Итоговый урок по изучению древней литературы и литературы 18 века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы №2 в

с. Гладышево










Зачет в форме литературной игры

«Что? Где? Когда?»







Учитель :

Хорсева В.Н.


2012г.

Обобщающий урок по изучению древней литературы и литературы 18 века.

Зачет в форме викторины «Что? Где? Когда?»

Цель урока: выведение общих закономерностей древней литературы, литературы 18 века, проверка знаний учащихся.

Оборудование урока: репродукции с картин В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской»; стихи: Н. А Заболоцкий «Портрет», М. И. Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», А. А. Блок «Равенна», М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» музыкальный фрагмент арии Игоря из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.

По возможности создается непринужденная обстановка: класс разбивается на 2 команды, каждая команда садится вокруг стола. Капитаны выбираются заранее. Каждый вопрос обсуждается командой, отвечающего назначит капитан, учитывая желание игрока.

Ведущий (учитель литературы) вопросы адресует командам по очереди. В случае затруднения вопрос переадресовывается команде соперников.

На доске после ответа на каждый вопрос отмечается количество баллов, баллы получает и отвечающий игрок. В конце игры подсчитываем, сколько баллов набрала команда и отдельный игрок. Награда - оценка по литературе. Учащийся - игрок, получивший положительную оценку, может считаться сдавшим зачет по двум темам, указанным выше.

Заранее продумывается, какое количество баллов надо дать за ответ на заданный вопрос. Вопросы и одной, и другой команде должны быть одинаковой трудности.

Капитаны команд готовят заранее по два вопроса друг другу.

Вопросы 1 - ой команде.

  • Передать содержание мифа, который лег в основу трагедии «Прометей Прикованный».(5 б.)

  • Какова историческая основа «Слова о полку Игореве». (5 б.)

  • Устно проиллюстрировать один из эпизодов «Слова о полку Игореве». (5 б.)

  • Прослушайте стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью». О какой героине идет речь? Как относится поэтесса к Гамлету? (2 б.)

  • С какой целью Клавдий отправляет Гамлета в Англию? (2 б.)

  • Зачем Гамлет прикидывается безумным? (2 б.)

  • Назвать картину и ее автора. (Демонстрируется репродукция с картины Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской») (2 б.)

  • Прослушать музыкальное произведение и назвать его. Какое литературное произведение вдохновило композитора? (Звучит фрагмент арии Игоря из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина) (3 б.)

  • Кому принадлежат строки:

(Чтение отрывка из «Оды на день восшествия…» М.В. Ломоносова

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут. (1 б.)

Вопросы 2 - ой команде.

  • Передать содержание 5 - ой песни «Божественной комедии» Данте Алигьери. (5 б.)

  • Какие эпизоды «Слова о полку Игореве» вам хотелось бы проиллюстрировать? Сделайте это устно. (5 б.)

  • Изложить сюжет комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». (5 б.)

  • Кто станет освободителем Прометея? Как называется трагедия Эсхила, в которой об этом рассказывается? (2 б.)

  • Почему монолог князя Святослава в «Слове о полку Игореве» называют «золотым словом»? (2 б.)

  • Кто является теоретиком французского классицизма? (2 б.)

  • Назвать картину и художника, создавшего ее. (Демонстрируется репродукция с картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова») (2 б.)

  • Почему Гамлет, узнав от Призрака правду о смерти отца, не сразу убивает короля? (2 б.)

  • Кто посвятил стихотворение картине Ф.С. Рокотова, назвав его портрет? (Читается стихотворение Н.А. Заболоцкого «Портрет») (2 б.)

Блиц вопросы (1 балл за ответ на каждый вопрос).

  • На какие три рода делятся все виды художественной литературы?

  • К какому роду литературы относится комедия?

  • Бог - громовержец, главный бог греческих богов?

  • Что вы знаете о боге Атланте?

  • Чем не угодил Зевсу Прометей?

  • Кого из древнегреческих поэтов называют «отцом трагедии»?

  • Кому принадлежат следующие строки:

(Чтение отрывка из стихотворения А. А. Блока «Равенна»)

Лишь по ночам, склонясь к долинам,

Ведя векам грядущий счет,

Тень Данте с профилем орлиным

О Новой Жизни мне поет.

  • Как звали возлюбленную Данте Алигьери?

  • В каком городе родился Вильям Шекспир?

  • Какие произведения Шекспира вы можете назвать?

  • Назвать имя представителя французского классицизма, литературный псевдоним которого Мольер.

  • Назвать оды М.В. Ломоносова, изученные на уроке.

Список литературы:

  • Блок А. А. Стихотворения и поэмы. - Москва «Современник»

  • Древнерусская литература. - Центр духовного Возрождения Черноземного края, 1995.

  • Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. - Москва «Художественная литература», 1989.

  • Коровина В. Я.и др.: Литература: 9 кл.: Учебник в 2 ч. - Москва «Просвещение», 2007.

  • Коровина В. Я. и др.: Литература: 9 кл.: Методические советы. - Москва «Просвещение», 2003.

  • Коровина В. Я. и др.: Читаем, думаем, спорим…: 9 кл. - Москва «Просвещение», 2004.

  • Ломоносов М. В. Поэзия. Проза. Письма. - Воронеж «Центральное Черноземное книжное издательство», 1986.

  • Мифы и эпос народов мира. - Центр Духовного Возрождения Черноземного края, 1995.

  • Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы. - Москва «Рипол Классик», 2003.



Приложение 1

Информационная карта конкурсанта

Ф. И. О. конкурсанта полностью

Хорсева Валентина Николаевна

Место работы (полный адрес и название учебного заведения)

393545

Тамбовская область

Токаревский район

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы №2.

в с.Гладышево

Должность

Учитель русского языка и литературы

Контактная информация (номер телефона, E-mail)

8(47557)36232

[email protected]

Тема методической разработки

Древняя литература и литература 18 века

Класс, используемый учебник

9 класс.

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 9 кл.: Учеб.: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2007.

Тип урока

Урок обобщающего повторения.

Зачет в форме литературной игры «Что? Где? Когда?»

Ресурсы, используемые на уроке

Бородин А. П. Ария Игоря из оперы

«Князь Игорь»

Рокотов Ф. С. «Портрет А. П. Струйской» (репродукция)

Суриков В. И. «Боярыня Морозова»

(репродукция)

Перечень представленных материалов на конкурс

Конспект урока




© 2010-2022