Самостоятельные и служебные части речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельные и служебные части речиТема: Самостоятельные и служебные части речи

Цели урока: обобщить знания о самостоятельных частях речи; дать определение служебным частям речи, их роли в предложение и тексте;

развивать грамотность письма, творческие способности учащихся;

воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: Повторение и обобщение учебного материала.

Методы: поисковый; репродуктивный( составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее на уроке)

Формы: индивидуальная, коллективная

Оборудование: интерактивная доска , слайды «Части речи», таблица, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент

-приветствие

-подготовка к уроку

Эмоциональный настрой: А знаете ли вы? Что стул, на котором вы сидите изобрели древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знатные люди страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли. Итак, сегодня на уроке вы все почувствуйте себя царями и королями нашего урока.

Деление детей на 3 группы Работу каждой группы будет контролировать консультант, на которого я буду опираться в процессе урока. За каждые правильные ответы ,будете получать карточки, которые в конце урока мы подсчитаем.

2.1)Сообщение темы и цели урока: Самостоятельные и служебные части речи

Урок повторения и обобщения. Основное средство урока модель чистой таблицы, которая будет заполняться в процесс эвристической беседы. Давайте вспомним раздел грамматики «Морфологию» в которой изучаются слова как части речи. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи. Кто скажет, на какие группы делятся по своей роли в языке части речи?

Модель чистой таблицы


2) Заполнение чистой таблицы учениками.

Вспомнить определения частей речи

По какому признаку они делятся? ( изменяемые и неизменяемые)

Изменяемые склоняются и спрягаются.

Делятся на имена и местоимения.

3.Разгрузка . Психологический тест.

Психогеометрия- уникальная практическая система анализа личности.

  • Круг - характерно образное интуитивное, эмоциональное окрашенное мышление.

  • Романтики , мягкие по натуре.

  • Зигзаг - самые восторженные, самые возбудимые, генерируют новыми идеями и методами работы.

  • Треугольник - у этих людей есть способность концентрироваться на главной цели, треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

4. Закрепление материала.

Выполнение заданий в группах и индивидуально.

Задание1

1. Сквозное письмо

Части речи

В Морфологии … части речи: имя существительное, прилагательное,

числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Эти части речи … на две группы: …и … .

Служебные… во всем самостоятельным частям речи.

Все … дружно. Только особая часть речи Междометие… одна, ни с кем не … . Когда она …, то … «Ах,ох, ой, ух!» Но когда у нее …. хорошее настроение, Междометие … «Ура!»

( Жили, делились, помогали, жили, жила, дружила. болела, говорила, бывало, восклицало.)

2. Сквозное письмо

Глагол - это … которая обозначает ….. и отвечает на вопросы : …..

Глагол имеет … .

Глаголы бывают … .

Глагол изменяется по … .

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется … .

В предложении глагол является … .

3.Сквозное письмо

Служебные …. , в отличие от самостоятельных, не … ни предметов, ни действий , не бывают членами … и не изменяются.

Союз- … часть речи, которая … как члены предложения, так и простые … в составе сложного.

По значению союзы делятся на две группы: ….. и … .

Задание 2

1.Прочитайте. Найдите в тексте сочетания «предлог + существительное»

С чего начинается Родина? Конечно, в первую очередь с осознания того, что ты являешься гражданином независимого государства, которому ты нужен. Это порождает желание отдавать все силы, энергию и знания для процветания родной земли, для возвеличивания авторитета Казахстана в созвездии цивилизованных стран мира.

А еще образ Родины связан с атрибутами государственной символики. Казахстан сумел создать неповторимые ,запоминающие Герб, Флаг, Гимн, которые признал весь мир.

2. Прочитайте. Найдите в тексте сочетания «прилагательное + существительное»

Своеобразие Государственного герба Казахстана состоит в том, что все детали размещаются внутри круга и вместе с изображением главного элемента- шанырака ( символ дома , планеты) - создают космическое мироощущение смысла жизни в едином доме. Созданный образ близок всем людям планеты Земля, он олицетворяет собой очаг, целостность мира, семью.

Шанырак всегда воспринимался как символ общего дома - Казахстана,- в котором в мире и согласии живут представители 120 наций и народностей.

3. Прочитайте. Найдите в тексте глаголы. Укажите их время и число.

За прошедшие годы после обретения государственной независимости Республика Казахстан получила признание и поддержку большинства государств мира. На сегодня Казахстан признали 113 государств. В республике находятся посольства 55 стран. Расширились сеть посольств Казахстана за рубежом - открылись посольства в США, Великобритании, Китае, Индии, Турции, Италии и других государствах

Задание 3

1 Уровень

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы

Есть своя гармония в ж…зни аула. Но вся прелесть аул…ного бытия открывается под вечер. Это час слаженной кипучей работ…, завершающей медленные труды долг… летн… дня, когда в аул… безлюдье и скучн… т…шина. К вечер… и горы, и луга ож…вляются. Небо дышит прохладой, а в рук… все горит. Голосист и многоязычен вечерн… аул. И людно, и тесно, и шумно в аул…, как на ярмарке.

2-Уровень

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите часть речи, род, число, падеж выделенных слов.

Есть своя гармония в ж…зни аула. Но вся прелесть аул…ного бытия открывается под вечер. Это час слаженной кипучей работ…, завершающей медленные труды долг… летн… дня, когда в аул… безлюдье и скучн… т…шина. К вечер… и горы, и луга ож…вляются. Небо дышит прохладой, а в рук… все горит. Голосист и многоязычен вечерн… аул. И людно, и тесно, и шумно в аул…, как на ярмарке.

3-Уровень

1. Из « перепутанных » предложений надо собрать текст.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

3.Определите часть речи, род, число, падеж выделенных слов.

1.И людно, и тесно, и шумно в аул…, как на ярмарке.

2. К вечер… и горы, и луга ож…вляются

3.Это час слаженной кипучей работ…, завершающей медленные труды долг… летн… дня, когда в аул… безлюдье и скучн… т…шина..

4. Есть своя гармония в ж…зни аула.

5. Голосист и многоязычен вечерн… аул.

6. Но вся прелесть аул…ного бытия открывается под вечер. .

7. Небо дышит прохладой, а в рук… все горит.


Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

5. Выводы и итоги урока ( Подведение итога урока учащимися по таблице)

- Таким образом мы пришли к выводу

Самостоятельные части речи Служебные части речи

1. Можно задать вопрос. 1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения. 2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.

6.Комментирование оценок. Итак, в какой группе набралось больше красных карточек , та группа занимает первое место, а пятерки за урок получают те , у которых за урок было получено больше карточек.

Задание на дом: Повторить правила частей речи. Упр. 60 , стр. 41




© 2010-2022