Конспект урока по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Пленные - предатели или предатели?»

( по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!")

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством К.Д. Воробьева, раскрыть своеобразие его таланта, определить место и роль писателя в литературе о Великой Отечественной войне;

  • проанализировать произведение Воробьева К.Д. и попытаться понять, кем были пленные для своей страны; проследить все тяготы военного времени;

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре и истории своего народа.

Тип урока: анализ художественного текста.

Ход урока

Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою,
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?...

С. Щипачев

1. Слово учителя

Около семи десятков лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас людей, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Плакат того времени "Родина-мать зовет" стал главным символом для всех советских людей, в едином порыве добровольцы шли защищать своих детей, матерей, Родину. Шли на смерть во имя жизни.

- Очень часто мы слышим фразу: "Никто не забыт, ничто не забыто". Нужно ли помнить о той войне?

- Будут ли эти слова услышаны нашими детьми, внуками, правнуками через десятки лет?

(Ответы)

2. Работа по проблеме урока

- Сегодня на занятии мы будем вспоминать события Великой Отечественной войны, и в этом нам поможет произведение Константина Дмитриевича Воробьева "Это мы, Господи!".

- Мы еще многого не знаем о войне 1941-1945. Произведение Воробьева рисует такие события того времени, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. Я говорю о пленных. (Слайд )

- Что в вашем понимании значит слово "плен"?

- Обратимся к словарю Ожегова.

- Что вы слышали или читали о пленных времен ВОВ?

- Как вы относитесь к людям, пережившим плен?

Промежуточный итог

( В плену были разные люди . Одни находили силы бороться, устраивали побеги, другие покорились и ждали своей участи. Известно огромное количество случаев, когда после гитлеровских лагерей пленные попадали в советские лагеря, где их считали дезертирами и предателями)

Отношение к пленным всегда волновало писателя Воробьёва. "Сыромуков, герой К. Воробьёва 70-х говорит, что за мучения плена надо было давать орден, а его оппонент, Яночкин, с яростью отвечает: "Да, орден - "Блудный сын"- получай и носи без права снятия".

- И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

Пленные - герои или предатели Родины?

- О чём повесть Воробьёва? Кратко перескажите.

Это произведение не оставляет равнодушным, волнует любого читателя.

- Зачитайте эпизоды из произведения, которые заставили вас переживать, произвели сильное впечатление. Объясните, почему?

А сейчас предлагаю прослушать отрывок из повести, в исполнении артиста Амурского молодёжного театра Юрия Бондаренко. (Отрывок с убитой лошадью в лагере)

Пауза

- Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы думаете, почему этот эпизод описывает автор так подробно?

- Слушать, представлять страшно. А каково пережить? Автор

К.Д Воробьёв знал, о чём писал.

Биография (слайды)

Русский писатель Константин Д. Воробьёв родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу затем учился в Москве. Будучи кремлёвским курсантом Воробьёв осенью 1941 г. попадает на фронт, защищает Москву, осенью 1941 г. попадает в плен. Саласпилсский и Шяуляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьёву, когда, вынужденный с другими товарищами уйти в подполье, он стал писать о том, что ещё совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Под повестью "Это мы, Господи!" должны стоять три даты: 1943-1946-1986 г. (на доске цифры) В сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный экземпляр был предложен случайно журналу "Наш современник" женой Воробьёва и опубликован только в 1986году.

- Не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, нечеловеческих, ещё никто так не писал. Он хотел, чтобы о них все узнали.

- Что скрыто в названии повести? Какую мысль несёт заглавие?

- Когда человек обращается к Богу? (В минуты наивысшей радости, и в моменты безмерного горя. В названии звучит мысль о безмерном страдании, о том, что в обличье полуживых существ трудно узнать самих себя. Но мы прошли все трудности и не потеряли в себе человеческое).

- А какому Богу поклонялись немцы? (Слайд)

- Какие слова использует автор для изображения немецких солдат? (Глава 6, глава 7)

(Жестокие, нарисованы как серая масса, нет индивидуальности.)

- Но, даже находясь в таких нечеловеческих условиях, русские люди не теряли веру в победу, человечность.

Таким мы видим и главного героя повести Сергея Кострова.

Вспомните, какие мысли были у главного героя Сергея в тот момент, когда он попал в плен. Зачитайте (Глава 1)

Благодаря чему смог выстоять. Каким словом автор назвал это качество. (Глава 6)

- Какие люди окружали Сергея? Кого автор выделяет особенно? Почему?

- НИКИФОРОВИЧ

- НИКОЛАЕВ

- ВАНЮША

- Какие качества присущи этим людям? Найдите слова, которые наиболее точно характеризуют героев, которые помогают нам представить, понять их.

- Скажите, что этих людей притягивает к Сергею.

- Кого люди видели в нём? (Люди видят в нём опору, он находит единомышленников).

Промежуточный итог: Несмотря на то, что люди в лагерях разного возраста, разные по внутренней прочности, но у всех одна цель- выжить в нечеловеческих условиях, не сломаться духовно.

- Какие чувства испытывает человек, когда понимает, что уже ничего нельзя сделать? (Отчаяние, тоска, безразличие) Сергею эти чувства присущи? Почему? (Нет, так у него всегда есть надежда!

- Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия

Люди, находящие в плену - ГЕРОИ ИЛИ ПРЕДАТЕЛИ?

- Осуждает ли их автор? Докажите. (Нет ни одного слова, где мы могли бы услышать осуждение, только сочувствие, сострадание, понимание)

- Какое очень яркое событие, описанное в повести, подчеркивает отношения литовских рабочих к военнопленным?

ЧИТАЮ ОТРЫВОК (Шел март…)

- Можем ли мы забыть, какой ценой досталось победа. Что будет, если не останется этих слов

"Никто не забыт, ничто не забыто".

- Чистый лист, значит, всё может повториться опять.

Слово учителя

А какой эпизод поразил вас больше всего?

( Эпизод: мать с новорожденным сыном забирают на расстрел)

(Читает учитель)

Обратите внимание на глагол « взошла».

Каковы ваши ассоциации по поводу использования данного глагола?

(Взошла на подиум , на что-то возвышающееся)

Посмотрите на слайд. Рафаэль «Сикстинская мадонна». Какова связь? Роль данного эпизода. Почему именно им закончена повесть?



3. Подведение итогов

- Итак, ребята подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам в течение 2 минут записать, а потом озвучить продолжение фразы:

"Повесть Воробьёва "Это мы, господи! - это повесть о …

(Это призыв быть гражданином, уважать прошлое).

Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: (слайд)

"Повесть Воробьева - это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать"…

Наше занятие я хотела бы закончить словами маленького героя из повести Альберта Лиханова "Последние холода":

ДА, ВОЙНЫ КОНЧАЮТСЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО.
НО СЛЁЗЫ ДОЛГО НЕ ВЫСЫХАЮТ.
МЫ-ТО ЭТО ПОМНИМ.
НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ! ТАК МНЕ ВЕЛЕЛА УЧИТЕЛЬНИЦА
АННА НИКОЛАЕВНА.
ЭТО ВСЕ ПРАВДА. ВСЁ ЭТО БЫЛО. ПОМНИТЕ…

Презентация


© 2010-2022