Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л. В

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики












Из опыта работы

учителя школы-гимназии

Акимовой Л.В.




Составитель: Акимова Л.В.

Рецензенты:

Ташимова К.К., директор школы-гимназии, учитель математики высшей категории.

Рузахметова Б.Т., учитель математики высшей категории

Автор: Акимова Л.В.

Обобщение опыта: Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.



Как обычный урок сделать необычным, а скучный материал представить интересным. Об этом в доступной форме рассказывается в данной работе. Учитель считает, что поддержать интерес ребенка к учению, можно только в том случае, если девизом современного урока будут такие слова: «Покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму». Учитель ставит во главу активизации познавательной деятельности учащихся технологию развивающего обучения, которая учит детей логически мыслить, постоянно тренировать свой ум, решать умные задачи, действовать активно, самостоятельно находить верные решения в нестандартных ситуациях. В работе показано, как применение таких образовательных технологий, как икт, игровая, личностно-ориентированная взаимодополняют друг друга и позволяют активизировать познавательный интерес детей к предмету «математика» на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе. Применение различных форм активизации учащихся удачно показано на практических примерах из опыта работы учителя, что вызывает интерес к ней и доказывает, что именно эти формы способствуют повышению интеллекта, развитию у учащихся чувства уверенности в своих силах. Развитие познавательного интереса позволяет ученикам добиваться значительных успехов в учёбе, а самое главное - не потерять интерес к получению знаний. Как этого достичь показано в данной работе учителя.


То, для чего открыто сердце,

не может составить секрета и

для разума

Введение. Л. Фейрбах.


Вот уже более двух десятков лет перед каждым началом учебного года моё сердце замирает в ожидании чуда: встречи со своими любознательными «почемучками», их глазами нараспашку в ожидании новых открытий, которые должна подарить им родная школа. Больше всего боюсь обмануть их надежды, погасить своими неправильными действиями их чрезмерную активность как в жизни, так и на уроках. Понимаю, что я как раз тот человек, который должен снять у детей страх перед школой, сделать её местом детской радости, направлять и развивать их умственную активность. Ещё в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Одним из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению». С.И. Ожегов так поясняет значение слова «активизировать» - пробуждать к активности, усиливать действия, оживлять. Вот уже в течение многих лет я работаю над активизацией учебного процесса. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Эта проблема меня и беспокоит , так как учебно - познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.

Учеба - труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке. Этот интерес нужно сохранить. Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь».

Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснения учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные».

Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом - для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала. Для этого широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного материала по изучаемому вопросу, полученного из нескольких источников.

Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе осознанного применения, предполагающего теоретическое обоснование практических действий, с одной стороны и практическое приложение законов и правил - с другой. Частые переходы от теорий к практике и наоборот, являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями. Упражнениям должно предшествовать усвоение тех исходных теоретических положений, которые определяют содержание выполняемых практических действий. Только в этом случае при упражнении осуществляется сознательное применение теоретических знаний

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего на уроке. Сосредоточение внимания учащихся с помощью активизирующих вопросов на преодоление трудности, создание ситуации успеха, игровые моменты,развивающие задания,использование икт- всё это повышает уровень восприятия и способствует включению детей в активный познавательный процесс. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы:

-наглядные

-частично-поисковые

-практические

-ситуативные

-ассоциации

Повышению интереса к урокам способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, аукционы, уроки - путешествия, деловые игры, уроки - праздники (КВН, клуб знатоков).

Какая либо форма урока определяется в соответствии с той или иной темой урока и предметом - математика, русский или чтение, познание мира.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Значит надо хорошо знать индивидуальные особенности детей.

Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналоги. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, а видеть и рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться и слышать, специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает их планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

Осуждая разные варианты поиска, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. Решение творческих, логических, проблемных заданий разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут еще в больше степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети, слабоуспевающие, решая задания нестандартные, но относительно легкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями.

Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса - залог положительного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения

Активизация познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Обучение - педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса избирательной, целеустремленной направленности ученика на приобретение тех или иных знаний.

Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Активизация познавательной деятельности учащихся тесно связана с применение современных технологий, на которые я опираюсь в учебном процессе.

Технология развивающего обученияАктивизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Личностно-ориентированная технология

Интерактивные формы

обучения


Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.



Игровая технология


Я выделила для себя в своей работе главное: видеть прежде всего в ученике личность

Личность - это человек, как субъект отношений сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Но личностью человек становится в процессе развития.

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании технологии развивающего обучения.

Развивающее обучение - это такое обучение, при котором формы методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.

В основу своей работы я ставлю технологию развивающего обучения. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. Развивающее обучение сосредоточено на том, чтобы дети учились творчески, учились активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. В учебниках, построенных на принципах развивающего обучения, новое содержание образования, новые методы и формы работы, которые действительно направлены на раскрытие индивидуальных наклонностей и способностей младших школьников. Развивающее обучение привлекает также своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития. Добрые, доверительные отношения между учителем и учащимися, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлеченности детей учением - все это позволяет каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности.

Одним из главных направлений в моей работе является развитие творческих способностей учащихся . Я выделила основные принципы развития творческих способностей учащихся:

принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся

  • обучение в соответствии со структурой мышления школьника -подлинно «детский путь» в мир знаний;

принцип постоянного внимания к развитию способностей

  • использование разнообразных подходов в обучении, обеспечивающих создание позитивной динамики развития индивидуальных способностей школьника;

принцип активной самостоятельной деятельности

  • побуждение к самостоятельной деятельности учащихся на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу до составления модели и алгоритма действий в нестандартной ситуации;

принцип соревнования

  • создание ситуаций личностных и командных взаимоотношений с элементами соревновательной деятельности, направленных на получение более высокого результата, формирование неподдельного интереса, что способствует максимальной самореализации личности, делает процесс обучения интересным и богатым по содержанию;

принцип профессионализма

  • ежедневная работа по закреплению навыков, повторению ключевых идей и методов, с целью овладения школьниками системой опорных задач;

принцип полной нагрузки

  • поддержание высокого уровня занятости и заинтересованности в успехе каждого учащегося на протяжении всего обучения;

принцип яркости

  • использование красочных, оригинальных наглядных средств обучения с целью формирования у школьника запоминающихся образов, способствующих более прочному усвоению изучаемого материала.

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Я считаю можно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет.

В своей работе я использую элементы развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова, у которого основной мотивацией учебной деятельности является - познавательный интерес. Методика Л.В. Занкова предлагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

По системе Занкова урок остается основным элементам образовательного процесса, но функции, форма организации могут существенно варьироваться.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Это цель достигается следующими путями:

  1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

  3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания.

  4. Оценивание не только конечного результата (правильно-неправильно), но и процесса деятельности ученика.

  5. Поощрение стремления ученика находить способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

И наконец 6 одно из самых главных: создание проблемных ситуаций. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

А) учитель сам ставит и решает проблему;

Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

В) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

На каждом уроке математики я ставлю проблему, без создания проблемных ситуаций урок математики немыслим. Использую задания развивающего характера. В проведение уроков включаю логически-поисковые задания. Все эти задания разнообразны: это - арифметические ребусы, « цепочки» примеров, «магические квадраты», задания логического характера, задачи на смекалку, игры математического содержания, «мозговые атаки». Некоторые из заданий использую для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами, отдельными учениками. При использовании этих заданий учащиеся часто оказываются перед проблемой выбора хода решения, им нередко приходится применять знания в совершенно новых условиях. Все рассуждения целесообразно проводить вслух. Этому уделяю большое внимание на уроках.

Приведу несколько примеров, используемых мною заданий на уроках математики:

1. Продолжи числовой ряд.

6, 9, 12, 15 ….

Составь бусы

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

5

15

35

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

26Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

16Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

56


3. При решении задач ставлю проблемные вопросы: Вот один из примеров:

1 У Миши 5 машинок. А у Коли в 2 раза больше. Сколько машинок у Коли .

2 У Миши 5 машинок. А у Коли на 2 машинки больше. Сколько машинок у Коли?

Проблемные вопросы:

- Чем похожи задачи?

- Чем отличаются задачи?

- Чем похожи решения?

- Чем отличаются решения?

- Какой вывод можно сделать?

- Что значит в 2 раза больше?

- Что значит на 2 больше?

4. Задания по восстановлению пропущенных цифр:

4 * 5 8 * 4 = 32

* 6 * 32 : * = 4

7 3 6 ** : 4 = 8 и т.п.

5. Найти ошибки и исправить их

24 - 6 = 17 4 + 2 = 2 ▪ 3

36 + 5 = 42 2 ▪ 8 = 9 + 9

6.Числовые выражения могут быть заданы в форме таблицы, окошек, рамок,

и т.д. Например, задание: заполнить недостающие числа в таблице

.

Уменьшаемое

56

95

64

Вычитаемое

43

24

65

Разность

61

32

7. «Незадачливый математик»

Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.

Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка.

Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.

Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

«Эстафета»

Цель: Развитие операций мышления (анализ, сравнение), закрепление учебного материала.

Описание: На карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Количество примеров соответствует количеству учащихся сидящих в каждом ряду.

Задание: Все ученики, сидящие на последних партах, получают по одной карточки . Решив первый пример, ученик передает карточку на следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.

«Математическая тучка»

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.

Описание: Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки и к ней крепится карточка с числом. И также вырезаются капельки с числами.

Задание: На доску крепится тучка с числом и капельки. Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают вторые пары капелек.

«Цветик - семицветик»

Цель: Развитие внимания.(устный счёт)

Описание: Из цветной бумаги делается большой и красочный цветок. На лепестках цветка написаны числа, а в середине математические знаки (+ или - ) и число.

Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске, выбирают лепесток, составляют пример и решают его устно.

«Мальчики - Девочки»

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Описание: На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне у одних карточек синий круг, а у других - красный.

Задание: Учитель показывает пример классу и перевертывает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного - девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок.

Приведу пример урока математики в 3-м классе по теме "Закрепление таблицы умножения на 8"







Ход урока

I. Постановка темы и целей урока.

- На прошлом уроке мы с вами составили таблицу умножения на 8 и соответствующие таблицы деления. Вы дома её учили. А сегодня у нас урок закрепления.

Урок "Закрепление"
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Что ты будешь закреплять?

А поможет нам путешествие во вселенную. Посмотрите на доску. Что вы видите? (На доске прикреплены звёздочки, каждая звёздочка представлена в виде весёлого и грустного личика).

- На какие 2 группы их можно разделить? (Грустные и весёлые). Закройте глаза.

(Учитель убирает звёздочки с грустными лицами).

- Что изменилось? (Остались только звёздочки с весёлыми лицами).
- Какое настроение они дарят? Возьмите для себя звёздочку. Желаю вам хорошего настроения и успеха в работе.

II. Устный счёт.

А начнём работу с устного счёта.

1) Отправимся в путешествие к далёким звёздам. Найдите среди звёзд, звёзды с результатами умножения на 8. Выпишите их. Какие результаты лишние? Каких результатов умножения на 8 нет? Запишите их. (Представьте числа в виде произведений двух однозначных множителей.

2) Какое созвездие нас ждёт впереди? (Большая медведица) Решите цепочку примеров: 32 : 4 х 3 : 6 х 3 : 6 х 4 х 8 = 64 (Учащиеся устно решают, ответ записывают в тетрадь).

картинка с планетами.

В черном космосе Солнце сияет
И планеты освещает и обогревает.
Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

3) Настоящие исследователи космоса умеют точно всё высчитывать. Рассчитаем наш путь, заполнив таблицы.

Множитель

5

7

6

7

8

6

Множитель

2

7

4

8

8

6

4

Произведение

42

21

63

40

64

48

36

Делимое

64

32

72

24

48

40

8

Делитель

8

2

3

5

10

7

Частное

8

4

9

6

8

1

8

(Учащиеся называют компоненты и результат действий).

- Планеты находятся на разных расстояниях от Солнца и вращаются вокруг него по эллиптическим орбитам с разной скоростью, в одном направлении и почти в одной плоскости.

4) Есть ли жизнь на этих планетах, пока мы не знаем. Но нам встретилось инопланетное существо. Расшифруем его задание. Нужно поставить простым карандашом внизу порядок действий (учащиеся на индивидуальных карточках выполняют задание):

($ + &) - (& : #) : Q
Z х V + J : Y х &
$ : ( # х W)
L - $ х (U : Y) х R + W

- Продолжаем открывать тайны Вселенной. Вот так расположены планеты по отношению к солнцу:

Первый Меркурий, Венера - вторая,
Третья - Земля, Марс - четвертый.
Эта планет группа земная
Все каменные, с поверхностью твердой.
Дальше четыре газовых планеты,
На которых земной тверди нет,
Огромный Юпитер, кольценосный Сатурн,
И еще два гиганта - Уран и Нептун.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока.

1) Решите примеры и вы откроете название самой большой планеты солнечной системы. (Учащиеся решают примеры из учебника , записывают их в тетрадь.

П 36

Ю 35

А 0

Р 18

Т 56

О 56

Е 54

Т 3

В 72

И 48

Н 72

У 0

35

36

48

3

54

18

Ю

п

и

т

е

р

Юпитер - газовая планета и по массе в 318 раз больше массы земли. Он имеет 63 спутника.

2) Роботы - помощники человека в космосе. Они о чём - то спорят. Сравните и решите задачи.

- Как удобно записать задачу кратко? (В таблице)
- Что такое 8 наборов? (Количество)
- Что такое 80тенге? (Стоимость)
- Что сказано о цене? (Не знаем, но у всех одинаковая)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько стоят 5 таких наборов)
- Что надо найти? (Стоимость)
- Скольких наборов? (5)
- Какая цена? (Одинаковая)

Цена

Количество

Стоимость

?

Одинаковая

8 н.

80 тг.

5 н.

? тг.

Запись решения учеником на доске

  1. 80 : 8 = 10 (тг.)

  2. 5 х 10 = 50 (тг.)

Ответ: 50 тенге стоят 5 наборов.

б) Прочитайте задачу 2. Решите самостоятельно.

  1. 80 : 8 = 10 (тг.)

  2. 60 : 10 = 6 (н.)

Ответ: 6 наборов.

Взаимопроверка решения задачи в парах.

- Чем отличаются задачи? (Вопросами)
- Что в задачах одинаковое? (Условие)
- А в решении? (Первое действие)
- Чем отличаются решения? (Вторым действием, в первой находим стоимость, а во второй - количество).

V. Домашнее задание.

Мы всё выполнили на уроке и можем возвращаться на нашу планету Земля.

VI. Итог урока.

Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? Какие трудности испытали? Добились ли вы своей цели? Кто может сказать про себя, что теперь он знает таблицу умножения ещё лучше? А звёздочка пусть вам создаёт настроение и на других уроках.

VII. Оценивание работы учащихся на уроке.

Итак, развивающее обучение - это такое обучение, при котором формы методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.

Игровая технология при активизации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку образование - процесс, который без активных усилий ученика обречен на провал, считаю своей первоочередной задачей вызвать и постоянно поддерживать у детей желание учиться Но независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. В своей практической работе я использую как взаимодополняемые следующие технологии: игровая, личностно-ориентированная, применение икт.

Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. В этих случаях я обращаюсь к игровой технологии Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра - не развлечение, а сама жизнь.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению. Игровая технология строится как целостное образование, охва­тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых ситуаций из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

Использование развивающих игр на уроках математики помогает мне глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д., сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Использую в работе такие задания:

"Тучка" На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.

Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра "Молчанка", использование которой на уроках традиционно. Составление примеров связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Обращаюсь от имени Буратино и Незнайки и др. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.





Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.













Найди закономерность

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.















Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.









В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Урок - игра, урок - путешествие в сказку особо любимы детьми. И вот здесь я остановлюсь на применении ИКТ, без которого невозможно провести урок на современном уровне.

Использование ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности.

По моему мнению, в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная пословица. Дидактический материал ИКТ разнообразен по содержанию и по форме. При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: электронные учебники; презентации к урокам; логические игры; тестовые задания; интернет ресурсы; электронный учебник по математики, разработанный в соответствии с Государственным стандартом среднего общего образования РК, электронные энциклопедии, уроки «Кирилл и Мефодий», электронные тренажёры и другие видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.Всё это позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки провожу в мультимедийном кабинете. У каждого учащегося компьютер Ученики с увлечением работают по электронным учебникам математики. На таких уроках у меня никогда не возникает проблемы, как активизировать внимание каждого учащегося Могу с уверенностью сказать, что самыми любимыми являются именно такие уроки. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие тему урока, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, "как лучше рассказать материал", к тому, "как лучше показать". Мои ученики становятся участниками увлекательных путешествий в страну математики .где задания задаёт не учитель .а сказочные герои Космик, Совёнок при правильном решении задания они же произносят похвальные слова «молодец», «умница»,где цифры можно перемещать при помощи компьютерной мышки А как загораются у детей глаза когда они находят правильные ответы в развивающих заданиях с «ловушками». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет мне воссоздать реальную обстановку деятельности, позволяет более рационально организовать урок, сделать его красочным, наглядным ,насыщенным, концентрирует внимание учеников. Я стремлюсь к тому, чтобы все ученики были погружены в работу, заинтересованы в успехе на протяжении всего занятия. В сценарии уроков включаю различные материалы, чередуя изображения с рассказом, цитированием. На уроках с компьютерной поддержкой высвобождается время, которое использую для дополнительного объяснения материала и его закрепления. Учу детей анализу визуальной информации: осознанию общей структуры предложенного изображения; расчленению, зрительному анализу информации; составлению плана работы. Мне удаётся пробуждать активность учащихся путём интересной постановки вопросов, привлечения школьников к совместному решению проблемных ситуаций.

Активизация познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированной технологии.

Основная задача, которая ставится мною перед каждым учеником, - это научиться мыслить и овладевать фундаментальными знаниями. Подлинные фундаментальные знания - это, прежде всего, глубокое понимание сути изучаемых явлений, поиск и постановка задач, формирование гипотез, испытание их на правдоподобие. Фундаментальные знания гораздо проще получать, имея прочные вычислительные навыки. Когда ребёнок выполняет вычисления легко и быстро, то успешно и интересно идёт творческая работа, осуществляется индивидуально-личностное развитие. Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков пользуюсь различными методическими приёмами. Каждый урок начинаю с разминки, в ходе которой провожу актуализацию субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений), а затем на протяжении всего урока стремлюсь создавать такие условия, в которых учащиеся вынуждены выполнять простейшие математические вычисления ,совершенствуя свои вычислительные навыки. Чтобы придать оригинальность и красоту устной работе с классом практикую игры «Быстрый счётчик», «Математический футбол», «Математическая эстафета», В качестве закрепления нового материала успешно применяю игру «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь - приобщить даже самых пассивных учащихся к учёбе.

Реализуя на практике принцип активной самостоятельной деятельности, всегда помню педагогическую мудрость, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе так же вредно, как и ее недооценка. Чтобы работа детей была более продуктивной, на карточках с заданиями обязательно пишу: желаю успеха, ты это сможешь, я в тебя верю, у тебя обязательно получится. На мой взгляд, «эмоциональные поглаживания» (доброжелательная улыбка, похвала и одобрение, поощрительная интонация, успокаивающее прикосновение), «авансирование» должны занимать в практике учителя достаточно основательное место. Исследования психолога подтверждают, что такая атмосфера способствует тому, что каждый ребёнок раскрывает свои способности, реализуя своё творческое начало.

Организуя обучение математике, обращаю специальное внимание на развитие умений учащихся работать самостоятельно. Сразу после объяснения нового материала провожу обучающие самостоятельные работы с незамедлительной проверкой. Её результаты дают мне четкую картину того, какова степень понимания нового материала. Исходя из них, намечаю дальнейший план действий: кому из учащихся можно переходить к применению полученных знаний в различных ситуациях, а кому необходимо дополнительное время для осознания предложенного материала. Персональный учёт знаний позволяет подобрать программу индивидуального продвижения учащихся по ступенькам знаний. У каждого учащегося имеется дополнительная тетрадь в которой он выполняет дифференцированные самостоятельные работы. На уроке отрабатываю знания по определённым темам, по результатам проверочных работ отрабатываю пробелы знаний с учащимися в индивидуальной форме Получается .что тему урока мы с учащимися повторяем несколько раз. Таким образом добиваюсь осмысленных математических понятий. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся. Стремлюсь к тому, чтобы все ученики были погружены в работу, заинтересованы в успехе на протяжении всего урока.

Чтобы выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики, не отказываюсь от тренировочных самостоятельных работ, хотя понимаю, что они мало способствуют умственному развитию детей. При их выполнении оказываю необходимую помощь сама или привлекаю к этой деятельности учащихся-консультантов. Достаточно часто практикую работу в парах сменного состава, что позволяет сильному ученику научить более слабого. Слабоуспевающие учащиеся легко включаются в учебную деятельность, чувствуют поддержку, выполняют самостоятельное задание успешно. Направлять работу детей, чьи умения только создаются, помогают специальные карточки, на которых указываю план работы и даю образец решения. При работе с такими заданиями на уроках 60-80 % времени выделяю для индивидуальной работы. Практикую нелинейную конструкцию учебного занятия: во время того, как класс выполняет самостоятельную работу, ликвидирую индивидуальные пробелы с отдельными учениками. Таким образом, в течение урока практически каждый обучающийся получает персональную помощь педагога .Моя задача - не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. И вот здесь прослеживается личностно-ориентированный подход, который является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами в обучении считаю удовлетворение познаватель­ных потребностей и сильных, и слабых уча­щихся с учетом их индивидуальной подго­товленности, индивидуальных качеств каж­дого.

Входя в класс, вспоминаю слова О. Мандельштама: "Не сравнивай! Живущий несравним!"

При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. Развивающее обучение привлекает также своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития. Добрые, доверительные отношения между учителем и учащимися, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлеченности детей учением - все это позволяет каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности.

Заключение.

В заключение я могу сделать вывод, что можно выделить следующие методы и способы активизации познавательной деятельности учащихся:

  1. Личностно-ориентированная технология на основе создания ситуации успеха;

  2. использование технологии развивающего обучения; ведущий метод-проблемное обучение;

  3. решение нестандартных задач;

  4. использование нетрадиционных типов уроков;

  5. межпредметная интеграция;

  6. использование игровых технологий; ведущий метод-игра;

  7. использование информационных технологий;

  8. использование коммуникативных технологий; ведущий метод-общение;

  9. творческая работа учащихся.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, "воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы". Я считаю, что использование инновационных методов принесло мне хорошие результаты Предмет математика стал любимым у учеников уже с 1 класса

Динамика роста интереса к математике учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.









Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.



Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.



ЕАктивизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В.сли интересен предмет, следовательно повышается мотивация обучения, что положительно сказыается на результативности.

Я думаю, что любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся начальных классовИ учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

ЯАктивизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики Из опыта работы учителя школы-гимназии Акимовой Л.В. строю уроки математики так ,чтобы обучение представлялось для моих учеников серией маленьких открытий, по ступенькам которых дети уверенно поднимались бы всё выше и выше.

Каждая минута, секунда урока должна превратиться

В знание, открывающее горизонт науки,

Мысль, зажигающая сердце,

Умение, вооружающее руки,

Убеждение, определяющее характер






















Используемая литература


  1. «Юным умникам и умницам» методическое пособие для 3 класса Москва РОСТ 2007г.


  1. Н.Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников». Москва «Просвещение» 1988г.


  1. В.С. Кукушин «Современные педагогические технологии в начальной школе» Ростов- на Дану «Феникс» 2003г.


  1. А.К.Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». Москва «Просвещение»2003г.


  1. «Настольная книга учителя начальных классов». Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г.


  1. Интернет ресурсы



















Содержание





1. Введение 3-7

2. Активизация познавательной деятельности учащихся 7-15

при использовании технологии развивающего обучения.

3. Игровая технология при активизации познавательной 15-18

деятельности учащихся

4. Использование ИКТ, как средство активизации 18-19

познавательной деятельности

5. Активизация познавательной деятельности на основе 19-21

личностно- ориентированной технологии

6. Заключение 21-23



7.Используемая литература 24




26

© 2010-2022