А. Грин. Краткие сведения о писателе. «Алые паруса». Контраст как способ показа мироощущения героев

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: А.Грин. Краткие сведения о писателе. «Алые паруса». Контраст как способ показа мироощущения героев.

ЦЕЛЬ: образовательная: сообщить сведения о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навыки восприятия музыки и умений работы с учебником; формировать ассоциативные связи с другими произведениями литературы;

развивающая: развивать внимание, образное мышление;

воспитательная: воспитывать эстетические и нравственные качества.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

На доске написаны слова В.Шкловского: «[Грин] за свою жизнь был писателем, банщиком, портовым рабочим, сплавщиком, принимал участие в революции, сидел в каторжной тюрьме» и К.Паустовского: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя».

Беседа: - Что можно сказать о человеке, если судить по характеристике, которую дал ему Шкловский?

- Что дополняют к этой характеристике слова К. Паустовского?

4. Работа над темой урока

1) Обращение к учебнику. Подготовить ответы на вопросы (работа в парах) о том, из какой семьи происходил Грин, какое получил образование, чем увлекался.

2) Прослушивание фрагмента «Лебединого озера» П. Чайковского, начала «Пикассо-сюиты» Г. Соммерса.

Проблемный вопрос:

- Мироощущение каких героев книги Грина можно передать той или иной музыкой?

3) Прослушивание главки «Разговор со случайным знакомым» из «Поэмы о разных точках зрения» Р. Рождественского в исполнении подготовленных учеников.

4) Ответ на вопрос: - Что сближает эти два произведения: Грина и Рождественского?

Вывод: на таком же резком контрасте, как в отрывке из «Поэмы…» Рождественского, идет в произведении Грина рассказ о жителях Каперны, с одной стороны, и, с другой - о нежной, мечтательной Ассоль.

5) Работа с текстом (работу можно организовать по группам)

Охарактеризовать жителей Каперны и непохожую на них Ассоль (эпизоды с нищим, подслушивающим разговор Лонгрена с дочерью; со сверстниками, дразнившими девочку и пр.)

5. Итог урока

Учитель сообщает, что на следующих уроках также будет рассматриваться контрастное изображение образов.

6. Домашнее задание: индивидуальное задание - по словарю определить лексическое значение слов «обыватель», «изгой», «пошлость»; привести примеры контрастных изображений (задание можно распределить по группам): 1) матросы с «Секрета» - Грэй; 2) родители Грэя - он сам; и др.



© 2010-2022