драматический, балет, опера, декорации, грим, роль, актер, маска, зрители, зрительный зал, театральная касса, сцена, оркестр.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор.

Ход игры

Ведущий: 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра. Это официальный день его рождения. Однако на самом деле театр в России зарождается значительно раньше - с праздников и обрядов. Различные празднества сопровождались играми, песнями, плясками. Со временем эти игрища стали занимать в повседневной жизни людей всё больше места. Как устроен современный театр, какие помещения есть в нём и какие они носят названия? Предлагаю всем участникам игры разделиться на 2 группы и приступить к нашей игре! Выберите капитана команды и придумайте название своей команды. Приглашаю вас за столы, где вы будете совещаться и оформлять свои ответы.

Задание 1.

Ведущий: Предлагаю каждой команде перечислить профессии тех, кто помогает создавать спектакль. Время выполнения задания - 5 минуты. Побеждает команда, назвавшая верно наибольшее количество профессий.

(артист, костюмер, художник, музыкант, артисты балета, артисты-исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артисты театров мимики и жеста; травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек); артисты цирков и концертных организаций: акробаты-эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты-артисты всех наименований, артистки-вокалистки (солистки), художник-конструктор, художник-модельер театрального костюма, художник-скульптор, художник-декоратор, художник-бутафор, бутафор-декоратор, заведующий труппой, звукооператор, столяр, помощники режиссера; помощники главного режиссера по труппе; заведующие музыкальной частью; дирижеры; концертмейстеры по классу вокала; концертмейстеры по классу балета; репетиторы по вокалу; репетиторы по балету; аккомпаниаторы-концертмейстеры; ассистенты режиссера, балетмейстера, хормейстера, дирижера; суфлеры; библиотекари; звукорежиссеры; дикторы театров; старшие администраторы; администраторы; гримеры-постижеры; костюмеры; реквизиторы; старшие техники; техники; электроосветители; монтировщики сцены; старшие редакторы; редакторы; художники-оформители; фотографы; ремонтировщики-настройщики музыкальных инструментов, ассистенты в другом номере, аттракционе или коллективе; репетиторы цирковых номеров; инспекторы манежа; униформисты; рабочие по уходу за животными, дрессировщики, оператор звукозаписи, униформист, агент по снабжению, кастелянша, закройщик, макетчик, монтировщик сцены, стенографистка, машинистка, машинист сцены, портной по пошиву театральных костюмов; швея по ремонту театральных костюмов; обувщик по изготовлению сценической обуви; уборщик, техник по радиооборудованию, пропитчик (по огнезащитной пропитке), газосварщик; кровельщик, Подсобный рабочий; лифтер; маляр, обойщик мебели; паркетчик; плотник; полотер; каменщик; штукатур; облицовщик; мраморщик; слесарь; стеклопротирщик; стекольщик; столяр; токарь; электромеханик; электромонтер; электросварщик; машинист котельной; оператор котельной; красильщик; жестянщик; резчик по дереву; аккумуляторщик; отделочник; машинист установок)

Задание 2.

Ведущий: Все мы с вами в театре являемся зрителями и приходим на спектакль по заранее купленному билету. На входе нас встречает сотрудник театра и проверяет билет. Назовите его профессию. Время выполнения - 1 минута. (Капельдинер)

Задание 3.

Ведущий: Мы с вами входим в театр и обязательно направляемся в гардероб, а затем проходим в зрительный зал. Предлагаю командам дать определения словам, обозначающим наименования театральных помещений.

Фойе, сцена, ложа, фурка, партер, арьерсцена, авансцена, бельэтаж, бенуар

Фойе - помещение в театре, кинотеатре, цирке, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления, а также для отдыха публики во время антракта.

Сцена - от греч. skene - балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле - внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»).

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделенная от соседних боковыми перегородками или барьерами. Исторически ложа представляла собой небольшое помещение с отдельным входом, в некоторых случаях ведшим через небольшую прихожую, где можно было оставить одежду или даже провести время в антракте. Это помещение называлось аванложей. Ложи располагались как на уровне партера (ложи бенуара), так и на более высоких ярусах (первый из которых, наиболее престижный, назывался бельэтажем). Во многих театрах предусматривались привилегированные ложи - царская (королевская, президентская), губернаторская, директорская, находившаяся в распоряжении руководства театра. Другие ложи чаще всего абонировались богатыми и знатными ценителями на весь сезон. Преимущество ложи состояло не только в отдельном входе, но и в возможности наблюдать за сценическим действием, в меньшей степени обнаруживая себя.

Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Партер (фр. parterre - на земле) - нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

Арьерсцена - пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Авансцена - пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля.

Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Бельэта́ж (фр. bel «прекрасный», «красивый» и фр. étage «этаж», «ярус»): составная часть зрительного зала современного театра, нижний ярус балконов над партером, амфитеатром и бенуаром. Балконы, расположенные выше бельэтажа, носят название первого, второго и т.д. ярусов

Бенуар (от фр. baignoire) - часть зрительного зала в театре, ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Задание 4.

Ведущий: В театре нас окружает целый мир понятий, которые редко встречаются нам в повседневной жизни. Предлагаем вам проверить свои знания в следующих театральных словах:

Кулисы, бутафория, рампа, реквизит, занавес, мизансцена

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену.

Бутафория - специально изготовленные предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Рампа - система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком.

Реквизит - предметы сценической обстановки (за исключением декораций и костюмов), которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы.

Мизансцена - в широком, общепринятом смысле слова - совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Мизансцена - в широком, общепринятом смысле слова - совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров.

Задание 5.

Ведущий: Сегодня вы открыли для себя много новых театральных слов. Предлагаю вам составить небольшое стихотворение о театре в жанре японского синквейна, которое состоит из пяти строк. В нем отсутствует рифма.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример:

Театр
оперный драматический
поют, играют, представляют
вся жизнь, а мы актеры
искусство.

Время выполнения задания - 5 минут.

Подведение итогов.

Крылова С.Г., МОУ «Гимназия № 2», г. Саратова



© 2010-2022