Урок литературы в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева Муму

 Тема урока:Превосходство Герасима над челядью барыни.Протест против крепостничества.  Цели: Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения, показать губительную силу крепостного права; ΙI.Развивающие: развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев, охарактеризовывать литературного героя,  делать выводы; ΙII. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к человеку.     Урок сопровождается заочным экскурсом в XIX век и показом слайдов ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева МумуУрок литературы в 5 классе по рассказу И. С.Тургенева Муму

Урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Автор: Алимова Тамара Ивановна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Уртазымская СОШ»

Кваркенского района

Оренбургской области

Тема урока: « Превосходство Герасима над челядью барыни. Протест против крепостничества в рассказе И.С.Тургенева «Муму»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения, показать губительную силу крепостного права;

ΙI. Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, охарактеризовывать литературного героя, делать выводы;

ΙII. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к человеку.

Планируемый результат

Предметные и метапредметные универсальные учебные действия:

личностные УУД: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя индивидуальностью;

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, извлекать нужную информацию , а также самостоятельно находить её в материалах учебника;

коммуникативные УУД: формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

II.Заочный экскурс в XIX век. Почему именно в XIX век? Время изображения событий в рассказе.

Историческая обстановка на Руси в XIX веке. Первая половина -крепостное право, конец XIX века- отмена. Слайды 1,2, 3

Комментарии к слайдам.

- Крепостное право - это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ. Земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещиков определялось по количеству «душ» -крестьянам мужского пола (женщин за «души» не считали.)

- Помещики делали со своими крестьянами всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли - иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак

- Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крестьян крепостные художники, скульпторы, музыканты. Все они так же зависели от помещиков, как и те, которые работали на полях.

Словарная работа:

  • Крепостное право - форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.

  • Помещик (от слова «поместье», «усадьба») - дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.

  • Дворня - вся прислуга в барском доме и дворе.

  • Челядь, холопы - дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.

Даже в речи чувствуется рабская преданность. Обратить внимание на роль частички «с»

«Что угодно-с?»

III. Актуализация знаний.

1. Среди челяди выделяется одно «замечательное» лицо.

- Кто является этим лицом? Кому, по-вашему мнению, будет посвящен урок?

Выяснить лексическое значение слова «замечательное», здесь: отличное от других. (Его отличали: трудолюбие, степенность, способность любить, жалеть, радоваться, был справедливым, добросовестным, человеком, умеющим держать слово, обладающим силой духа.)

2. Чтобы понять, что из себя представляет герой, на что следует обратить внимание? (На портрет, на поступки, на обстановку, в которой он живёт…)

Герасим-

портрет главный поступки

имя герой обстановка

жесты, мимика рассказа внутренние переживания

отношение других к нему

(Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее "уважаемый", "почтенный")

IV. Работа по теме урока.

Портрет Герасима.

- Перечитайте второй абзац - характеристику Герасима. Как, какими средствами описывает автор героя? В чём особенности этой характеристики?

- Какое значение имеет физический недостаток Герасима для его характеристики?

- Какие слова передают отношение автора к герою?

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

И.С.Тургенев сначала обозначает общественное положение героя. Герасим - дворник, из числа челяди барыни, крепостной, не имеющий никаких прав. Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете приём контраста: Герасим был «самым замечательным лицом», «двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения». Последняя характеристика, говорящая об ущербности Герасима, тоже контрастирует с его могучим обликом. Этот физический недостаток обрекает героя на одиночество, на замкнутость, погруженность в себя. Недаром автор пишет, что в деревне Герасим жил один. В то же время глухонемота героя - это метафора бесправия, бессловесности крепостного человека, тем более нелепым, неестественным это выглядит при его богатырской силе.

Автор любуется своим героем. Он использует эмоционально окрашенную, даже возвышенную лексику: самым замечательным лицом, сложенный богатырем, одаренный необычайной силой, весело было смотреть на него… Завершается характеристика прямой авторской оценкой: «Славный он был мужик» и сочувствием: «…не будь его несчастье…»

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола - сильное

преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

(- он работал за четверых;

- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…) - Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет Тургенев? («Барыня взяла его из деревни». Как будто он нечто бездушное, как какая-то вещь. И здесь прием контраста, который сочетается с приемом парадокса: богатырь, которого, как вещь, может переместить немощная старуха. А какие глаголы-сказуемые еще более подчеркивают его бесправие? (привезли, купили, сшили,дали,определили)

Особенно ярко автор показывает губительную силу крепостного права на образе Герасима приемом сравнения

в начале в конце

дуб, вырванный с корнем великан, шагающий с

решимостью

здоровый бык, сильно и бодро шагал,

закрытый в вагоне, как лев

пойманный зверь

закрепощенный свободный

Чтение сцены возвращения Герасима в деревню (стр.225-226) здесь впервые появляется пейзаж.

-Как вы думаете почему? Какую роль играет пейзаж в концовке рассказа? (Герасим возвращается из мира лжи в мир естественности, и природа принимает его в объятья, указывает ему дорогу, наделяет силой)

-удивительный, музыкальный, яркий, великий, могучий тургеневский язык.

Подумайте: Почему Герасим подчиняется барыне? Почему он принимает решение самому «уничтожить» Муму? Почему он не ушел с ней в деревню? (Герасим не может ослушаться барыню: так устроен мир, в котором он живет. Он понимает, что «людишки» не пощадят собаки. Ему хватает мужества взять на себя этот грех.)- здравый смысл искажен, и виной тому - крепостное право.

Вывод. Только потеряв самое дорогое - Муму, Герасим разорвал внутренние оковы, освободился от рабской зависимости. Он впервые почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение. Очевидно, что гибель любимого существа была последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест. И поет в нем душа и природа вокруг.

V. Итог урока.

- Что послужило поводом, а что - причиной трагедии Герасима и Муму?

Домашнее задание. Составить характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока.








© 2010-2022