Конспект урока русского языка на тему Правописание о-ё после шипящих в корнях слов (5 класс)

Урок введения новых знаний. Данную тему учащиеся 5 класса воспринимают с трудом, поэтому урок построен таким образом, что учащиеся вначале сталкиваются с проблемой, а затем пытаются самостоятельно её разрешить, наблюдая за словами и работая в малых группах. Урок начинается с комплексного анализа текста. Этот методический приём считается очень действенным на уроках русского языка с точки зрения усвоения материала по работе с текстами и подготовки к итоговой аттестестации. Урок проходит в атмосфер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание о-ё после шипящих в корне слова» (по программе М.М. Разумовской)

  1. Комплексный анализ текста.

Небо над г..л..вой весеннее, г..лубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жав..ронки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Зар..сли кустов у берега ни..ко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий ш..рох и ле..кий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, ж..лтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разб..ваются.
Все живое, все р..стения приветствуют весну.

  • Докажите, что это текст.

  • Определите тему и основную мысль текста.

  • Придумайте подходящее название к тексту.

  • Укажите в тексте средства художественной выразительности.

  • Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограмм: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередование гласных в корне.

  1. Диалог с учащимися:

- Почему слова шорох и жёлтые не поместили ни в одну из орфограмм? - Гласные в этих словах находятся под ударением.

- Верно. Это другая орфограмма. Давайте внимательно понаблюдаем за этими словами: шорох - ш[о]рох , жёлтые - ж[о]лтые (запись на доске).

Учащиеся совещаются в малых группах и делают вывод: слова похожи тем, что начинаются с шипящих звуков; слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Возникает вопрос: какое правило регулирует написание букв о и ё в корнях слов после шипящих?

  1. Наблюдение.

-Попробуйте сами сформулировать правило, наблюдая за другими словами с буквами о-ё после шипящих в корне (во всех словах выделены корни):

Чёрный - чернеть крыжовник - крыжовничек

Щёки - щекастый шов - шовчик

Жёлудь - желудок капюшон - капюшончик

  1. Учащиеся вновь объединяются в малые группы и совещаются. Затем выступают представители от групп и выдвигают версии. Сравниваем выводы с правилом в учебнике. Отбираем правильные версии.

  2. Учащиеся знакомятся также с иноязычными словами - исключениями при помощи упражнения 312 в учебнике.

Домашнее задание: сочинить рассказ или стихотворение, где бы фигурировали слова - исключения на орфограмму «о-ё после шипящих в корне».


© 2010-2022