ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе

Вариант 4

  1. Прошло три года.

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком. 7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

(9)Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения. (10)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

(12) Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (13)Слепой сидел с опущенною головой, удивлённо прислушиваясь к этому грохоту. (14)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. (15)Многолюдная зала мгновенно притихла.

(16)В эту минуту вошёл Максим. (17)Старик слушал и ждал. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...

(19)И вдруг сердце Максима упало. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер. (22)И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый. (23)Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

(26)«Он прозрел, да, это правда - он прозрел, - думал Максим. (27) - Да, он прозрел... (28)На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

(29)И старый солдат всё ниже опускал голову. (ЗО)Вот и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой...

(По В. Короленко)

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) - русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель,заслуживший признание своей правозащитной деятельностью. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине. Основные произведения - «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».



Часть 1

Задания 1 - 6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

1 Какая тема не затрагивается в тексте?

  1. История личной жизни слепого музыканта.

  2. Отношение южнорусской публики к своим родным мелодиям.

  3. История жизни Максима.

  4. Впечатление, производимое музыкой слепого музыканта.

2 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос

«Почему сердце Максима упало?»

А) (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

Б) (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...

В) (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон.

Г) (24)На глазах старика появились слёзы.

3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предложениях 26-27?

А) Слепой музыкант стал видеть.

Б) Музыкант, как всякий слепой человек, очень эгоистичен.

В) Музыкант чувствует переживания людей.

Г) Слепой музыкант стал очень хорошо играть.


4 В каком из предложений используются антонимы?

А) (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе.

Б) (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений.

В) (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.

Г) (28) На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

5 В каком значении употреблено слово глубокой в предложении 9?

А)имеющая большую глубину

Б) отдалённая, глубинная

В) большая и сильная

Г) тщательно скрытая

6 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

А (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков... (19)И вдруг сердце Максима упало.

Б (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер.

В (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

Г (26)«Он прозрел, да, это правда - он прозрел, - думал Мак­сим. (27) -Да, он прозрел...»


Часть 2

Задания 1 - 9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм сердце упало в предложении 19 нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

2 Из предложений 2-4 выпишите слово с двойной согласной в корне.

3 Из предложений 12-15 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их значения.

4 Из предложений 10-13 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это полные страдательные причастия прошедшего времени.

5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Никто не признал бы его слепым, (1) если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама,(2) как говорили,(3) жена музыканта.

6 Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

7 Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

8 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

9 Среди предложений 17-25 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

© 2010-2022