- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему Правописание о-ё после шипящих в корнях слов (5 класс)
Конспект урока русского языка на тему Правописание о-ё после шипящих в корнях слов (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова Ю.Н. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание о-ё после шипящих в корне слова» (по программе М.М. Разумовской)
-
Комплексный анализ текста.
Небо над г..л..вой весеннее, г..лубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жав..ронки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Зар..сли кустов у берега ни..ко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий ш..рох и ле..кий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, ж..лтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разб..ваются.
Все живое, все р..стения приветствуют весну.
-
Докажите, что это текст.
-
Определите тему и основную мысль текста.
-
Придумайте подходящее название к тексту.
-
Укажите в тексте средства художественной выразительности.
-
Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограмм: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередование гласных в корне.
-
Диалог с учащимися:
- Почему слова шорох и жёлтые не поместили ни в одну из орфограмм? - Гласные в этих словах находятся под ударением.
- Верно. Это другая орфограмма. Давайте внимательно понаблюдаем за этими словами: шорох - ш[о]рох , жёлтые - ж[о]лтые (запись на доске).
Учащиеся совещаются в малых группах и делают вывод: слова похожи тем, что начинаются с шипящих звуков; слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Возникает вопрос: какое правило регулирует написание букв о и ё в корнях слов после шипящих?
-
Наблюдение.
-Попробуйте сами сформулировать правило, наблюдая за другими словами с буквами о-ё после шипящих в корне (во всех словах выделены корни):
Чёрный - чернеть крыжовник - крыжовничек
Щёки - щекастый шов - шовчик
Жёлудь - желудок капюшон - капюшончик
-
Учащиеся вновь объединяются в малые группы и совещаются. Затем выступают представители от групп и выдвигают версии. Сравниваем выводы с правилом в учебнике. Отбираем правильные версии.
-
Учащиеся знакомятся также с иноязычными словами - исключениями при помощи упражнения 312 в учебнике.
Домашнее задание: сочинить рассказ или стихотворение, где бы фигурировали слова - исключения на орфограмму «о-ё после шипящих в корне».