Статья. ИЗЛОЖЕНИЕ КАК ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это связано с тем, что большую часть времени человек занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием.    Значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, средства духовного развития, установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга велико.    Обучение связно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. М. Павлова

(МБОУ СОШ № 28 с УИОП)

ИЗЛОЖЕНИЕ КАК ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это связано с тем, что большую часть времени человек занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием.

Значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, средства духовного развития, установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга велико.

Обучение связной письменной речи достаточно сложно и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно, складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. К 9-му классу ученик должен хорошо понимать, что текст - это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора (Т. М. Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью.

На протяжении нескольких веков изложение остаётся одним из самых распространённых видов работы. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определённого уровня речевого развития человека. В основе этой учебной работы лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста, его нельзя путать с сочинением. Кроме исходного текста, никакая другая информация в нём повторяться не должна.

По программе средней школы учащиеся пишут изложения с первых лет обучения, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Однако при кажущейся лёгкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил, написал. Главное - без ошибок».

Писать изложение нравится далеко не каждому. Отвечая на вопросы анкеты, учащиеся называют следующие причины: «плохая память», «на слух текст тяжело воспринимаю», «плохо запоминаю чужие мысли, не могу сохранить стиль автора», «слишком сложные, запутанные тексты», «нравится писать изложение, но двух прочтений не хватает», «трудно выделить главную мысль», «не могу разделить текст на абзацы». Есть и положительные моменты, например, «написание изложения развивает память, словарный запас», «легче писать по памяти, чем под диктовку, то есть диктант», « приучает к внимательному прослушиванию», «изложения писать интересно, потому что проверяю свою память».

Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии может пригодиться? Ответы учащихся: «я собираюсь стать журналистом, и мне необходимо научиться пересказывать вкратце, выделяя самое важное из рассказа другого человека», «умение сжимать большие тексты развивает память», «навык написания изложения может пригодиться разведчикам, а также при оформлении бумаг в полиции», «умение запоминать чужую информацию поможет сохранять в памяти просьбы людей и передавать их», «чтобы другие экзамены тоже успешно сдать», «в политической деятельности, о которой я мечтаю», «использовать в разговоре чужие мысли, цитаты», «в социальной сфере деятельности», «запоминать большие тексты», « для передачи информации из уст в уста», «при записи лекций в вузе», «запоминая чужие мысли, пробуем формулировать свои».

Часто и нас, учителей, и детей не удовлетворяют тексты изложений: они кажутся то однообразными, то чересчур возвышенными, порой непонятными, слишком длинными. Особенно это касается текстов, присылаемых на итоговую аттестацию. («Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». Книга (вернее, томик) или рука? Конечно, многие выпускники посчитали, что именно книга стала будильником «чувства природы»). Тексты должны быть увлекательными, познавательными, отвечающими интересам детей. Разработчики КИМов, к сожалению, не учитывают, что в классах обучаются разные дети. Если текст сложен для сильного ученика, что делать слабому?

Помимо вопроса о содержании текста изложения, следует ещё раз подумать о методе проведения изложения. Каждый учитель выбирает свой путь, подсказанный опытом, сложившейся в классе обстановкой. Одним из эффективных методов, на мой взгляд, можно считать метод понимания и запоминания текста на основе воссоздающего воображения.

Психологи выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель - узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», - пишет известный психолог Б. М. Теплов, не требует активно работы воображения.

Готовя учащихся к написанию первой части (изложению) итоговой аттестации, максимально приближая обстановку к экзаменационной, мы замечаем, что многие с трудом воспроизводят текст, не понимая его содержания. На это влияет несколько факторов: и сложный текст, и боязнь не успеть, в связи с чем ученики стараются быстро за учителем записать текст, не задумываясь над его содержанием. Поэтому необходимо научить детей представлять текст. Эта методика предлагается в учебниках Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Борисенко Н. А. С этой целью следует выбирать такие тексты, которые, действительно, легко представить.

Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения следует пересказать то, что смогли запомнить. Затем учитель читает текст второй раз, а ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Текст пересказывается ещё раз, в черновике делаются необходимые записи, составляется план, формулируется главная мысль, только после этого пишется изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Другие учащиеся внимательно следят за запоминанием и пониманием: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки. В результате такой несовместимости деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

На одном из таких уроков я использовала текст «Стланик» (по В. Шаламову). Написание изложение на основе воссоздающего воображения сначала вызвало некоторый испуг у учащихся. Пришлось объяснить, что это своего рода эксперимент, который поможет научиться запоминать текст, тем самым облегчая работу при подготовке к ГИА. Понравилась также идея пересказа текста с дополнениями. Хочется отметить, что в активную работу включилась большая часть класса. Даже слабые учащиеся запоминали важные подробности, например, что стланик растёт среди карликовых берёз и низкорослых кустарников; что он именно дальний родственник кедра; что он мужественный и упрямый, как все северные деревья.

Общий смысл в целом был понят. Ко второму прочтению класс уже был готов. После повторного прочтения дополнили ответы, установили последовательность, увидели, что по небу ходят именно низкие тучи, услышали и почувствовали порывы холодного осеннего ветра, более последовательно рассказали о поведении стланика. Так что идея написания такого изложения понравилась, всем захотелось быстрее узнать о результатах проверки. Конечно, полагать, что за один такой урок ученики научились воспринимать текст на слух, наивно. Над этим придётся поработать. Но метод очень эффективный, ведь ученики учатся слышать недочёты других, исправлять собственные ошибки, а это обязательно поможет как на уроке развития речи, так и на итоговой аттестации.

Заявка

на участие 30 марта 2013 года в 12-ой Международной учительской конференции «Проблемы преподавания литературы, русского языка и иностранных языков в современной школе (Гуманитаризации образовательного процесса)»

Павлова

Елена

Михайловна

МБОУ СОШ С УИОП № 28

Г. Воронеж, 394 002,

переулок Измайловский, дом 25

т. 8-920-225-01-25

© 2010-2022