Сценарий урока по теме Светлый образ матери в творчестве С. А. Есенина

  Одним из произведений поэта, в котором, при всем ощущении греховности, мятежности своей жизни, лирический герой высказывает надежду на свое духовное возрождение  стало «Письмо матери». Оно не относится к философской лирике, но в нем также выразился свойственный Есенину философский взгляд на реальность. Все чаще в творчестве Есенина звучали мотивы осознания виновности на кому-то нанесенные обиды, скандалы и прочее. «Письмо матери» носит исповедальный характер, как и вся лирика Есенина, и покаян...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светлый образ матери в творчестве С. А. Есенина


А. А. Рахимова, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГПОУ «Забайкальский многопрофильный техникум», г. Чита, Забайкальский край


Цели:

- обучающие: пробудить интерес к лирическим стихотворениям Есенина, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, матерью;

- развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения и текстологического анализа поэтического произведения;

- воспитательные: дать почувствовать, что стихи Есенина созвучны нашему времени, живы и близки каждому.

Оборудование: фильм В. М. Шукшина «Калина красная», презентация по теме урока; фильм, снятый студентами «Слово о маме».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Сценарий урока по теме Светлый образ матери в творчестве С.А. Есенина

Мы будем вечно прославлять ту женщину,

чье имя - мать.

Муса Джалиль




Структура урока:


  1. Организационный момент


  1. Сообщение темы и целей урока


  1. Вступительное слово преподавателя

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать творчество С. А. Есенина. Хочу предложить вашему вниманию фрагмент из фильма В. М. Шукшина «Калина красная». Ваша задача - просмотрев, ответить на вопрос: какой образ в творчестве С. А. Есенина мы будем сегодня рассматривать на уроке?

2. Просмотр эпизода из фильма В. М. Шукшина «Калина красная» о том, как Егор просит Любу съездить в Сосновку к старухе Куделихе и расспросить ее о том, как она живет.

Предполагаемый ответ студентов ( речь пойдет об образе матери в творчестве С. А. Есенина).

  1. Записывают тему и эпиграф урока в тетрадь.


  1. Работа над темой урока


  1. Беседа со студентами:

- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери». Что такое письмо? ( Письмо - это жанр общения)

Преподаватель предлагает одному из студентов посмотреть лексическое значение данного слова по словарю.

- О чем пойдет речь в стихотворении, судя по его названию? ( О письме к матери)


  1. Выразительное чтение студентом стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»


  1. Беседа со студентами:

- Какую картину вы увидели при прочтении стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»?

- Разделите стихотворение на композиционные части. Озаглавьте каждую часть (В стихотворении три композиционные части. Первая часть: лирический герой в письме к матери сообщает о том, что он знает, что его мать ходит постоянно на дорогу, чтобы встретить своего сына, потому что скучает о нем и тревожится. Ей часто приходит во сне видение о его гибели. Отсюда предчувствие Есенина о своей смерти). Вторая часть: лирический герой мучается своими собственными противоречиями. Звучит мотив осознания за нанесенную обиду. Отсюда раскаяние самого Есенина. Третья часть: звучит надежда лирического героя на свое духовное обновление, на излечение душевных ран материнской любовью. Студенты приводят примеры из текста. Речь идет о кольцевой композиции: мать-сын-мать)

- Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» построено на противопоставлении тихого лада, связанного с миром матери и родного дома ( свет), и греховной городской жизни героя ( тьма). Заполните таблицу, подобрав эпитеты из текста к слову тьма и свет.

- Что такое эпитет? ( Преподаватель предлагает выполнить задание)

Прием «Сложи пазлы» ( Задание: найти соответствие литературоведческих терминов)

1. Эпитет

а) сопоставление предметов, явлений, действий по каким- либо свойствам

2. Олицетворение

б) художественное сопоставление

3. Сравнение

в) перенесение свойств живого существа на неживое

4. Гипербола

г) преувеличение

Свет

Мрак

несказанный свет

низенький дом

белый сад

рассвет

помощь

отрада

тревога

вечерний синий мрак

кабацкая драка

финский нож

тягостная бредь

горький пропойца

тоска мятежная

ранняя утрата и усталость


- Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» носит исповедальный и покаянный характер, как и вся лирика поэта. Перед нами есенинский вариант библейской истории о блудном сыне.

Сценарий урока по теме Светлый образ матери в творчестве С.А. Есенина

Чтение преподавателем притчи о блудном сыне.

- На какие три периода можно разделить жизненный путь младшего сына (Первый- неразумие грешника; второй- нищета; третий- покаяние и прощение)

- Как вы понимаете смысл фразы младшего сына: «Отче, дай причитающуюся мне часть имения» (Он потребовал ту часть наследства, которая принадлежала ему только после смерти отца. Это было явное отсутствие уважения к родителю. Смысл фразы заключается в том, что отдай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я не могу ждать, когда ты умрешь. Я уже взрослый и мне не нужен отец)

- По требованию сына отец разделил наследство между сыновьями Почему он это сделал? ( Возможно, потому что знал, что запрет только усугубит дело. К тому же, благодаря разделу состояния, отец со своей стороны не испортил отношений с сыном)

- Что сделал сын в далекой стране? ( Растратил «все»- не только материальное состояние, но и духовное- разум и веру)

- Что заставило его вспомнить об отце? ( Голод). Блудный сын не сразу нашел правильное отношение к отцу, но зато нашел правильное направление. Какое? ( Блудный сын осознал себя грешником и нашел силы отправиться домой)

- Как отнесся к блудному сыну отец? ( Он с радостью принял сына, так как видел сердце сына и его внутреннее раскаяние)

- Можно ли старшего сына назвать блудным сыном? Почему? ( Можно. Старший сын был трудолюбив, верен в исполнении своих обязанностей по отношению к отцу, но в мыслях он тоже мечтал о том, о чем мечтал когда-то младший сын - об искушении. И главным его недостатком было отсутствие любви к своим родным)


  1. Работа над языковыми средствами в тексте:

- Найти в тексте незнакомые слова. Объяснить их значение ( Шушун- женская верхняя одежда в виде распашонки)

- В тексте есть слова- образы, которые мы называем символами. Эти слова- символы несут какое- то значение в тексте.

Преподаватель предлагает студентам найти их в тексте и определить символическое значение.

- Что хотел показать Есенин в этом стихотворении? ( В стихотворении развивается вечная тема материнства, тема сыновства. Мать и сын взаимосвязаны. Через письмо, жанр послания, через обращение сына к матери Есенин показывает, что мать и сын- это единое целое. Образ матери -утешительницы и образ кающегося сына)

- Данное письмо получило отзвук в современной жизни ( Преподаватель предлагает просмотр видеоролика «Рисунок на песке» в исполнении песни Ю. Лозы «Письмо матери»)


  1. Подведение итогов урока

Прием «Свободный микрофон»

- Какое главное чувство возникло у вас после прочтения стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»?

Просмотр фильма, снятого отдельными студентами «Слово о маме».


  1. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть; подобрать иллюстрации к стихотворению



© 2010-2022