Конспект урока русского языка в 5 классе

Урок развития речи. Цели урока: Обучающая: * раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования * дать понятие о метафоре как о средстве выразительности Развивающая: * развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь * развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение Воспитывающая: * воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова *воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения урока: 21.01.2014.

Тема: «Художественный стиль. Метафора».

Цели урока:

Обучающая:

* раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования

* дать понятие о метафоре как о средстве выразительности

Развивающая:

* развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь

* развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение

Воспитывающая:

* воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова

*воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

На уроке использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся (см. Приложение).

2.Репродукция картины художника Панова «Ромашковое поле»

3.Презентация «Ромашки» (в качестве иллюстраций)

4. Учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 5 класс, учебник для ОУ - М., Дрофа, 2012.

Эпиграф:

Нам дан во владение… поистине

волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Но не волнуйтесь, работайте чуть лучше, чем обычно, и все у нас получится. Мы продолжим изучение стилей речи и познакомимся с новым стилем, его употреблением и особенностями, подробно поговорим о таком понятии как «метафора».

2. Проверка домашнего задания.

- Итак, начнём. Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, научный).

-Для чего нужен разговорный стиль? (стр. 74, учебник)

-Что вы знаете о научном стиле (упражнение 134, страница 79, учебник)

Вопросы после ответа ученика:

- Мы знаем, что для общения друг с другом есть разговорный стиль. А для какой цели мы используем научный? (Без него нельзя передавать точные факты, научные знания, нельзя создать учебники, энциклопедии).

3. Формулировка темы.

- Итак, мы вспомнили, с какой целью используются разговорный и научный стили. Сегодня мы знакомимся с новым стилем - художественным. На какой вопрос, как вы думаете, мы должны ответить? (с какой целью используется художественный стиль? Или: зачем нужен х.стиль)

Запись темы.

4. Изучение нового материала.

- Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, надо изучить особенности художественного стиля.

Задание.

-Сравним два текста и определим, какой относится к научному стилю.

ТЕКСТ №1

1)Ромашка - травянистое растение семейства сложноцветных с одиночными цветками, белыми по краям и желтыми в середине. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой)

ТЕКСТ №2

2) стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКИ»)

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки - наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

Вопросы:

- Какой текст больше понравился? Почему? (Второй, так как он более красивый).

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Это художественный стиль, цель которого воздействовать на читателя. ( На доске записывается первая характеристика художественного стиля: «Воздействие на читателя»)

- Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ»

( Лето. Зелёный луг. На нём много-много ромашек. Дети бегают по траве, девочки плетут веночки.)

Автор помогает нам представить ромашку нежную, весёлую, словно живую, словесно создает картину, художественный образ. Значит, какая вторая особенность художественного стиля? (Создание художественных образов). Записывается вторая характеристика художественного стиля «Создание художественных образов»).

-В обоих текстах, которые мы прочитали, речь идёт об одном и том же предмете - о ромашке. Но первый текст строгий, сухой, неэмоциональный, а второй красивый. Что помогло нам представить ромашку, как живую, наделённую настроением? Найдите в стихотворении слова в переносном значении. Это метафоры. (Чтение определения метафоры в учебнике, стр. 94), запись слова «метафора» как характеристики художественного стиля.

- Запишем в тетрадь последнее предложение из этого определения: «Метафора - скрытое сравнение.» Подчеркнем подлежащее и сказуемое, объясним знак препинания. (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, так как и подлежащее, и сказуемое выражены существительными в именительном падеже).

Вывод: метафора - выражение в переносном значении, скрытое сравнение. В метафору можно подставить союз как: ромашка как маленькое солнце

Вид метафоры, когда неживому предмету приписываются признаки живого существа, называется олицетворением (об этом мы говорили на уроках литературы). Найдите олицетворение в стихотворении о ромашке (последняя строка)

5. Закрепление изученного.

Запишем на доске словосочетания: море улыбок, корабли пустыни, музыка волн.

Вопросы и задания:

-Какие словосочетания мы записали? (подчинительные)

-Приведите аргументы, или доказательства (есть главное и зависимое слово)

- Можно ли назвать эти словосочетания метафорами? Почему? (Они в переносном значении).

- В каком падеже стоят зависимые слова? (В Р.п.).

Вывод: один из способов составления метафор - составление словосочетаний со словами в родительном падеже.

ЗАДАНИЕ №1

Попробуем сами составить метафоры: соберите метафоры из предлагаемых слов: серебро (чего?)…, песня (чего?)…, огоньки (чего?)…, наряд (чего?)…, дорога (чего?), ситец (чего?) … (Серебро снега, песня ветра, огоньки инея, наряд берез, дорога жизни, ситец неба).

- Объясним метафоры в тексте:

ТЕКСТ№3

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. По легенде - ромашки в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

Удивлённо смотрят глаза ромашек на мир. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Распахнутые глаза ромашки глядят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

6. Практическая работа.

Метафоры встречаются почти во всех стихах. Упражнение «Добавь словечко, чтобы получилось стихотворение».

- Ребята, возьмите карточки на партах. Задание: прочитайте, вставьте пропущенные буквы, подумайте, как объяснить написание слов, закончите стихотворение, подчеркните метафоры.

ТЕКСТЫ №4

1)Погл..ди-ка из оконца,

Там - ромашка,

Капля .. (cолнца).

2) Распустились ромашки на поле,

Много - много красивых цветов.

И колыш..тся белое.. (море) -

Как мечта из несбыточных снов!

3) В пол.. расцвела ромашка-

Бел..снежная.. (рубашка),

Лепесточки раз и два...

Все р..зные.. (кружева).

Межпредметные связи: работа с картиной Панова «Поле ромашек»

- Итак, в художественном стиле писатель создает художественный образ, используя средства выразительности. Если художник рисует картины природы красками, то писатель - словами. Давайте рассмотрим картину Панова «Поле ромашек»

Что же здесь изображено? (Репродукция картины демонстрируется с помощью мультимедийного устройства). Давайте попробуем составить по ней предложения, используя метафоры. Запишем самые удачные (В зелёной бархатной траве рассыпаны тысячи солнц! Во все стороны тянутся лучики, торопятся поделиться со всеми теплом и светом.)

- Молодцы! У вас получилось создать картину природы словами. Значит, вас можно назвать художниками слова. Послушайте стихотворение, которое словно к этой картине было написано. Стихотворение построено на использовании метафор.

Драго О. «Белые рубашки…»

Белые рубашки

В жёлтенький горошек

Вышили ромашки

Вдоль лесных дорожек,

Нет, глазунью это

Из яичек мелких

Разложило лето

На полях - тарелках!

Вы не так смотрели:

На полях - салфетках

Отдохнуть присели

Солнышкины детки!

Желтые конфеты

Белые бумажки -

Знают все ответы

Хитрые ромашки!

Обойду сторонкой,

Пусть растут привольно.

Лепестки не трону…

Вдруг им будет больно

7. Обобщение изученного материала и выводы по уроку.

-Итак, сегодня на уроке мы подробнее изучили художественный стиль речи. Обобщим изученное.

Вопросы.

- Назовите особенности художественного стиля.

- Где используется художественный стиль?

- Что такое «метафора»?

- А теперь вернемся к главному вопросу нашего урока. Так зачем же нам нужен художественный стиль? (Он помогает создать художественные образы, без которых нельзя написать рассказ, повесть, стихотворение. Создавая художественные образы, автор воздействует на читателя - учит нас быть добрыми, отзывчивыми, любить природу, чувствовать красоту родного языка. Чтобы сильнее воздействовать на читателя, сделать произведение ярким, выразительным, автор использует средства выразительности, например метафоры).

8. Итог урока.

- Подведем итоги. Каждый старался и достиг определённых результатов. Всем спасибо за работу.

9. Домашнее задание (на выбор ): составить небольшой рассказ о зиме с использованием метафор, сочинить стихотворение, подобрать метафоры из учебника литературы.

Урок окончен.













© 2010-2022