Е. А. Евтушенко Хотят ли русские войны

Тема: Е.А.Евтушенко "Хотят ли русские войны"Цель: беседа с учениками о Великой Отечественной войне,знакомство с жизнедеятельностью поэта, и с его популярной песней "Хотят ли русские войны?";развитие мышления, умение обосновывать свои мысли, обогащение словарного запаса, развитие кругозора;воспитание любви к Родине, неприятие войны, стремление к миру, мирной жизни, привитие любви к книге, чтению. Ожидаемый результат: познакомятся с жизнедеятельностью поэта, выучат наизусть стихотворение «Хотят ли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войныТема: Е.А.Евтушенко "Хотят ли русские войны"

Цель: беседа с учениками о Великой Отечественной войне, знакомство с жизнедеятельностью поэта, и с его популярной песней "Хотят ли русские войны?";

развитие мышления, умение обосновывать свои мысли, обогащение словарного запаса, развитие кругозора;

воспитание любви к Родине, неприятие войны, стремление к миру, мирной жизни, привитие любви к книге, чтению.

Ожидаемый результат: познакомятся с жизнедеятельностью поэта, выучат наизусть стихотворение «Хотят ли русские войны?»

Наглядность и оборудование: ИКТ, портрет поэта, выставка книг, карта, хронологическая таблица.

Вид урока: интегрированный.

Вид работы: работа в группе, в парах.

Метод: технология критического мышления.

Дружно за мир стоять -

Войне не бывать.

Ход урока

I. Орг. момент. Создание благоприятной среды. (Показ слайдов счастливого детства, с сопровождением релаксической музыки). Это наше настоящее. И мы хотим, чтобы дети всей Земли не узнали войны.

II. Опрос по пройденным материалам. Вспомнить какие произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, прошли на прошлых уроках. Б. Момышулы "История одной ночи" - подробное описание одной ночи, при захвате группы деревень. Р. Гамзатов "Журавли" - лирическое грустное воспоминание о войне. М. Зошенко "Рогулька" - комическая ситуация, несмотря на опасное положение героя, во время войны. К.Паустовский "Остановка в пустыне". Этот рассказ проникнут глубоким чувством патриотизма, огромной верой в силу народа-освободителя. В тяжёлый период отступлений в борьбе с фашистами, Паустовский выразил в рассказе полную уверенность в победе.

Спасибо, ребята, молодцы! Показ слайдов с картинами о войне.

- О чём будет наша новая тема?

- Мы продолжим говорить о войне?

III. Новая тема. Вы правы, ребята, мы продолжим говорить на военную тематику. И сейчас ребята познакомят нас с известным советским поэтом Евгением Евтушенко (слайды с портретами поэта разных лет) и с его популярной песней "Хотят ли русские войны?" Покажут рисунки-постеры о войне и мире. (Опережающее задание).

IV. Кластер-сообщение, на тему «Е.А.Евтушенко», составленный учащимися.

1- ученик. Евгений Александрович Евтушенко родился в 1893 году 18 июля в Иркутской области на станции Зима в семье геологов. Как сам поэт говорил о себе: "в крови у меня было семь притоков, семь прекрасных кровей..." - русская, белорусская, украинская, польская, латышская, латышская и, когда он лежал в тбилисской больнице, ему влили грузинскую кровь. Мать поэта - белоруска, мать отца была русская - Анна Васильевна Плотникова, дед - латыш Рудольф Вильгельмович Гагнус. Во время войны, когда он жил на станции Зима, учительница физкультуры запретила другим ребятам дружить с Евгением. Потому что фамилия Гагнус напоминала немецкую фамилию. "Когда гнусавые гансы стреляют на фронте в отца твоего...", заявила она ребятам. В тот же день Женя весь в слезах прибежал домой. Бабушка, полячка, урождённая пани Байковска, быстро разобралась с этой учительницей, даже побила её, добавив при этом: "даже он был бы немцем, Карл Маркс, по-твоему, кто - узбек?" Но с тех пор в метриках у него появилась фамилия белорусского деда Ермолая Наумовича Евтушенко.

2 - ученик. В своей жизни он перевидал и пережил многое - страшный голод, когда думали, что он умрёт, немалые лишения. Но все невзгоды его только закалили.

Отец его геолог, писал стихи, которые были талантливы. Он любил поэзию и передал эту любовь своему сыну. Отец прекрасно читал на память и, если Евгений что-то не понимал, то всё объяснял по-порядку, что к чему. Бабушка, под попечением которой был Женя, не знала поэзию так хорошо, как отец, зато любила Т.Шевченко и часто читала его стихи на украинском. И это способствовало приобщению Евгения любви к поэзии.

3 - ученик. Позже Е.А.Евтушенко жил в Москве, учился в Литературном институте имени М. Горького. Стихи начал писать рано. Взрывной силе его публикаций способствовал период хрущевской оттепели и разоблачение культа личности Сталина. Автор знаменитых стихотворений "Бабий яр" и "Наследники Сталина", множество стихотворных сборников, переведённых почти на все языки мира, свыше 72-х языков. (Хронологическая таблица). Лауреат многих отечественных и международных премий, автор уникальной антологии русской поэзии "Строфы века". Кроме того прозаик, публицист, переводчик, сценарист, драматург, общественный деятель.

4 - ученик. Многие стихотворения Е.Евтушенко стали популярными песнями, особенно песня, прозвучавшая на весь мир "Хотят ли русские войны?" Е.Евтушенко-переводчик, открыл русскому читателю многих поэтов других республик.

Писатель активно участвует в общественной жизни. Частые поездки по всей стране и за рубеж обогащают его новыми темами и впечатлениями. Бывая за рубежом, Евтушенко пропагандирует опыт и достижения литературы, отстаивая её роль и значение в духовном прогрессе человечества.

5 - ученик. Е.Евтушенко - автор многих поэтических сборников. Большое внимание уделяет на острые политические и социальные проблемы и на ситуации сегодняшнего дня. В его поэтических произведениях выражается публицистический характер.

6 - ученик. Он взглядом охватывает весь мир ХХ века: Америку, Вьетнам, Италию и Сирию. Но всегда предельно конкретен. В стихах Евтушенко рваный ритм. Хорошо передаёт темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. Рифма поэта оригинальна. Вершиной поэтического творчества Евтушенко является поэма "Братская ГЭС", "1965" и многие другие вызвали большой отклик.

7 - ученик. Е.А.Евтушенко известен как мастер художественной фотографии, как прозаик, как киноактёр в фильме "Циолковский" и кинорежиссёр фильма "Детский сад". 80-годы поэт выступил с поэмой "Мама и нейтронная бомба". А в1984 году ему была присвоена Государственная премия СССР.

Слово учителя: И так, ребята, как вы уже сказали, что одной из популярных песен советской эпохи была песня Е.А.Евтушенко "Хотят ли русские войны?" Пусть как и раньше песни о войне согревают сердца ветеранов, фронтовиков, героев тыла, пусть напомнят всем нам о высокой святой любви и беззаветной преданности к своей Родине.

Время идёт. Уходят поколения славных людей, борцов и созидателей, защитников родной земли, но мы всегда помним об их исторических заслугах, ощущаем их святую веру, с пониманием и уважением и относимся к их "непоколебимой убеждённости". Мы признаём за ними право предшественников, без которых и мы могли бы не состояться или быть другими.

В минуты откровенности и духовного родства мы лучше их понимаем, мы гордимся ими, завидуем их душевной чистоте и устремлённости, их бодрости, оптимизму и вере в жизнь, которые и делают народов в своей массе бессмертным, неискоренимым и не подлежащим к забвению. Время идёт, и мы прощаемся с былыми идеями, как прощаются многие из нас с символами былой жизни, былой славы, как расстаёмся мы с Красным флагом, о чём так пронзительно и откровенно пишет Евгений Евтушенко:

8 - ученик.

Прощай наш красный флаг

С наивных детских лет

Играли в "красных" мы

И "белых" больно били.

Мы родились в стране,

Которой больше нет,

Но в Атлантиде той

Мы жили, мы любили.

Лежит наш красный флаг

В Измайлове врастяг,

Его на СКВ толкают наудачу.

Я Зимнего не брал,

Не штурмовал Рейхстаг,

Я - не из "коммуняк",

Но глажу флаг и плачу...

Мы строим иную жизнь и новое демократическое общество. И, слава Богу, многие из стали отчётливо сознавать: отрицая и зачёркивая прошлое, нельзя построить будущее. Оттого и обращаемся к вам с надеждой: читайте и перечитывайте слова этих поистине народных песен, которые пело не одно поколение.

Помните о них, и о вас будут помнить. Не размыкайте связь времён и поколений, которые всегда мечтают о новой и счастливой жизни. И вы, как они, убедитесь, что достичь этой цели невозможно без борьбы и Победы.

На слайде словарная работа. (Чтение слов и составление с ними предложений.)

Пашня - егістік. Кругом расстилались поля и пашни.

Эльба - река в Германии. Встреча произошла на Эльбе.

Учащиеся прослушивают запись песни.

Вы прослушали песню советской эпохи, которая не потеряла своей значимости и в наше время.

9 - ученик. Да, поэт утверждает, что русские не хотт войны. Это песня была обращена ко всему миру. А мир знал Советский Союз как государство, в котором люди разных национальностей: казахи и русские, латыши и туркмены, татары и армяне и т. д., все понималис под одной нацией - русские. Поэтому когда говорится о русском солдате, то подразумевается любая нация, населявшая СССР.

10 - ученик. Война 1941-1945 года коснулась своим холодным дыханием почти каждую семью. Мы знаем о ней не понаслышке . Мы же, молодое поколение, не видевшие войну, о войне знаем только из книг, кино и рассказов ветеранов войны. А также из школьной программы мы познакомились с несколькими произведениями, посвященных военной тематике. Где солдаты разных национальностей воевали плечом к плечу, объединенных во одно целое - советский народ. (Учащися перечисляют пройденные произведения.)

Учитель. То, что вы перечислили, это мала толика, капля в море из того, что написано о войне. А сколько ещё не прочитано нами, откуда мы узнаем ещё больше о войне, о его героях. Но у вас ещё всё в переди. Не ленитесь, берите книги, читайте, расширяйте свой кругозор. Любите книги, учитесь вдумчиво читать. Будьте начитанными, образованными гражданами нашего суверенного Казахстана!

Вопрос к ребятам: "Нам нужна война? Кому она нужна?". Ответ: "Нет! Никому не нужна война!" Ну тогда, давайте дадим характеристику двум словам антонимам: ВОЙНА и МИР. Две группы составят кластер к этим словам, а две группы к этим же словам напишут синквеин.

СИНКВЕЙН.

1.Мир. 1.Война.

2. Волшебный. Счастливый. 2. Кровавая. Бесчеловечная.

3. Создаёт. Радует. Сближает. 3. Убивает. Уничтожает. Калечит.

4. На Земле наступил вечный МИР. 4.Война уничтожает всё живое.

5.Жизнь. 5.Смерть.


Е.А.Евтушенко Хотят ли русские войныЕ.А.Евтушенко Хотят ли русские войны

страх

радость

улыбка

ненависть

болезнь

уверенность

учёба

страх

кровь

праздник

ВОЙНА

МИР

злоба

любовь

смех

горе

спокойствие

слёзы

нищета

жизнь

мечты

разруха

счастье

грабёж

ссора

дружба

- Сравните, между ними можно поставить знак равенства?

- Нет!

- Что бы выбрали, если вам предложили МИР да и только или войну, но в придачу очень много денег.

- Без раздумья, МИР.

Очень хорошо, ребята.

V. Рефлексия. 1. С кем мы познакомились сегодня на уроке? 2. Что вы можете сказать о поэте? Кто он? (поэт, драматург, публицист, переводчик, прозаик, сценарист, общественный деятель).

Благодаря поэту и его знаменитой песне мы определились в своём мнении, что мы не хотим войны, что нам не нужна война. Пусть она никогда не повторится.

В подтверждении этому мы споём очень добрую песню "Пусть всегда будет солнце!".

VI.Самооценивание. Взаимооценивание учащихся.

VII. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение "Хотят ли русские войны?" Мини-сочинение "Мои размышления о войне".




© 2010-2022