Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе программы Т. М. Воителевой «Русский язык: программа для 10-11 классов» и учебника по русскому языку под редакцией Т. М. Воителевой «Русский язык. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанского района Тамбовской области





Рекомендовано

методическим объединением Утверждаю

учителей русского языка Директор школы _________ И.И. Степанникова

Протокол №_1 от « » 08. 2015 Приказ № от « » 08. 2015 года


Рабочая учебная программа

Русский язык

10 класс

Срок реализации: 1 год

Составлена на основе программы по русскому языку под редакцией

М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и учебника

Т. М. Воителевой «Русский язык. 10 класс» - М; Просвещение,

Борисовой А.Х

Алгасово

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе программы Т. М. Воителевой «Русский язык: программа для 10-11 классов» и учебника по русскому языку под редакцией Т. М. Воителевой «Русский язык. 10 класс» - М; Просвещение, 2015 год в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (Приказ № 323 от 27.10.11).

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащим :я знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Общепредметными задачами работы по русскому язык в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку: формирование общеучебныч умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами.

Основными целями обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне являются: совершенствование общеучебных умений и навыков учащихся - речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование всех видов компетенции (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой), функциональной грамотности; расширение умений школьников осмысливать закономерности языка, использование единиц языка в речи.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учеников. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в средней школе, при котором ученик является активным деятелем,отношения между учителем и учеником рассматриваются как субъект-субъектные.

Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Содержание предлагаемого курса обеспечивает эффективный учебный процесс, направленный на повышение речевой и письменной грамотности выпускников общеобразовательной школы, воспитание учащихся средствами изучаемого предмета.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

  • выборочная проверка упражнения;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

-различные виды разбора (фонетический, лексический,

словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
(целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка
устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

В программе указан годовой объем учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.

В рабочей программе, которая составлена на основе программы

Т.М. Воителевой на изучение курса русского языка в 10 классе отведено 35 часов в год. Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю за счет использования 1 час из регионального компонента.

Предлагаемая рабочая программа направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или в средних специальных учебных заведениях.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Глава 1. Наука о языке

Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Использование лингвистических словарей и справочников разных типов.

Глава 2. Язык и речь

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Речеведческий анализ текста.

Фонемный уровень языковой системы.

Глава 3. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия

Звук речи. Соотношение звука и буквы. Фонема. Слог, ударение, интонация. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Основные интонационные нормы. Нормы письменной речи: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- - с-. Правописание и - ы после приставок. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Лексико-фразеологический уровень языковой системы.

Глава 4. Лексика и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексические средства выразительности речи. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, антонимы, паронимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза. Оксюморон. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас русского языка. Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Лексические и фразеологические словари.

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.

Глава 5. Морфемика и словообразование

Состав слова. Виды морфем. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы. Основа слова. Виды основ. Способы словообразования в русском языке. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова. Нормы письменной речи: правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- - пре-. Правописание сложных слов.

Морфологический уровень языковой системы.

Глава 6. Морфология и правила правописания частей речи

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи. Их текстообразующая функция.

Имя существительное. Грамматические признаки существительного. Употребление в речи форм имен существительных.

Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательных.

Имя числительное. Грамматические признаки числительных. Употребление имен числительных в речи.

Местоимение. Грамматические признаки местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Употребление форм глагола в речи. Морфологические нормы.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Грамматические признаки причастий и деепричастий. Образование причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Синтаксические нормы употребления причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотом.

Наречие. Грамматические признаки наречий. Употребление наречий в речи. Морфологические нормы. Использование местоимённых наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния. Их грамматические признаки. Употребление слов категории состояния.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Союзы и частицы как средство связи предложений в тексте.

Нормы письменной речи: правописание грамматических форм слов.

Междометия и звукоподражательные слова.

Повторение и обобщение материал

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы


Количество

часов

1

Наука о языке


3

2

Язык и речь


9

3

Фонемный уровень языковой системы.

Фонетика, графика, орфография, орфоэпия


11

4

Лексика и фразеология


13

5

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.

Морфемика и словообразование


9

6

Морфологический уровень языковой системы.

Морфология и правила правописания частей речи


25

7

Повторение и обобщение материала.


2

Всего

70 часов



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать / понимать:


• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:


• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

 развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

 совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;




Методические и учебные пособия для учителя


  1. Воителева Т.М. Русский язык: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  3. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  4. Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина М.А. Русский язык: сборник упражнений для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  5. Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина М.А. Русский язык: сборник упражнений для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  6. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2015.

  7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

Литература для учащихся

1. Воителева Т.М. Русский язык: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

3. Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

4. Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина М.А. Русский язык: сборник упражнений для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.5. Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина М.А. Русский язык: сборник упражнений для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

6. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2015.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

1. school-collection.edu.ru

2. it-n.ru/

3. rus.1september.ru

4. openclass.ru





© 2010-2022