Урок в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Урок в 6 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». Технологии: информационно-коммуникационные (интерактивная доска), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления (кластеры, схемы). Использование межпредметных связей с ИЗО, музыкой, математикой. Цель: формирование опыта школьников, подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Уроки по имени прилагательному имеют эффект нанизывания знаний, тип урока - комбинированный. Новая тема изучается в форме лингвистического исследования с опорой на опыт и знания школьников. Дифференцированные задания позволяют учащимся оценить свои возможности и работать в зоне собственного развития. Работа в парах позволяет в большом классе осуществить взаимопомощь, добиться лучшего понимания и усвоения знаний.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс:6

Дата: 6.02.2014г.

Учитель: Бочкарева Т.Р.

Тема: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Цель: изучить правила дефисного и слитного написания сложных прилагательных.

Задачи:

  1. Задачи, направленные на достижения личностных результатов:

- развитие навыка самостоятельного решения лингвистических задач;

-воспитание чувства дружбы, эстетическое воспитание;

2. Задачи, направленные на достижения метапредметных результатов:

- совершенствование способностей работы с понятиями, текстом,

- развитие умений рефлексировать, классифицировать и обобщать изученный материал;

-формирование умения работы с текстом.

3. Задачи, направленные на достижения предметных результатов:

- формирование умений дефисного и слитного написания сложных прилагательных;

-развитие устной и письменной речи;

-развитие навыка выполнения заданий ГИА.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, ноутбуки, электронный тест, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Подготовка к восприятию новой темы

Слайд 1 (портрет Ф.И. Шаляпина)

Звучит фрагмент песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина «Вдоль по улице».

-Здравствуйте, ребята! Вы узнаете голос этого певца?

-1 февраля 1873 года (141 год назад) родился великий русский певец Федор Иванович Шаляпин.

- Опишите исполнение песни. (громкое, торжественное, величавое)

-Слова какой части речи вы использовали? (Имена прилагательные)

-Итак, ребята, мы продолжаем с вами изучать имя прилагательное как часть речи.

  1. Проверка д/з.

(Имя прилагательное - это)

Слайд 2 (Проверка д/з)

-Как вы справились с домашним заданием? (ответы экспертов по рядам).

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте домашнее задание, поставьте отметку по критериям (1 - 2 ошибки - 4, 3-4 ошибки -3, 5 и более ошибок - 2). Если не обозначены орфограммы, оценка снижается на 1 балл.

Упражнение 374

н

нн

масляное пятно

овчинная шуба

юный спортсмен

оловянный солдатик

песчаный берег

безветренный день

глиняный горшок

регистрационный номер

комариный укус

Бесчисленные звезды

торфяное болото

деревянный стол

румяное лицо

стеклянный шар

ветреный день

чугунный рельс

мышиная нора

клюквенный сок

кожаный портфель

соломенная крыша

-С какой орфограммой вы работали дома? (Н и НН в суффиксах прилагательных).

-Какие еще орфограммы мы изучали в разделе «Имя прилагательное?» (№ 37 Гласные о-е после шипящих в суффиксах, №36 не с прилагательными, №39 Суффикс к и ск).

  1. Повторение. Контроль знаний.

-Запишите число. Классная работа.

3 учащихся работают по карточкам,

2 учащихся решают тест на ноутбуках,

1 учащийся готовит ответ по теме «Не с прилагательными»,

1 учащийся выполняет работу на интерактивной доске по теме «Гласные о - е после шипящих), 1 учащийся выполняет работу по теме «Н и нн в прилагательных»

Остальные пишут числовой диктант.

Зеленые листья, орлиный клюв, деревянный подоконник, авиационный клуб, соломенная крыша, румяные щеки, ветреный день, кухонная утварь, письменный стол, экскурсионный маршрут.

Ответ: 1 122 211 222 (проверка)

-Проверка работы у доски, устных ответов (оценка)

  1. Изучение новой темы.

-Ребята, обратите внимание на портрет Шаляпина. Среди 130 портретов, сам Шаляпин любил эту работу больше всего. И это не случайно, ведь эту картину написал его друг - великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев.

Прочитайте текст, в котором рассказывается о том, как это было.

  1. Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырвать из себя, прикованного к креслу-каталке, ринуться в поток могучего творческого порыва и взлететь. Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к креслу, в сторону. Приходилось работать, задрав голову кверху. Два с половиной месяца отданы портрету.

В портрете - картине художник изобразил и свою страну детства.

-Ребята, что вы можете сказать о художнике?

-О чем этот текст? ( о дружбе, о стремлении жить)

- Найдите в тексте сложные слова.

Выступление учащегося по теме «Сложные слова».

Звучит песня в исполнении Шаляпина.

-Ребята, какой все-таки у Шаляпина громкий голос. А как можно назвать человека с громким голосом одним словом? (Громкоголосый)

-Запишите это слово в тетради и на доске. В чем особенность этого слова? Как оно образовано? Как будете писать? (Это сложное имя прилагательное).

-Определите тему нашего урока.

Тема: «Правописание сложных имен прилагательных».

-Какие задачи мы перед собой поставим?

(Узнать, как пишутся сложные имена прилагательные. Научиться писать сложные имена прилагательные).

-Посмотрите на картину и придумайте сложные прилагательные (какой снег?), какие деревья, какие краски, какое лицо, какие щеки у детей?

-Запишите слова в тетради так, как считаете нужным.

-Посмотрите на кластер и скажите, как пишутся сложные прилагательные?

Лингвистическое исследование:

Посмотрите на примеры и определите, как пишутся сложные прилагательные.

- Прочитайте правило и заполните кластер.

Желто-синий, светло-голубой, юго-западный, северо-восточный, литературно-музыкальный, русско-английский, железнодорожный.

-Составление кластера по теме с опорой на учебник (примеры записываются в тетради).

Вывод по правилу.

  1. Закрепление.

  1. Упражнение 379. (распределяем слова)

  2. Упражнение 380 (работа в парах, устная проверка).

  1. Рефлексия.

-О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Какое открытие вы для себя сделали?

-Повлиял ли урок каким-то образом на ваше отношение к миру? К друзьям?

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

  1. Д/з. 1. Написать сочинение-миниатюру по картине Кустодиева «Шаляпин» - «5» с использованием сложных слов.

Упражнение 383 - «4», упражнение 381 - «3». Параграф 66, орфограмма 40 - учить.








Работа по карточке

ФИ_______________________________ Дата______________________

Задание на «3»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

Задание на «4»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте все известные вам орфограммы

Задание на «5»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте все известные вам орфограммы. Выполните морфологический разбор 1 прилагательного.

Тума...ая погода, ветре...ый день, .пря...ый запах, кури...ый бульон, маши...ая работа, болезне...ое состояние, здание совреме...о, стари...ые часы, ю...ое лицо, ледя...ая гора, вещь це...а, петуши...ые бои, жестя...ая коробочка, жизне...ая драма, величестве...ая колонна, лебеди...ый крик.

Работа по карточке

ФИ_______________________________ Дата______________________

Задание на «3»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Задание на «4»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте все известные вам орфограммы

Задание на «5»

Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.

Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами - так сразу и начинается главная городская улица.

Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.

Работа по карточке

ФИ_______________________________ Дата______________________

Задание на «3»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Задание на «4»

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте все известные вам орфограммы

Задание на «5»

Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.

1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.

2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.

3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.

  1. Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.



Цель: научить учащихся правильно писать сложные прилагательные, воспитывать чувство дружбы, эстетическое воспитание.

Технологии: информационно-коммуникационные (интерактивная доска, модули), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления (кластеры, схемы).

Использование межпредметных связей с ИЗО, музыкой, математикой. Цель: формирование опыта школьников, подготовка к выполнению части С в ЕГЭ.

Уроки по имени прилагательному имеют эффект нанизывания знаний, тип урока - комбинированный. Повторение + новая тема. Новая тема изучается в форме лингвистического исследования с опорой на опыт и знания школьников.

Дифференцированные задания позволяют учащимся оценить свои возможности и работать в зоне собственного развития.

Работа в парах позволяет в большом классе осуществить взаимопомощь, добиться лучшего понимания и усвоения знаний.



© 2010-2022