Конспект урока по теме «Причастие»

"Описание материала: Одной из самых сложных тем для учащихся в курсе морфологии является тема «Причастие как часть речи». Данная разработка позволяет систематизировать знания, научиться выстраивать алгоритм рассуждений. Новые современные стандарты и требования позволяют определить педагогическую задачу современного урока, ориентированного на интеллект и возможности каждого ученика. Каждый ученик играет активную роль при использовании деятельностного подхода. 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы изучения причастий в рамках

деятельностного подхода.

Стерляжникова Анна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 19 г. Томска

Требование к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты позволяют определить педагогическую задачу современного урока, ориентированного на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учёт индивидуальных особенностей, на нравственное воспитание, на всесторонне развитие каждой личности. При использовании деятельностного подхода активная роль

принадлежит ученику, он имеет возможность сам делать «маленькое открытие». Это вызывает у ученика только положительные эмоции, развивает творческое, логическое мышление и живую речь.

Так, начиная изучение новой темы «Причастие», ученики, делая для себя «открытие», лучше усваивают новый материал на уроке, а это та основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике.

Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать.

Вводя новое понятие «Причастие», учитель делит класс на группы и просит в заранее подготовленном небольшом тексте (где обязательно должны быть причастия) определить все знаменательные части речи.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.


Ветра теплого порывы,

Дальный гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

(Ф. И.Тютчев)

Перед заданием текст обязательно выразительно прочитывается вслух, объясняется лексическое значение слов.

(НИ́ВА, нивы, ·жен. Поле, возделанное для посева, пашня (·поэт. и ·обл. ). «Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.» Пушкин. «Когда волнуется желтеющая нива.» Лермонтов.)

Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия к прилагательному. Отвечая на вопрос, почему ученики приняли эти слова за прилагательные, они указывают на значение признака или соотносят вопросы к причастию с вопросами к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием чего-то нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.

Поскольку тема урока должна быть выведена самими учащимися, то она может звучать так: « сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, похожей на прилагательное, но названия которой мы пока не знаем».

Из текста, приведенного выше, выписываем слова: зеленеющий, зеленый.

Задание: сравнить лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов. (По лексическому значению - значение цвета; по грамматическому зеленый - признак предмета, зеленеющий - признак предмета).

- В чем же разница? Можно ли назвать слово зеленеющий прилагательным? (ученики выдвигают свои предположения)

- Зеленая нива уже не изменит свой цвет, это постоянный признак; зеленеющая нива - та, которая сейчас зеленеет, находится в процессе действия, это признак непостоянный, признак по действию, которое совершает предмет.

Об этих осо­бенностях очень точно сказал Владимир Иванович Даль в своём «Толковом словаре живого великорус­ского языка»: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Далее учитель сообщает название этой части речи.

Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно, и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.

Вывод, к которому должны прийти ученики: имена прилагательные обозна­чают постоянные признаки предмета (синий, красный, молодой). Причастия же выражают такие при­знаки, которые развиваются во времени (синеющее, краснеющее, помолодевшая). Такие признаки предмета создаются действием, на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например: синею­щий - это такой, который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.

Задание для работы в группах: 1.Самостоятельно составить научное определение для причастия по образцу определений для других частей речи. (Способ составления таких определений ученикам уже известен).

2. Работа с текстами. Выразительно прочитать каждый текст, найти и выписать причастия из текста с теми существительными, от которых они зависят, сформулировать способ определения причастия.

Прежде чем приступить к основному заданию, можно обсудить каждый текст (О чем? Из каких произведений? Кто автор?) или эти вопросы включить в карточку задания.

  1. Солнце садится, и ветер утихнул летучий,

Нет и следа тех огнями пронизанных туч;

Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,

Всю эту степь озаривший и гаснувший луч.

(А. Фет)

2) Лист летящий, лист спешащий
Под походочкой моей,
Воздух в быстрых отпечатках
Женских маленьких ступней.

(А. Вознесенский)

3)- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спале(нн/н)ая пожаром,

Французу отда(н/нн)а?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю.Лермонтов)

4) Люблю дымок спале(нн/н)ой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

(М.Ю.Лермонтов)

После выполнения задания, группы обмениваются результатами, приходят к общей модели определения причастия в тексте. Модель может выглядеть примерно так.

1. Вижу слово, похожее на причастие.

2. Задаю к нему вопрос.

3.Обозначает признак предмета по действию.

4. Определяю, образовано ли от глагола.

5.Можно заменить «тот, который + глагол».

В ходе работы с причастиями эта модель может быть дополнена.

6. Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать те суффиксы, при помощи которых они образуются от глаголов.

Запомнить суффиксы: -ущ- (ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем-(-ом-)…

Мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов) служит не только образность и выразительность причастий, но связь их с постановкой знаков препинания, правилами правописания (в предложенных текстах запятые должны быть выделены графически, пропущены орфограммы).

Для определения грамматических признаков причастий, найденных в тексте, можно предложить заполнить таблицу.

3. Запишите по образцу в первую графу таблицы найденные причастия с теми существительными, от которых они зависят. Разберите выписанные причастия согласно таблице.

Прич. + сущ.

От

какого

глагола

образовано

Признаки глагола

Признаки

прилагательного

Синтаксическая

роль

вид

время

возвр.

число

род

падеж

Защищающиеся

воины



После заполнения таблицы группам можно предложить обратиться к теоретическому тексту в учебнике и выяснить, все ли особенности причастий обозначены.

Для того чтобы ученики лучше усвоили и запомнили грамматические особенности причастия, можно в качестве домашнего задания предложить составить логико-структурную модель (опорный конспект) «Причастие», опираясь на теоретический текст в учебнике.

На следующий урок структурные модели обсуждаются в группах, затем каждая группа представляет свою модель классу.

Для закрепления материала на следующих уроках можно предложить задание для работы в группах.

Образуйте причастия от данных глаголов.

  1. Конспект урока по теме «Причастие»Арок, (прославить) имена своих создателей, в мире великое множество, но Арка Генерального штаба, (пост­роить) Карлом Росси, поистине уникальна. Она переки­нута через Морскую улицу, (соединять) Дворцовую пло­щадь с Невским проспектом. Улица, (выходить) на пло­щадь под острым углом, подсказала Росси верное реше­ние: вместо одной арки он сделал две, (расходиться) вее­ром. Росси создал Дворцовую площадь, (стать) украше­нием всего Петербурга.

2. Семисотметровый фасад Главного штаба,____________ по красоте самым известным древ­неримским и парижским, стал самым протяженным зда­нием Европы того времени. В арке Росси,___________________________ триумфальные ворота, слышались отголоски недавней войны с Наполеоном. Воинские доспехи,_____________ на высоких пьедесталах по обеим сторонам проезда, соседствовали с фигурами воинов между колоннами. Венчала арку колесница, шестеркой лошадей, двумя воинами в ан­тичных одеждах. Богиня Победы, в ко­леснице, была изготовлена их листов чеканной меди. Ав­торами этой уникальной скульптуры стали Степан Сте­панович Пименов и Василий Иванович Демут-Малиновский, с Карлом Росси в течение многих лет.

(По Ю.С. Рябцеву)

Слова для справок: вести, не уступать, сотрудничать, по­местить, напоминать, стоять.

Составьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных оборотах

  • редактирующий газеты

  • открывающий школы

  • распределяющий дворян по учебным заведениям

  • выезжающий за границу

  • посещающий музеи

  • интересующийся бальзамированием

  • собирающий произведения искусства

  • говорящий по-голландски

  • понимающий французский и немецкий

  • знающий математику и географию

  • освоивший 14 специальностей

  • умеющий строить корабль

  • любящий простоту и естественность

  • надевающий сапоги из грубой кожи

  • ненавидящий условности

  • теряющийся от церемоний

  • работающий на славу

  • относящийся к наукам с уважением

  • получивший звание почетного члена французской Академии наук

  • основавший Академию России

  • открывший Кунсткамеру для народа

  • изменивший не только историю, но и время



Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальный гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой. (Ф. И.Тютчев)

1)Солнце садится, и ветер утихнул летучий,

Нет и следа тех огнями пронизанных туч;

Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,

Всю эту степь озаривший и гаснувший луч. (А. Фет)

2) Лист летящий, лист спешащий
Под походочкой моей,
Воздух в быстрых отпечатках
Женских маленьких ступней. (А. Вознесенский)

3)- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спале(нн/н)ая пожаром,

Французу отда(н/нн)а?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю.Лермонтов)

4) Люблю дымок спале(нн/н)ой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

(М.Ю.Лермонтов)

Образуйте причастия от данных глаголов.

1.Арок, (прославить) имена своих создателей, в мире великое множество, но Арка Генерального штаба, (пост­роить) Карлом Росси, поистине уникальна. Она переки­нута через Морскую улицу, (соединять) Дворцовую пло­щадь с Невским проспектом. Улица, (выходить) на пло­щадь под острым углом, подсказала Росси верное реше­ние: вместо одной арки он сделал две, (расходиться) вее­ром. Росси создал Дворцовую площадь, (стать) украше­нием всего Петербурга.

Конспект урока по теме «Причастие»2. Семисотметровый фасад Главного штаба,____________ по красоте самым известным древ­неримским и парижским, стал самым протяженным зда­нием Европы того времени. В арке Росси,___________________________ триумфальные ворота, слышались отголоски недавней войны с Наполеоном. Воинские доспехи,_____________ на высоких пьедесталах по обеим сторонам проезда, соседствовали с фигурами воинов между колоннами. Венчала арку колесница, шестеркой лошадей, двумя воинами в ан­тичных одеждах. Богиня Победы, в ко­леснице, была изготовлена их листов чеканной меди. Ав­торами этой уникальной скульптуры стали Степан Сте­панович Пименов и Василий Иванович Демут-Малиновский, с Карлом Росси в течение многих лет.

(По Ю.С. Рябцеву)

Слова для справок: вести, не уступать, сотрудничать, по­местить, напоминать, стоять.

Составьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных оборотах

  • редактирующий газеты

  • открывающий школы

  • распределяющий дворян по учебным заведениям

  • выезжающий за границу

  • посещающий музеи

  • интересующийся бальзамированием

  • собирающий произведения искусства

  • говорящий по-голландски

  • понимающий французский и немецкий

  • знающий математику и географию

  • освоивший 14 специальностей

  • умеющий строить корабль

  • любящий простоту и естественность

  • надевающий сапоги из грубой кожи

  • ненавидящий условности

  • теряющийся от церемоний

  • работающий на славу

  • относящийся к наукам с уважением

  • получивший звание почетного члена французской Академии наук

  • основавший Академию России

  • открывший Кунсткамеру для народа

  • изменивший не только историю, но и время

7


© 2010-2022