Открытый урок по теме Односоставные предложения

Некоторые темы в русском языке я предпочитаю давать блоком. Тема: «Односоставные предложения» включает в себя несколько подтем: назывные предложения, определённо-личные предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложении, безличные предложения. Материал урока рассчитан на учащихся, которые уже имеют первоначальное представление об этом типе предложений (я в своей практике использую методику опережающего обучения).Всегда к открытым уроках готовлю материал «про запас» на то...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме " Виды односоставных предложений" (урок - подача нового материала) + презентация

Цели: введение понятия об односоставных предложениях и их видах;

формирование умения различать односоставные и двусоставные предложения;

формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого - односоставное предложение.

ХОД УРОКА

  1. Вспоминаем изученное. Синтаксическая дуэль.

Учитель: Лишь правильно записав концовку предложений, вы сможете «остаться невредимыми» в синтаксической дуэли.

  1. Раздел науки, изучающий строение словосочетания и предложения, …(синтаксис).

  2. Особый вид определения, выраженный сущ-м - (приложение).

  3. Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое подлежащее?», - (сказуемое).

  4. Существительные в именительном падеже могут быть подлежащим, приложением и ?…(сказуемым)

  5. Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - … (нераспространённое)

  6. В двусоставном предложении основа состоит из … (подлежащего и сказуемого)

  7. Предложение «Люблю грозу в начале мая» по составу грамматической основы… (односоставное)

2.Изучение нового материала.

Беседа. Почему вы решили, что предложение в задании 7) односоставное? Как вы думаете, о каких предложениях речь пойдёт на сегодняшнем уроке?

А) Изучение теоретического материала. (Слайд №1) (слайд № 2) Перенесите таблицу в тетради.

Предложения (слайд № 3)
Определённо-личные

сказуемое-глагол в форме

  • 1-го лица ед. и мн. ч.

  • 2-го лица ед. и мн. ч.

Изъявительного или повелительного наклонения

(можно подставить местоимения я, ты, мы, вы)

(Слайд № 4) Запишите в тетради любые три предложения. Подчеркните сказуемые, надпишите местоимение.

1) Люблю грозу в начале мая.

2) Уходим завтра в море.

3) Не из Москвы ли будешь?

4)Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

5) Выберите себе книгу по вкусу.

6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.

Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

(Слайд № 5) Неопределённо-личные предложения

Сказуемое - глагол в форме

  • 3-го лица множественного числа

настоящего или будущего времени

  • в форме множественного числа прошедшего времени

Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. (Примеры записать)

В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

(Слайд № 6) Обобщённо-личные предложения (записать 2 примера)

имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом,

например:

1) Цыплят по осени считают.

2) Бездонную бочку водой не наполнишь.

3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!

Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

(Слайд №7) Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например:

1) Уже совсем стемнело.

2) Скоро светать будет.

3) На дворе было тихо. (записать эти примеры)

(Слайд № 8) Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных,

например : 1) На улице холодно. 2) Мне холодно.

В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

(Слайд № 9)Назывные предложения - это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.

Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем,

например: 1) Лес. Просека. 2) Весна!

С частицами вот, это назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

(Слайд № 10) Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку,

например: 1) Ночь. Землянка. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.. (Ахм.)

Придумайте и запишите свой пример назывного предложения.

3. Закрепление материала. (Слайд № 11) Тренировочные упражнения

  1. Укажите, какие утверждения неверны.

а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.

б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.

в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.

г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.

(Слайд № 12) 2. Укажите (запишите) односоставные предложения.

а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

б) Кругом все молчало.

в) Встречайте трепетную весну, люди земли.

г) Синее бездонное небо.

д) Многим не терпелось кинуться в бой.

( Слайд № 13) 3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. (устно или письменно)

1. После драки кулаками не машут.

2. Ярмарка. Крещенский мороз.

3. От пруда потянуло холодом.

4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

(Слайд № 14) 4. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. Запишите его.

а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев)

б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)

в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.

г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

4. (Слайд № 15) Домашнее задание:

выучить теорию - параграфы 22 -24, упр.140 (по новым учебникам), ??. упр.?? (по старым учебникам)

(Слайд № 16) (Дополнительное задание)

1.Стоном горю не поможешь.

2.Горит восток зарёю новой.

3.Зал украсили цветами.

4.Работаем не покладая рук.

5.Поёт зима, аукает.

6.Положи книгу на полку.

7.Вечерами нам рассказывают сказки.

8.Нет предела совершенству.

9.Утренняя свежесть.

10.С вечера всё спится.

11.Опять зима.

12.Хорошо бы сделать снежную горку.

© 2010-2022