Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)Технологическая карта урока на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)Тема: Имя числительное как часть речи

Предмет: русский язык

Класс: 6

Технология: урок с применением проблемного обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма занятия: учебный диалог

Цели:

Образовательные:

- Создание условий для самостоятельного формулирования определения имени числительного, освоения его грамматических признаков и синтаксической роли в предложении;

- «Открытие» приёма различия имен числительных от других частей речи;

Развивающие:

-Развитие познавательного интереса к предмету;

- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе;

- Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

Воспитательные:

- Воспитание культуры общения в группе.

Задачи:

  1. Вырабатывать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых;

  2. Развивать навыки различать числительные и однокоренные слова других частей речи;

  3. Развивать навыки внимательности и наблюдательности при работе с языковым материалом.

  4. Развивать навыки работы с разными типами заданий (работа с учебником, работа с карточками, сопоставление лексических понятий, составление рассказа по данной схеме).

  5. Расширять словарный запас учащихся, активизировать мыслительную деятельность при работе с пословицами.

Межпредметные связи: русский язык, история, математика

Оборудование: проектор, презентационный материал, печатные задания для работы в группе.

Формы работы: групповая, коллективная

Методические приёмы: прием «удивления», «корзина идей», подводящий диалог, работа с кластерами, предположение по ключевым словам.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Дозировка времени

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационно-мотивационный этап

1 мин.

Беседа с учащимися

- Приветствие

  • - Сколько вам лет?

  • - Какой по счёту сейчас урок?

  • - Сколько цветов у радуги?

  • - В каком классе вы учитесь?

  • - Сколько дней в этом месяце?

  • - На каком этаже находится наш класс?

  • - Сколько сегодня у вас уроков?

  • - Какое сегодня число?

- Приветствие

- Отвечают на вопросы

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: Активная позиция в учебной деятельности

Личностные: положительное отношение к учёбе

2

Актуализация знаний

3 мин

Уточнение, систематизация знаний об имени числительном


  • - Что общего между вашими ответами и датой сегодняшнего урока

  • - Все эти слова объединяются в одну часть речи. В какую?

Записывают дату

- Имеют числовое значение

- Имя числительное


Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний;

Личностные: самоопределение. Чувство необходимости учения

3

Постановка проблемы

Осознание границы «знаю», «не знаю»

  • -Эта часть речи вам знакома?

  • - Что вы знаете о числительном?

  • - Как вы думаете, на какие вопросы отвечает имя числительное?

  • - Попробуйте разделить данные числительные на две группы?

  • - Почему вы выполнили задание по-разному?

- По-вашему, каким членом предложения является имя числительное?

- Давайте определим тему сегодняшнего урока?

- да

- Самостоятельная часть речи, обозначает число

Делят на группы числительные: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый

- Имя числительное как часть речи

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний и осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4

Целеполагание

1 мин

Определение и формулирование цели урока

  • - Значит, что мы узнаем на этом уроке?

-Чтоб достичь цели нашего урока, мы пройдём через лестницу знаний. Как, по-вашему, это будет происходить?

- узнаем определение имени числительного, грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Варианты ответов

Познавательные: умение определять и формулировать цель учебной задачи

Личностные: осознание границ знания и незнания

Регулятивные: познавательная потребность, направленная на получение нового знания

Коммуникативные: построение речевых высказываний

5

Решение учебной задачи















Физкультминутка

2 мин































5 мин



























1 мин











5 мин.

























3 мин































5 мин



Работа в группах





«Открытие» приема распознавания количественных и порядковых числительных

Работа в группах







Работа в группах

Знакомство с историей происхождения числительных



«Открытие» приема различения имен числительных от других частей речи







Работа в группах

  • - Вспомните, на какие вопросы вы отвечали в начале урока?

  • - Значит, имя числительное отвечает на вопросы…

  • - Что обозначает имя числительное?

  • - Попробуйте в группах сформулировать определение

  • - Откройте учебник на страницу 145.

  • - Правильно ли вы сформулировали определение?

  • -Теперь внимательно смотрим на слайд. Что ещё вы можете сказать об именах числительных, смотря на эти рисунки?

  • - Какой сделаем вывод?

  • -Давайте-ка определим разряды имён числительных, которые вы использовали в ответе в начале урока.

.

-Вспоминаем определение. Там, кроме того, что имена числительные делятся на количественные и порядковые, что мы ещё узнали?

  • - Давайте мы это проверим в деле

  • - Ребята, вы раньше склоняли имена числительные по падежам? А не кажется ли вам странным то, как просто вы изменили числа по падежам? Как вы думаете, почему? (знакомит с историей числительных)

  • - Перед нами возникает ещё одна задача. Как же можно отличить имя числительное от других частей речи.



  • Морфологический бой. (Учитель называет слова, а ученики определяют, какая это часть речи)

Двойник, три, пятиэтажный, двадцать два, трёхместный, двойка за ответ, столетний, пятидесятый, утроить, пятак, семнадцатый.



  • - И последнее, что мы должны узнать об именах числительных за этот урок - это его синтаксическая роль в предложении.

  • - Какой вывод сделаем?


  • - Сколько вам лет?

  • - Какой по счёту сейчас урок?

- Сколько? Какой?

-Число, количество

Пишут определение в группах, сопоставляют с научным определением.

-

В первом рисунке видим цифры один, два, три, а во втором рисунке - первый, второй.

Вывод: имена числительные делятся на количественные и порядковые?

Определяют разряды числительных. Работа с карточкой.

- имена числительные изменяются по падежам

Изменяют по падежам слова шесть, шестой



  • -они похожи на имена сущ. и им. прил.

  • Найти лишнее

Два, второй, удвоить.

Три, тройка, тринадцатый.

Семидневный, семь, семидесятый.

- По вопросу

- имена числительные можно написать цифрами и прописью, а другие части речи только прописью.



Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения.

Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: социальное сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.

6

Закрепление

2 мин

Работа в группах. Истолкование значения пословицы.

Обобщение полученных знаний при помощи кластера.

  • - Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. Вам даны упражнения разной сложности: под звёздочкой - это задание повышенного уровня, при его выполнении вы ещё углубите свои знания о числительных.

  • Под квадратом - это совсем простенькое задание, где вы ещё раз можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выберите из них задание, которое посильно вам и проверьте себя.

  • - Проверим ваши работы. Кто выполнил задание под квадратиком, поднимите руки.

  • -кто выполнил задание под звёздочкой, поднимите руки. (самооценка)

  • -Ребята, как можно истолковать значение пословицы «Один ум хорошо, а два ума лучше»? Какое отношение имеет эта пословица к нашему сегодняшнему уроку?

- Подытожим полученные знания. Вам даны кластеры, где допущены ошибки. Вы должны их исправить и рассказать о числительном.

Работают с карточками













Работают с кластером в группах

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний

7

Рефлексия

2 мин

Оценивание учебного действия, понимания нового материала, способа учебного сотрудничества.

- Пусть каждый оценит свою работу на уроке.

Мне больше всего удалось…….

Я могу себя похвалить за…..

Меня удивило……..

Для меня было открытием……

На мой взгляд, не удалось……., потому что…

На будущее я учту………

Регулятивные: уметь выделять предмет оценивания - учебные действия, способы сотрудничества.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.



© 2010-2022